Вячеслав Тихонов — аристократ духа
Запоминающаяся, благородная внешность была для артиста подарком судьбы и, одновременно, испытанием – трудно вписывалась в образы, на которых строился советский кинематограф. Но каждой своей ролью Тихонов неизменно доказывал – внешность должна быть подкреплена внутренним содержанием. 8 февраля - 85 лет со дня рождения замечательного актера, народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова.
Мы предлагаем вашему вниманию фильм, снятый к этой дате телеканалом "КУЛЬТУРА"
Долгая жизнь ролей
Князь Андрей Болконский в «Войне и мире», прямодушный тракторист Матвей в фильме «Дело было в Пенькове», мудрый и принципиальный учитель истории Илья Семенович в картине «Доживем до понедельника», Иван Иванович — хозяин преданного Белого Бима Черное ухо в одноименной ленте, рядовой Николай Стрельцов в экранизации романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину»... Каждая кинороль Вячеслава Тихонова памятна зрителям. Он снимался у Сергея Бондарчука, Сергея Гера- симова, Михаила Швей- цера, Станислава Ростоц- кого, Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова. Самой известной...
Его работой стала роль Штирлица-Исаева в многосерийном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» — воплощенный на экране образ советского разведчика, работающего в службе безопасности Третьего рейха, принес ему всенародную популярность.
Состояться в профессии Вячеславу Тихонову помог счастливый случай. Юноша из Павлова Посада окончил ремесленное училище, работал на заводе токарем, однако мечтал стать актером. На вступительных испытаниях во ВГИК провалился, но его заметил профессор Борис Бибиков и уже после экзаменов зачислил Тихонова к себе на курс. Сниматься он начал еще студентом: дебютировал в роли Володи Осьмухина в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». А картина Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» сделала актера известным на всю страну. Вячеслав Тихонов, с его типично «городской» внешностью, оказался невероятно убедительным в роли деревенского парня, тракториста Матвея. Актриса и режиссер Светлана Дружинина вспоминала, как, вживаясь в образ, он без жалости расправился с бровями: выбрил, высветлил их так, чтобы стало похоже, будто они выгорели на солнце после работы в полях.
Мать Вячеслава Тихонова была воспитательницей в детском саду, отец - механиком на ткацкой фабрике. Они, мягко говоря, удивились, когда сын, посмотревший не по одному разу все фильмы в ближайшем кинотеатре, объявил о желании стать артистом. Помогла будущему кумиру миллионов бабушка: она сказала, что если родители запретят Славе сделать то, чего ему хочется, он будет помнить об этом всю жизнь, считая, что отец с матерью встали на его пути к мечте. И вот Тихонов отправился поступать во ВГИК, и там-то ему и указали на дверь, сославшись на нефотогеничность. Отчаяние горе-абитуриента длилось недолго: расстроенного Вячеслава увидел в коридоре ВГИКа профессор Борис Бибиков и зачислил к себе на курс.
Еще будучи студентом, Тихонов снялся в первом своем крупном проекте – экранизации романа Александра Фадеева “Молодая гвардия” (1948) и получил за роль молодогвардейца Осьмухина Сталинскую премию. Однако всесоюзную популярность ему принес тракторист Матвей Морозов из “Дело было в Пенькове” (1957). Шебутной выдумщик и балагур Матвей, разрывающийся между чувствами к жене Ларисе и приехавшей из города интеллигентке Тоне, удался Тихонову на все сто, а ведь, как говорили все, кто близко знал Вячеслава, ничего общего у него с героем не было – он был тихим, скромным и застенчивым. Может, именно поэтому роль Матвея Тихонов считал своей лучшей актерской работой.
В фильмографии Вячеслава Тихонова более 70 ролей, и нам, конечно,хотелось бы рассказать вам обо всех и каждой, но, боимся, для нас это задача непосильная. Поэтому с вашего разрешения остановимся чуть поподробнее только на некоторых. В 1977-м Тихонов снялся в картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо», поставленной по повести Гавриила Троепольского. Говорят, при написании автор вдохновлялся историей пса Хатико, ставшего символом преданной любви и верности в Японии.
«Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. – Рассказывал о работе над фильмом Тихонов. – Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака — моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки — он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол — и он помчится за мной».
Заметим, “Белый Бим” номинировался на “Оскар” как лучший фильм на иностранном языке.
“Доживем до понедельника” (1969) – здесь Тихонов сыграл твердого и принципиального учителя истории Илью Семеновича, в которого влюблены сразу две его коллеги по работе. Фильм снимал все тот же Станислав Ротоцкий, который также занял актера в таких своих картинах, как “Майские звезды” (1959) и “На семи ветрах” (1962).
И, наконец, две самые-самые роли! “Войну и мир” Льва Толстого Тихонов почитал своим любимым литературным произведением. И, конечно же, он с энтузиазмом принялся играть одного из главных героев романа – Андрея Болконского – в экранизации Сергея Бондарчука. За четыре года трудов (именно столько длился съемочный процесс) Тихонов вымотался совершенно: «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица”. И, тем не менее, глядя на экран, задумывался ли кто-то, что на самом деле перед ним не князь вовсе, а бывший уличный парнишка с наколкой на руке?
Но самой-самой запоминающейся стала в глазах народа, конечно, роль Тихонова в сериале “Семнадцать мгновений весны”, поставленному Татьяной Лиозновой по произведению Юлиана Семенова. Говорят, генсек Брежнев так проникся, что повелел было разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Когда же Леониду Ильичу сказали, что никакого Исаева-Штирлица в действительности не существовало, это просто персонаж книги и фильма, он расстроился: “А жаль!”
Тихонов не был первым кандидатом на эту роль – Штирлица могли сыграть Иннокентий Смоктуновский или Арчил Гомиашвили, но в итоге Лиознова все же предпочла Вячеслава Васильевича. Огромное ей человеческое спасибо! Но если для нас, зрителей, другого Штирлица не было, нет и не может быть, то сам Тихонов эту роль особенно не выделял: “Это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…» И это ему блестяще удалось! Ну а что было потом, вы знаете – грандиозный, невероятный успех, бешеная популярность и сотни, если не тысячи анекдотов “Про Штирлица” – самый верный признак нежнейшей народной любви.
В 1974 г. Тихонов получил звание народного артиста СССР. За участие в фильме «Доживем до понедельника» он был награжден Государственной премией СССР, Госпремию РСФСР принесла ему роль Штирлица, за работу в фильме «Белый Бим Черное ухо» актер удостоился Ленинской премии. Но дело даже не в количестве наград и официальном признании. Главное — огромная любовь и уважение зрителей. Более пятидесяти картин: «Майские звезды» и «На семи ветрах», «Семейное счастье» и «Егор Булычев и другие», «ТАСС уполномочен заявить» и «Убить дракона», «Утомленные солнцем» и «Сочинению ко Дню Победы»... Что бы он ни играл — верили ему безоговорочно. В каждой своей роли он был убедителен даже не по-актерски, а прежде всего по-человечески.
Последней работой Вячеслава Тихонова стала картина Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», снятая в 2006 г. Здесь он сыграл Человека с добрым лицом, вообразившего себя самым обыкновенным Богом — не в гордыне, но в простоте, сердечности и мудрости. В ноябре 2009 года он был госпитализирован в реанимацию Центральной клинической больницы с повторным инфарктом миокарда. 28 ноября ему была срочно проведена операция, так как появились осложнения. Актер находился под постоянным наблюдением врачей, но состояние его оставалось тяжелым. 4 декабря 2009 года он скончался…