"Союзмультфильму"-82!

10-06-2016   3:40      402      0

Прекрасный повод собраться всем вместе и отметить замечательную дату – день рождения «Союзмультфильма». Легендарная студия была учреждена 10 июня 1936 года. Сейчас у неё за плечами более 80 лет, свыше полутора тысяч мультфильмов, которые вошли в нашу память и в золотую коллекцию мировой анимации. Центр Москвы. Улица Долгоруковская. Ее главная достопримечательность – «Союзмультфильм». Что это такое - не нужно объяснять даже малышам, потому что все знают, что самые лучшие мультики созданы именно здесь. Внутри здания сейчас тишина. А когда- то здесь, под этими церковными сводами, работали сотни людей. С XVI века здесь располагался храм Николая Чудотворца, и именно в этом пространстве и случился расцвет авторской советской анимации.

Родные любимые мультики.

Анимация, которой мы можем гордиться

10 июня 1936 года в Москве была основана крупнейшая советская студия мультипликационных фильмов. В скромном помещении этой студии за несколько десятилетий было создано настоящих шедевров больше, чем где-либо еще. Мультипликация старалась держаться как можно дальше от актуальных политических сюжетов, и, если все же вынужденно к ним обращалась, получалась непреднамеренная сатира такой силы, какая доступна не всякому записному юмористу. В мультипликации работали замечательные таланты — Иван Иванов-Вано, сестры Валентина и Зинаида Брумберг, Федор Хитрук. Здесь снял свои главные фильмы Юрий Норштейн, здесь начинал свою блестящую карьеру наш оскароносец Александр Петров. На студии работали и выдающиеся художники, с ней сотрудничали едва ли не все лучшие детские писатели СССР, а также и писатели совсем не детские — Николай Эрдман и Михаил Вольпин, Виктор Шкловский, Давид Самойлов, Виктор Славкин. Много писала для мультфильмов Людмила Петрушевская. Честно производивший массовую продукцию для детей «Союзмультфильм» стал прибежищем и воплощением всего лучшего, что было в искусстве советского периода. ~RuslanStudio~ совместно aif.ru выбрала дюжину самых ярких картин легендарной студии.

«Комната крокодила Гены» — экспонат Музея киностудии «Союзмультфильм».
«Комната крокодила Гены» — экспонат Музея киностудии «Союзмультфильм». © / Сергей Пятаков / РИА Новости

За 80 лет своего существования «Союзмультфильм» подарил миру около полутора тысяч картин, многие из которых вошли в «Золотой фонд» анимационной классики. Их помнят и любят на всем постсоветском пространстве: от Минска до Душанбе дети и взрослые знают, что бутерброд надо «колбасой на язык класть», как мудро советовал кот Матроскин, и стараются в любой ситуации сохранять спокойствие, цитируя Карлсона. В день юбилея кузницы советских мультипликационных шедевров АиФ.ru вспоминает лучшие из них.

Читайте также: История «Союзмультфильма». Справка

«Хорошо живет на свете Винни-Пух!»

Винни-Пух (1969), Винни-Пух идёт в гости (1971), Винни-Пух и день забот (1972)

Вот уже несколько десятилетий неугомонный медвежонок пытается добраться до меда в пчелином улье и голосом Евгения Леонова советует детям ходить в гости по утрам. Однако гениальный актер подарил медвежонку не только речь, но и неповторимую внешность. По словам создателей, Винни-Пух, до того как его срисовали с Леонова, напоминал «взбесившийся одуванчик». Советская экранизация сказки Алана Милна ничуть не уступает своему западному аналогу, более того, ее герои часто гораздо точнее соответствуют своим литературным прототипам.

Смотрите также: Борис Заходер. 10 цитат из «Винни Пуха»

«Это я, почтальон Печкин! Принес заметку про вашего мальчика!»

Трое из Простоквашино (1978), Каникулы в Простоквашино (1980), Зима в Простоквашино (1984)

«Трое из Простоквашино» — вдохновляющая трилогия о том, что будет, если запретить ребенку завести хвостатого друга. По сюжету мультфильма, в такой ситуации оказался невероятно самостоятельный городской мальчик Дядя Федор, который вместе со своими друзьями — бездомным котом Матроскиным и псом Шариком — отправился в деревню Простоквашино. Основой для мультфильма стала повесть Эдуарда Успенского, а образы героев разработали художники-постановщики Николай Ерыкалов и Левон Хачатрян под руководствомрежиссера Владимира Попова.

Читайте также: Эдуард Успенский: «Мой Дядя Фёдор ещё побывает на похоронах Гарри Поттера»​

«Ты заходи, если что!»

Жил-был пес (1982)

Мультфильм режиссера Эдуарда Назарова, первоначальное название которого «Собачья жизнь», был создан по мотивам украинской народной сказки «Сірко». Это история о дружбе и взаимопомощи: стареющий сторожевой Пес становится никому не нужен, хозяева решают прогнать его из дома, и тогда на помощь Псу неожиданно приходит Волк. «Жил-был Пес» можно пересматривать снова и снова, не уставая повторять давно превратившиеся в цитаты «Щас спою» и «Шо? Опять?».

«Ну, заяц, погоди!»

Ну, погоди! (1969 — 2005)

Сюжет популярного советского и российского мультсериала вечен: волк в надежде пообедать безрезультатно гоняется за зайцем, которому всегда удается ловко обхитрить хулигана. Изначально роль волка должен был озвучивать Владимир Высоцкий, он даже написал песню для своего героя, но после вмешательства цензуры утвержден был Анатолий Папанов. От идеи песни же отказались вовсе. Впрочем, «Ну, погоди!» все же получил очень яркое музыкальное оформление. В ленте звучат хиты советской сцены, в том числе песни Аллы Пугачевой, Эдиты Пьехи и Муслима Магомаева.

Читайте также: «Ну, Заяц, погоди!» Госзаказ, который искренне полюбили

«Спокойствие, только спокойствие!»

Малыш и Карлсон (1968), Карлсон вернулся (1970)

Одинокий семилетний мальчик грустит и мечтает о щенке, но судьбе свойственно распоряжаться по-своему: вместо питомца Малыш получил Карлсона — «красивого, умного и в меру упитанного мужчину в самом расцвете сил». В основе мультфильма — повесть Астрид Линдгрен, однако обаяние и харизма персонажа во многом заслуга советских мультипликаторов. Самодовольный толстячок с пропеллером за спиной благодаря художнику-постановщику Анатолию Савченко на протяжении многих лет неизменно вызывает улыбку зрителей.

Читайте также: Родом из детства. Карлсон, Незнайка и Голубой Щенок Юрия Бутырина

«Какая все-таки замечательная вещь, каникулы!»

Каникулы Бонифация (1965)

Однажды, проводя уборку на студии, Федор Хитрук нашел в одном из ящиков пару листов машинописного текста и, прежде чем выкинуть их, увидел фразу, которая глубоко тронула его. «Подумать только, удивился директор цирка, — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!», — было написано на пыльных страницах. Это была сказка чешского писателя Милоша Мацоурека, которая легла в основу идеи мультфильма «Каникулы Бонифация», истории об «отпуске» циркового льва у бабушки в Африке.

Читайте также: Рисуя детство. Памяти Федора Хитрука

«Кто не знает Дядю Степу?»

Дядя Степа — милиционер (1964)

Советские мультфильмы всегда старались привить детям высокие нравственные идеалы: простым языком они рассказывали о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Главным защитником мира и добра, созданным отечественными мультипликаторами, стал Дядя Степа. Доблестный милиционер-великан строго следит за порядком в городе: спасает старушек, предотвращает проделки хулиганов, возвращает маме потерявшегося малыша и легко решает проблему неисправного светофора. Мультфильм Ивана Асенчука 1964 года был второй экранизацией одноименного стихотворения Сергея Михалкова, однако именно она запомнилась зрителю больше всего.

«Ты ведь малиновое варенье несешь, да?»

Ежик в тумане (1975)

«Ежик в тумане» — не просто детская сказка о том, как ежик пошел к медвежонку пить чай с малиновым вареньем, греться у костра из можжевеловых веток и считать звезды, а настоящая философская притча о дружбе и жизненном пути. Она с первых кадров окутывает плотным туманом вечернего леса и заставляет сердце замирать то от зловещего уханья филина, то от образа прекрасной белой лошади. ЛентаЮрия Норштейна заслуженно получила всемирное признание, в ее копилке более 35 советских и международных наград и премий.

Читайте также: Недетские мультфильмы. Создатель «Ежика в тумане» об искусстве и гламуре

«Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей»

Крокодил Гена (1969), Чебурашка (1971), Шапокляк (1974), Чебурашка идет в школу (1983)

Мультсериал о Крокодиле Гене и Чебурашке — еще один анимационный памятник дружбе. Очаровательный обитатель тропиков случайно попадает вместе с ящиком апельсинов в большой город, где встречает одинокого крокодила, которому надоело вечерами играть с самим собой в шахматы. Вместе герои ищут друзей, борются с проказами Шапокляк и переживают множество других увлекательнейших приключений. Большие карие глаза неизвестного науке зверя навсегда влюбили в себя зрителей. Более того, образ Чебурашки сегодня является важной частью не только российской массовой культуры: мультфильм долгое время был популярен в Швеции, Англии и Германии, а в Японии до сих пор идет работа над новыми сериями знаменитого мультсериала.

Читайте также: Почему у Чебурашки большие уши?

"Союзмультфильм" за свои 80 лет переживала разное время – сложный военный и послевоенный периоды, расцвет в 1960-е годы, призовые 70-е и 80-е, кадровый и производственный кризис 1990-х годов и реформы 2000-х. О том, как сейчас живет главная фабрика по производству мультфильмов, – в материале ТАСС.

Итоги работы обновленного "Союзмультфильма", куда в 2013 году в качестве художественного руководителя пришел известный российский режиссер анимационного кино Михаил Алдашин, стали заметны в последние два года. Так, на прошедшем в марте Суздальском фестивале, который считается главным смотром новых отечественных мультфильмов, студия получила сразу несколько наград. Комедийный рисованный фильм "Питон и сторож" Антона Дьякова был отмечен специальным призом жюри "За юмор и авантюризм" и наградой Гильдии киноведов и кинокритиков. Драма "Мама-цапля" Марины Карповой была названа лучшим короткометражным фильмом, забавный мультфильм "Даша и людоед" Наталии Суринович пользовался большим успехом у зрителей, а трогательная "Морошка", рассказывающая о дружбе волка и маленькой девочки, получила приз за лучший фильм для детей. Эту картину, режиссером которой выступила Полина Минченок, уже на следующей неделе покажут на главном анимационном фестивале мира во французском Анси.

"Этот бренд придавал силы"
"Морошка" стала дебютной работой Полины Минченок, окончившей мастерскую номинанта на премию "Оскар" Константина Бронзита в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Аниматиком режиссер защитила диплом, после чего Михаил Алдашин предложил ей запустить "Морошку" на "Союзмультфильме".
"Был очень сильный подъем, когда Миша пригласил меня на студию, хотя я испытала немного грусти по поводу того, что в здании студии была какая-то пустота, ощущение, что в ней нет жизни. Повсюду висели прекрасные картины, эскизы к любимым мультфильмам, но энергии, жизни не было. Тем не менее этот бренд придавал силы. Помню, когда я сказала своему дедушке, что буду делать фильм на "Союзмультфильме", испытала невероятную гордость: дедушка понял, что я достигла успеха", – вспоминает свои первые ощущения от работы на киностудии Полина Минченок.
Помимо Минченок, на "Союзмультфильм" в прошлом году было привлечено еще несколько молодых режиссеров, в числе которых оказалась и Александра Лукина, которая сейчас работает над своим новым фильмом под рабочим названием "Злой колдун", рассказывающим о встрече африканского принца с красавицей, на которую злой колдун наложил проклятие. Фильм будет готов к концу июня.

Для Лукиной это уже не первая попытка попасть на легендарную киностудию. Режиссер пробовала поработать с "Союзмультфильмом" в 2009 году, однако тогда это не удалось в силу стечения обстоятельств.
"Очень большая разница в том, что было тогда, и что есть сейчас. Когда я первый раз пришла на "Союзмультфильм", студия была похожа на что-то тлеющее, умирающее, и не могу сказать, что тогда мне захотелось на ней работать. А сейчас есть молодая, энергичная команда, классные режиссеры, у которых есть чему поучиться, потрясающий художественный руководитель, который поддерживает ребят, направляет их. Сейчас есть то, что создает студию. Для меня студия – это, конечно, в первую очередь люди. И сейчас они здесь такие, что мне хочется остаться здесь и работать дальше", – отмечает режиссер.
В работе над новыми фильмами молодым авторам помогают зрелые мастера, многие из которых при этом продолжают экспериментировать и с собственным творчеством. Так, сорежиссер анимационного фильма "Ку! Кин-дза-дза", режиссер "Щелкунчика", художник и автор нескольких выпусков "Веселой карусели" Татьяна Ильина начала работу над черно-белым мультфильмом "Маршрутка".
"Это первый мой недетский фильм, который я делаю на "Союзмультфильме". Картина авторская, для взрослых. Для меня это немного необычный жанр в смысле студийного производства. Идея фильма созрела давно, он очень долго вынашивался. Это картина о жизни, о людях, такой человеческий Вавилон, засунутый в небольшое маршрутное такси, которое несется по городу. Это мой первый черно-белый фильм. Так что в каком-то смысле это дебют", – рассказывает Ильина.
На "Союзмультфильме" она с 1984 года. Сначала пришла на практику, а в 1986-м – в год 50-летия студии – стала официальным сотрудником.

"Я работала еще с мэтрами анимации, в старой технологии на целлулоиде, с заливкой, студийными цехами, то есть застала студию в ее классическом виде, и лет 10 мне удалось проработать в той студии, которой сейчас больше нет. В те годы рядом со мной были Иванов-Вано, Анатолий Петров, Вячеслав Котеночкин, оператор Михаил Друян. Мне повезло, что я училась у них. Поэтому я считаю себя таким мастодонтом, который одной ногой стоит в классической ушедшей технологии, а второй ногой – в современности", – отмечает режиссер.

"Анимация развивается в сторону большого кино"
По ее словам, нынешний "Союзмультфильм" "сочетает в себе новое поколение, которое даже не представляет, как все было раньше", и поколение, которое было, когда Ильина только пришла на студию.

"У меня учатся молодые ребята, и в то же время я работаю с нашими чудесными редакторами Натальей Абрамовой, Натальей Дьяковой. Они работали еще задолго до меня. Я очень рада, что Леонид Носырев принимает активное участие в нашей работе. Это говорит о том, что все-таки связь поколений существует. Кстати, в отличие от многих, кто говорит, что школа анимации исчезла, я считаю, что это далеко не так. Я вижу, что уровень анимационного образования никуда не делся. Он прекрасно работает, просто у аниматоров сейчас немного другие техники исполнения. Аниматоры развиваются. Может, не так эффектно, как нам хотелось бы, но за короткий срок – за последние 10 лет – возникло огромное количество режиссеров, художников, работающих на очень высоком, хорошем классическом уровне. При этом сама анимация развивается в сторону большого кино", – считает Татьяна Ильина.
Режиссеры признают, что для современного производства анимации мощности нынешнего "Союзмультфильма" недостаточно, поэтому большие надежды возлагаются на переезд студии в новое здание, бывшее Московское конструкторское бюро киноаппаратуры, недалеко от Останкина. Переезд должен состояться до конца этого года.
"В новом здании будет место и для кукольного производства, и для 3D. Два этажа фактически будут отданы под 3D-производство, значительное крыло будет выделено под короткометражное производство с отдельными комнатами, чтобы можно было размещать группы. Мы планируем развивать все направления", – рассказывает заместитель директора по производству "Союзмультфильма" Анастасия Лунькова.
Тем не менее до переезда студия продолжает активную работу. "Мы пришли к этому году с большим производством в количестве 100 минут, из них больше половины были поддержаны Министерством культуры РФ. Сейчас у нас в производстве, например, три выпуска "Веселой карусели", один из которых юбилейный", – рассказала Лунькова.

Этот сборник будет новогодним, над его сюжетами работают режиссеры Алексей Алексеев, Сергей Меринов, Олеся Щукина и Марина Карпова. Летом на студии начнутся съемки фильма Светланы Андриановой  "Два трамвая" по стихотворениям Осипа Мандельштама. По словам Луньковой, фильм будет "решен в трех измерениях – дома будут объемные, кукольные, трамваи плоские, барельефные, а сами персонажи будут сделаны из бумаги". В начале осени будет закончена работа над новым мультфильмом Елизаветы Скворцовой "Джонни-Бони-Бо", который рассчитан на семейную аудиторию.
"Проектов этого года не так много – всего 61 минута, но, учитывая наш переезд и количество юбилейных мероприятий, может, это и нормально. Для развития студии переезд необходим, чтобы была возможность увеличить производство. В этом году мы будем подавать в Министерство культуры заявку на 120 минут. Три сборника "Веселой карусели", несколько отдельных фильмов, будет много коротких проектов студентов нашего экспериментального объединения, курсов для режиссеров и аниматоров, которые сейчас делают небольшой альманах "Велосипед" с минутными сюжетами, будем подавать заявки на кукольные фильмы, чтобы в новом здании уже целенаправленно заниматься кукольным производством", – рассказывает Лунькова.

Проект "Гофманиада"
К концу года и переезду "Союзмультфильм" планирует и премьеру своего самого затяжного проекта "Гофманиада", работа над которым ведется, с перерывами, с 2001 года.
"Фильм не ориентирован на широкий прокат, но мы постараемся провести несколько показов в кинотеатрах, так как эту работу, безусловно, нужно смотреть на большом экране. Кино серьезное, не совсем детское. Хотя режиссер Станислав Соколов позиционирует его и для детей тоже. Мы посмотрим, как все сложится. Материала снято очень много – около 100 минут, а в фильм войдет 70. Еще мы готовим "Фильм о фильме". Надеюсь, это тоже получится интересное произведение. Очень многое происходило с проектом, он переживал тяжелые годы вместе со студией", – отмечает продюсер.
Помимо кукольного и короткометражного, после переезда "Союзмультфильм" намерен целенаправленно развивать и сериальное производство.
"Мы занимаемся поисками, может быть, получится запустить какой-то пилот, скорее всего, за счет собственных средств. Занимаемся мы этим потому, что сериал нужен "Союзмультфильму" для дальнейшего развития и для коммерческой линейки, которая необходима, так как нельзя жить только за счет государственных средств, необходимо ориентироваться и на коммерческий потенциал проектов. Коллекция новых фильмов студии, сложившаяся за последние два-три года, позволяет существовать, но нужно заниматься разными направлениями", – считает Лунькова.

Золотая коллекция "Союзмульфильма"
Доход студии приносит и золотая коллекция фильмов, снятых еще в советское время. Совсем недавно "Союзмультфильм" вновь вернул себе право на управление своим фондом, и теперь уже авторские отчисления идут не через Госфильмофонд, как было раньше, а непосредственно через "Союзмультфильм". Впрочем, и это пока не избавило студию от юридических и экономических проблем. В марте этого года авторы написали обращение к министру культуры РФ Владимиру Мединскому о том, что студия не выплачивает им отчисления.

"Схема авторских отчислений у нас не менялась с тех пор, как мы приняли управление коллекцией. К сожалению, в какой-то момент произошла задержка по этим выплатам, так как нам не заплатили те, кто должен был заплатить за использование фильмов. Авторы не понимали, что происходит, у нас действительно был не совсем налаженный диалог. Совсем недавно мы пригласили представителей авторского сообщества и обсудили все вопросы. Теперь думаем о том, что при студии нужно сделать совет авторов, чтобы они наблюдали за тем, как эти отчисления происходят. И когда происходят задержки не по нашей вине, объявляли об этом другим авторам и озвучивали сроки выплаты. Так будет спокойней и нам, и им", – сообщила Лунькова.
Она надеется, что студии удастся в скором времени решить все свои проблемы, а кроме того, и организовать показ новых мультфильмов для широкого круга зрителей. Уже сейчас "Союзмультфильм" активно сотрудничает с московским кинотеатром "Пионер", с которым организована программа совместных показов мультфильмов студии, приуроченная к юбилею. Также в честь 80-летия в Музее Москвы 10 июня начинает свою работу мультимедийная выставка "Столица мультфильмов", представляющая историю киностудии через разнообразие и уникальность мультипликационных стилей и техник. На выставке можно будет увидеть и фильмы, снятые на студии за эти годы.

ПУБЛИКАЦИЯ  ~RuslanStudio~ по материалам aif.ru

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий