Олег Янковский. "Я, на свою беду, бессмертен"
Мы предлагаем вашему вниманию фильм 2014 года "Олег Янковский. "Я, на свою беду, бессмертен", Первый канал.
Олег Янковский - любимый артист многих поколений. Кажется, успех сопровождал его всегда. Однако мало кто знает, что в жизни Олега Ивановича был невероятно тяжелый период, когда он оказался невостребован в своей стране. Он уезжает во Францию, где играет на сцене театра в Париже. Думал ли Янковский об эмиграции? И почему все же вернулся в Россию, хотя сниматься в русском кино не хотел?
Лишь через два года после приезда на родину Олег Янковский вернулся в отечественный кинематограф. Он получил роли в трех картинах: "Тургенев. Метафизика Любви" и "Анне Карениной" Сергея Соловьева и "Агнус Дей" Семена Арановича. Впервые мы покажем кадры незавершенного фильма "Агнус Дей", где Олег Иванович сыграл единственную в своей кинокарьере роль работника спецслужб. Каково было играть с великим актером? Каким он был на съемочной площадке и в жизни? Об этом нам расскажут его коллеги по кино и театру и близкие друзья.
Производство: Медиа Конструктор , 2014
Автор сценария: Иван Обломский
Режиссер: Евгений Жижикин
Продюсеры: Данила Шарапов, Олег Вольнов
Олег Янковский – суперзвезда нашего кино, главный красавец Советского Союза, уникальный актер, сыгравший больше сотни ролей в театре и кино. Казалось, успех сопровождал его всегда. Но мало кто знает, что в жизни Янковского был невероятно тяжелый период.
В начале 90-х, когда советского кинематографа уже не было, а российский еще не встал на ноги, на первый план вышли герои боевиков. Признанному мэтру не было места в новом кинематографе. Сниматься в кооперативных фильмах начала 90-х Янковский отказывался наотрез. Кумир миллионов, он на несколько лет пропал с экранов. Его начали забывать.
И вот в 1994 году ему, кажется, улыбнулась удача – Янковский получил главные роли сразу в трех картинах. Две из них снимал Сергей Соловьев: "Иван Тургенев. Метафизика любви" и "Анна Каренина".
"Он сам назначил пробы, - рассказывает режиссер Сергей Соловьев. - Говорит: "Давай я Каренина сыграю". Я говорю: "Олег, ты же молодой, веселый, красивый. Какой ты Каренин?". - "Нет, давай пробу назначим". Мы назначили эту пробу и сняли ее. И уже тогда Олег был выдающимся Карениным".
Третью роль Янковский получил в фильме "Агнец Божий" Семена Арановича. Действие картины происходит в блокадном Ленинграде. Аранович успел снять только 40 минут монтажного материала. Фильм "Агнец Божий", приуроченный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, так и не был завершен. В 1996 году Семен Аранович умер в Гамбурге после тяжелой болезни. Несчастливая судьба постигла и два других фильма, где был занят Янковский. На их завершение банально не хватило денег. Закрытие сразу трех картин стало для Янковского тяжелым ударом.
Много лет зрители ждали возвращения Янковского на экран в большой настоящей роли. Это случилось только в 2002-м. В фильме Валерия Тодоровского "Любовник" герой Янковского узнает, что его жена, которую он недавно похоронил, на протяжении всей совместной жизни была ему неверна. Ради съемок Янковский отказался от всех репетиций в театре. Он работал над ролью лишь с короткими перерывами на сон. После выхода фильма "Любовник" стало ясно, что вместе с Олегом Янковским на наш экран возвратился редкий жанр – психологическое кино.
Янковский редко соглашался на роли второго плана. Но еще в одном фильме Тодоровского, "Стиляги", он сыграл небольшой эпизод. Янковскому хватило двух минут экранного времени, чтобы создать яркий образ советского дипломата с бурным прошлым. Казалось, для Янковского не было ничего невозможного. Ему одинаково хорошо удавались и благородные герои, и отъявленные злодеи. Даже подлецы в его исполнении столь обаятельны, что вызывали у зрителя определенную симпатию…
Олег был младшим из трех сыновей. В детстве он и не мечтал об актерской карьере. Но его старший брат Ростислав, получив профессию актера, уехал из Саратова в Минск. Школьника Олега он забрал с собой. Жили в гримерке. В Минске 14-летний Олег Янковский дебютировал на сцене в роли пионера. Он подавал одну реплику… Прошло 18 лет, и мальчик, не мечтающий быть актером, вырос в мастера, виртуозно владеющего профессией. Олег Янковский стал суперзвездой, актером, обладающим только ему присущей харизмой.
Дебют Янковского кино состоялся в 1968 году в фильме "Щит и меч". Роль Генриха Шварцкопфа сделала 24-летнего актера из провинции знаменитым на всю страну. В том же году Янковский сыграл главную роль в картине "Служили два товарища".
"Молчаливый, тихий, скромный молодой человек. Он всегда немножко дистанцирован, он всегда молчалив, в нем всегда что-то скрыто. И в этом его сила, и в этом его особенность", - отмечает кинокритик Антон Долин.
В рокового красавца влюблялись миллионы зрительниц. Янковский к тому моменту уже был женат. Еще в годы учебы в театральном училище Саратова Олег расписался с однокурсницей Людмилой Зориной. В 1973 году вместе с Людмилой и пятилетним сыном Филиппом Янковский перебрался в Москву. Он, уже состоявшийся актер, получил приглашение в "Ленком" от Марка Захарова.
Янковского с женой и сыном ждала коммунальная квартира, в которой "Ленком" расселял своих актеров. На 15 квадратных метрах молодая семья Янковских прожила несколько лет. Олега и Людмилу в Москве ждали серьезные испытания. Людмила Зорина всегда была рядом с Янковским. Это ей давалось нелегко: она, ведущая актриса Саратова, в Москве оказалась без работы.
И на съемках, и на сцене, и за их пределами Янковский всегда был окружен красивыми женщинами. Внешность была его профессиональным козырем. Про Янковского говорили, что его любит камера. Невероятно, но для Янковского почти никогда не делали фотопробы.
Роль волшебника в "Обыкновенном чуде" стала для Янковского знаковой. Образ задумчивого интеллектуала сопровождал его в течение всей актерской карьеры. На съемках "Обыкновенного чуда" Янковский впервые работал в кино вместе с 23-летним Александром Абдуловым. После выхода картины Янковский с Абдуловым стали кумирами публики.
Режиссеры наперебой предлагали новые роли. Иногда обоим актерам – одни и те же. Янковский и Абдулов могли бы стать непримиримыми конкурентами. Но вместо этого соседи по ленкомовскому общежитию стали друзьями. Дружба подкреплялась совместной работой в десятках легендарных фильмов и спектаклей. Разные по темпераменту, Янковский и Абдулов воплощали в себе двух идеальных мужчин своего времени.
В театре Олег Янковский сыграл 25 ролей, в кино – в три раза больше. И каждый раз он пытался предстать перед зрителем с неожиданной стороны, раздвинуть рамки заданного амплуа. В 1979 году зрители и коллеги были в восторге от барона Мюнхгаузена, сыгранного Янковским в фильме "Тот самый Мюнхгаузен".
"Это было счастье – работать с ним, - говорит режиссер Марк Захаров. - Он в кинематографе очень многому меня научил. Я думаю, что я ему тоже что-то сделал хорошее, особенно в "Том самом Мюнхгаузене".
С каждым новым фильмом Марка Захарова зрители открывали для себя нового Янковского. "Он был Волшебником - персонажем далеко не однозначно позитивным, а угрожающим, потом Мюнхгаузеном - фантазером, в которого все были влюблены, и Драконом - чудовищем и тираном, - перечисляет Антон Долин. - Или взять Свифта. Ведь это тоже история о доме, где живет писатель Молчанов, ни слова не говорящий и который, тем не менее, является автором, создателем этого мира, таким же Волшебником и таким же Мюнхгаузеном".
Олег Янковский снялся в четырех картинах Захарова. Сыграл в 15 спектаклях "Ленкома". Бок о бок с Захаровым они отработали 36 лет. Съемки в кино часто мешали Янковскому играть в репертуарных спектаклях, но Захаров всегда шел навстречу любимому актеру. "Мы подстраивались под него, - говорит Марк Захаров. - У нас какие-то репетиции, естественно, без него проводились, спектакли. И особенно когда он снимался у Тарковского, это были, так сказать, святые дни для нас. Мы делали все возможное, чтобы он прозвучал хорошо и интересно у этого великого русского режиссера".
В 1974 году Янковский снялся в фильме Андрея Тарковского "Зеркало". Роль сына главного персонажа досталась сыну Олега Ивановича Филиппу. До сих пор в актерской среде жива версия, что сначала на роль утвердили маленького Филиппа, а только потом за компанию его папу – Олега Ивановича. Но это не более чем актерская байка.
Признавая мастерство Янковского, Тарковский снял его еще в одном фильме – "Ностальгия". В "Ностальгии" перед Янковским стояла задача сыграть известную каждому русскому эмигранту тоску по родине. Чтобы вызвать это состояние, Тарковский провел над актером жесткий эксперимент. "Должны были снимать в Италии, - рассказывает актриса Ирина Купченко. - Олег приехал, его поселили в гостинице и оставили. День проходит, два, три, неделя, две. Он не понимает, что происходит. Оказалось, Тарковский специально это все сделал. Ему нужно было состояние человека, который живет на чужбине и томится на ней".
Фильм снимался для телевидения Италии. Невероятно, но всю роль ностальгирующего русского писателя Янковский играл на итальянском, не понимая ни слова, заучив сочетание звуков.
Феноменальная способность на слух воспроизводить звучание чужого языка выручила Янковского в самый тяжелый период его жизни. Мало кому известно, что в самом начале 90-х Янковский уехал работать во Францию. В 1990 году Александр Адабашьян пригласил Янковского на главную роль в картине по роману Симоны Арес "Мадо". Съемки проходили во Франции, а Янковский был единственным русским актером. И опять перед ним встала проблема абсолютного незнания языка. Он блестяще справился с задачей, причем произношение его было настолько правильным, что французы были уверены: этот русский отлично знает язык.
Между тем французская карьера Янковского только начиналась. Его пригласили в парижский театр "Ателье", и полгода он выходил там на сцену. В спектакле "Падшие" Олег Иванович сыграл английского полицейского, купленного мафией. Как и на съемках "Ностальгии" и "Мадо. До востребования", Янковский снова продемонстрировал свою уникальную способность играть роль на чужом языке на слух.
В 1992 году актер вернулся на родину. Янковскому присвоили звание народного артиста Советского Союза. Возвращения Олега Ивановича ждали не только в семье, но и в театре "Ленком". Но главное – Янковский вернулся к своему зрителю.
Фильм Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" - единственная картина, где вместе с Янковским сыграла его жена Людмила Зорина. Насколько безоблачны были их отношения вне съемочной площадки? Кто знает. Янковский ни с кем не делился подробностями своей личной жизни. Олег Янковский и Людмила Зорина прожили вместе 46 лет. Их не развели ни бытовые проблемы, ни невероятная слава Олега Ивановича, ни слухи, ни сплетни. Вместе они вырастили сына и внуков. В зрелые годы Олег Иванович старался каждую свободную минуту быть рядом с близкими.
Вместе с внуками Иваном и Лизой он часто появлялся на фестивале "Черешневый лес". Он был одним из инициаторов этого форума и восемь лет бессменным председателем попечительского совета. С 1993 года Янковский был президентом фестиваля "Кинотавр". Его стараниями "Кинотавр" стал одним из самых представительных и престижных российских кинофорумов.
В 2000 году Олег Янковский решил сам снять кино. Доброе, светлое, сказочное. Фильм "Приходи на меня посмотреть" - настоящая новогодняя сказка. Герой Янковского перепутал адрес дома и попал в чужую квартиру, где встретил женщину своей мечты.
"Для Янковского приход в режиссуру – это был прежде всего способ получить какие-то роли, которые он реально хотел сыграть", - замечает режиссер Карен Шахназаров.
Фильм тепло приняли зрители, картина получила приз на фестивале "Окно в Европу". Олег Иванович выступил в роли режиссера первый и последний раз.
В июле 2008 года с театральной сцены Олега Янковского забрала скорая помощь. Он оправился после сердечного приступа и вновь вернулся к работе. На премьере спектакля "Шут Балакирев" за кулисами дежурили врачи. Олег Иванович очень дорожил близкими людьми. Он не говорил родственникам и друзьям о своей болезни. Для всех, кто окружал Янковского, страшные новости стали полной неожиданностью.
В 2009 году режиссер Павел Лунгин дал Янковскому роль в фильме "Царь", которую мог сыграть только этот актер. "Мне нужен был человек особого благородства, особой какой-то внутренней чистоты, красоты, - говорит режиссер. - Потому что как вообще показать святого, кто такой святой?"
Уже после смерти мастера на телеэкран вышла "Анна Каренина" режиссера Сергея Соловьева. Картина со сложной судьбой, которую снимали девять лет, была показана на Первом канале в 2013 году. Так Янковский в очередной раз вернулся к своему зрителю. И будет возвращаться вновь и вновь во всем великолепии своего мастерства.
"ЯНКОВСКИЙ". Режиссер: Аркадий Коган. Производство: Студия 217 , 2015.
Это фильм - о любви к Янковскому. Главный талант великого актера был не в лицедействе, или - не только в нем. Янковский талантливо влюблял в себя людей. Все, кто снимался в фильме, и те, кто остался за кадром (продюсеры и друзья Олега Ивановича) - не только хорошо знали Янковского. Они любят его. Именно это стало принципом отбора участников фильма…
При всей эмоциональной заряженности фильма, в нем - все составляющие большого кино: невероятно драматичная судьба, главный герой, от которого невозможно оторваться, никому не известные страницы биографии. И даже не известная широкому зрителю роль, сыгранная Янковским в неоконченном фильме Семена Арановича "AGNUS DEI".
В сюжетную линию фильма легли три составляющие: размышления сына актера - Филиппа Янковского – разбирающего и комментирующего семейные фотоархивы, которые прежде не были обнародованы; рассказы самых близких друзей о Янковском - часто неожиданные и парадоксальные и архивное видео, снятое при жизни Янковского в разные годы по его же инициативе автором фильма Аркадием Коганом : "Была очень хорошая компания. Очень много людей, которым я должен сказать "спасибо". Но публично поблагодарить хочу одного человека, который дал возможность снять это кино, доверил его мне - Олега Ивановича Янковского".
Эти слова прозвучали на церемонии вручения ежегодной премии "Золотой орел " в январе 2015 года. Фильм "Янковский" получил национальную кинематографическую премию в номинации "Лучший неигровой фильм".
В фильме принимают участие:
-Ростислав Иванович Янковский, брат
-Николай Иванович Янковский, брат
-Филипп Янковский, сын
-Иван Янковский, внук
-Галина Волчек
-Инна Чурикова
-Ирина Купченко
-Олег Басилашвили
-Сергей Гармаш
-Олег Меньшиков
-Леонид Ярмольник
-Татьяна Друбич
-Александр Збруев
-Лора Гуэрра, вдова Тонино Гуэрра
-Наина Ельцина
-Вера Феоктистова, актриса Саратовского театра им.Слонова
-Вадим Абдрашитов, кинорежиссер
-Михаил Агранович, кинооператор, кинорежисер
-Григорий Аредаков, худ.рук. Саратовского театра им.Слонова
-Феликс Аронс, в прошлом директор и худ.рук.Саратовского театра им. Слонова
-Роман Балаян, кинорежиссер
-Валерий Тодоровский, кинорежиссер
-Марк Захаров, режиссер худ.рук. театра "Ленком"
-Михаил Куснирович.
О ПРОФЕССИИ АКТЕРА
Западные актеры оказываются в другом обрамлении, и лучшие в итоге становятся бриллиантами. Русские же таланты так и остаются необработанными алмазами.
Что может быть страшнее несостоявшегося артиста? Это не пересказать, потому что в актерской профессии, все построено на самолюбии, тщеславии. Ну, представьте, мы все учились вместе — Маша, Коля, Витя, Валя. И вдруг — у Коли все, у меня ничего. Что же может быть, в такой ситуации, кроме злости? Это в лучшем случае, а в худшем — многие ломаются и спиваются. Актер — это особая ипостась. Ну, плохой инженер, и плохой инженер, это не так страшно. Он может состояться в чем-то другом. А плохой актер — это жизненная трагедия.
Документальный фильм «Олег Янковский. На свою беду я бессмертен»:
Актеру нужна работа, ответная реакция зрителей, без этого мы хиреем, вянем. Но еще страшнее холостой ход: ты тужишься, надуваешь щеки, пытаешь изречь нечто особенное, а внутри — пустота. Понимаете, прежде моим героям было что сказать, поэтому их слушали тогда и готовы слушать до сих пор. Сегодня наступило молчание. Увы, не великое.
Актер — не профессия, а диагноз. Он обязан уметь управлять своей болезнью. Она дана ему Господом Богом. Правда, сейчас многое изменилось. Актеров стало много, а вот артистов — мало.
О ТЕАТРЕ
Театр особенно необходим артисту. Кино и телевидение — это хорошо, это нужно, но именно театр — это тот дом, где формируется твое сознание, твое ремесло. Помимо таланта, который тебе отпустил Господь Бог, нужно заниматься этим замечательным ремеслом, и это сродни процессу воспитания ребенка. А ребенок должен формироваться в доме, в хорошем доме, где стены излучают тепло, любовь. А все остальное — это сродни улице.
Программа «В наше время». «Тот самый Янковский…»:
О ЖЕНЩИНАХ
Вообще, жить с женщиной — это уже героизм. Создание семьи с одним человеком и на всю жизнь — это подвиг.
Женщина влияет на мужчину гораздо больше, чем он на нее.
Олег Янковский в программе «На ночь глядя»
О СЕБЕ
Все, что меня сформировало, — это генетические дела, хорошая семья. Бабушка была интеллигентная женщина, знала французский язык, и когда я какого-то мальчика знакомого со двора домой приводил, она мягко так говорила: «Олеженька, с ним тебе не надо дружить. У него пять лет уже нет дома». И вот эту фразу я хорошо запомнил. Семейные традиции — это сильный позвоночник. А если позвоночник у тебя не очень в порядке, жизнь заставит тебя прогнуться — я имею в виду компромиссы, безнравственность. Это все и так приходится проходить, но лучше с прямым позвоночником.
Мне не надо клеить усы и бороду, чтобы почувствовать себя другим человеком. Надо просто поверить, что ты моряк Жевакин — и сразу другой глаз у тебя, и осанка. Не изображать, а почувствовать. Это называется «я» в предлагаемых обстоятельствах.
Я нафантазировать могу все что угодно, но враньем это называть не хочется.
Памяти Олега Янковского: