Ее сложно представить бегущей в магазин возле дома в джинсах, растянутом свитере и с неопрятным хвостиком на голове. Зато легко вообразить, как девушек, похожих на Ренату, великие художники и поэты называли своими музами.
Против всех
Рената Литвинова родилась в январе 1967 года в семье московских врачей. Отец был потомком старинного татарского рода, и новорожденная получила имя в честь своего дяди Рината. Когда девочке едва исполнился год, родители расстались. За всю жизнь она видела папу раз десять, но, по ее словам, все встречи помнит очень ярко. Он был красавцем и любимцем женщин. Кстати, именно отец подарил Литвиновой первые в ее жизни духи и туфли на высоком каблуке. Но ту обувь она ни разу не надела — одну туфлю разорвала собака. Зато вторую Рената хранит до сих пор.
После развода мама будущей актрисы так и не вышла замуж повторно. Она целиком погрузилась в череду больничных дежурств и прочую работу. Дочь в это время либо сидела на продленке в детском саду, либо отправлялась к бабушке с дедушкой. Последний работал главным инженером на заводе, а его жена вела активную общественную деятельность: была старшей по дому, членом партии, вела собрания во дворе.
«Бабушка была яркой необузданной личностью, могла не понравившуюся ей женщину на партсобрании лопаткой для цветов ударить прямо по прическе», — рассказывает Литвинова. Еще Рената помнит, что бабушка всегда душилась «Красной Москвой», поэтому теперь актриса и сама предпочитает этот аромат.
Рената ненавидела школу. Она вспоминает беспросветное одиночество, окружавшее ее там. Часто после учебы Литвинова сидела дома одна — слушала радиоспектакли, читала книги из маминого шкафа. «Уроки, сколько себя помню, никогда не делала, только отрывочно, но училась на пятерки», — говорит Рената. Друзей среди одноклассников у нее не было, и актриса до сих пор помнит ощущение, которое преследовало ее в те годы, — «одна против всех». За высокий рост одноклассники прозвали девочку Останкинской Телебашней, а за особый взгляд на мир — той, которая «не от мира сего».
После уроков Рената ходила в музыкальную школу и на секцию легкой атлетики, хотя, по ее признанию, способностей к бегу не имела. Зато спорт воспитал в ней волю, которая потом очень пригодилась в жизни.
Свой круг
Мама Ренаты очень любила кино и смогла передать это увлечение дочери, поэтому, когда перед девушкой встал извечный вопрос выпускника — куда поступать, — Рената знала ответ. Конечно же, на сценарный факультет ВГИКа! Тем более еще в школьные годы она начала писать рассказы и небольшие сценарии, которые и показала на вступительных экзаменах. Ее творчество пришлось по душе профессору, сценаристу Евгению Габриловичу, поэтому девушка поступила с первого раза. Именно во ВГИКе, окруженная увлеченными людьми, Рената наконец почувствовала себя счастливой. Школьные испытания закончились, она вышла в свет.
Ренату приглашали сниматься в фильмах и играть этюды, но она отказывала, целиком погрузившись в учебу. Поступив в институт, девушка практически ушла из дома мамы, снимала квартиры, вела самостоятельный образ жизни. Рената отмечает, что к 18 годам уже ясно осознавала, кем является в этой жизни. «Я не была ветреной, просто вела обычную жизнь юного существа, полную прекрасных и не очень прекрасных ошибок», — рассказывает она.
Преддипломную практику девушка проходила в объединении известного режиссера Сергея Соловьева «Круг». Он отмечал, что проза Литвиновой своеобразна, а уровень мастерства — выдающийся. Ему настолько понравился написанный Ренатой сценарий «Нелюбовь», что он запустил его в работу. Чуть позже Литвинова написала сценарий короткометражки «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча» и дебютировала в роли актрисы эпизодической роли в фильме Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века». Так и начался ее большой творческий путь.
Большое кино и капля любви
Рената Литвинова, еще даже не успев сделать ничего существенного, моментально стала объектом повышенного внимания киносообщества. Особо выделялась ее манера держаться, говорить и жестикулировать, которую девушка смогла сохранить в себе со школьных времен.
Конечно, Рената «брала» не только своим необычным образом. Драму «Нелюбовь», сценарий к которой она начала разрабатывать еще во ВГИКе, например, критики позже назвали началом «истории свободного российского кино».
А что касается пути Ренаты-актрисы, то он начался с фильма Киры Муратовой «Увлеченья», в котором она сыграла странноватую медсестру. Интересно, что сама Литвинова тогда себя в амплуа киноартистки особо не воспринимала. «Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать Кире Муратовой было невозможно», — признавалась Литвинова в интервью.
Потом Рената написала для Киры несколько новелл, сыграла в ее «Трех историях». Еще вышла «Страна глухих», в основу которой легла повесть Литвиновой «Обладать и принадлежать».
Примерно в это время — когда ей было 29 лет — Рената в первый раз вышла замуж. Ее избранником стал кинопродюсер Александр Антипов. Правда, брак продлился недолго. Распространяться Литвинова о тех временах не любит. «Прошел год, и… я просто съехала с его квартиры», — рассказывала она.
Брак: вторая попытка
В начале нулевых на экраны вышел фильм Александра Митты «Граница. Таежный роман», который сейчас по праву можно назвать классикой. За роль в этом фильме Литвинова получила Государственную премию России. Параллельно она работала над документальной лентой «Нет смерти для меня», для которой брала интервью у пяти советских актрис: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Они рассуждали о жизни, кино, мужчинах, браке и смерти.
Но как же без любви? В 2001 году актриса, давно оправившаяся от развода, снова вышла замуж. Избранником стал бизнесмен Леонид Добровский, от которого позже Литвинова родила дочь Ульяну. Несмотря на материнство, Рената продолжала активно работать. Дебютировав в полнометражной режиссуре, она сняла ленту «Богиня: Как я полюбила».
«Это фильм о любви. В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает, но в моей версии смысл в том, чтобы испытать любовь», — рассказывает Рената.
Любовь любовью, но брак — дело тонкое. Спустя пять лет совместной жизни Литвинова и Добровский приняли решение расстаться. Развод проходил тяжело — через суды, иски и взаимные претензии. Это был большой стресс для актрисы, после которого она еще раз убедилась: регистрация отношений не нужна. Если есть любовь, то зачем узы брака? И зачем продолжать жить с человеком, с которым любви больше нет?
Она, впрочем, уверена, что теплые отношения нужно стараться сохранить ради детей. У ребенка должен быть отец, неравнодушный к его проблемам.
«Я никогда не стану лишать дочку отца, потому что знаю, что это такое, когда ты ждешь, а он не приходит. Ребенок любит не за что-то, а просто потому, что он — папа», — делится Литвинова.
Наши дни
В 2008 году Рената сняла еще один документальный фильм, на сей раз о певице Земфире («Зеленый театр в Земфире»). Позже они вместе поработали над картиной «Последняя сказка Риты», для которой певица написала музыку.
Об отношениях Литвиновой и Земфиры ходит много слухов. Например, в прессе появлялась информация, что они живут вместе и даже обменялись обручальными кольцами. Но никаких официальных подтверждений этому нет. Литвинова называет Земфиру своей соратницей и гением, а последняя в свою очередь выражает актрисе уважение и признательность.
«У меня есть один человек — Рената. Мне этого достаточно. Она многогранная, интересная. И мне с ней никогда не бывает скучно», — делится певица.
Сейчас дочка Литвиновой Ульяна живет во Франции. Рената считает, что французское образование лучше российского, тем более у нее у самой от школьных времен остались лишь негативные воспоминания. Не так давно Рената опубликовала в своем Instagram фотографию 14-летней дочери, и многие пользователи соцсети заметили их сходство.
Девочке прочат большое будущее — не в кино, так на подиуме. А Рената в свою очередь старается привить Ульяне хороший вкус. Красота, по мнению Литвиновой, — понятие неочевидное и быстро утрачиваемое, если над ней не работать.
«Красота — это скорее мозг, воля и познания в живописи, как ни странно», — считает актриса. Еще она отмечает, что старается влиять на дочку личным примером. «Физические нагрузки. Помнить о грехе чревоугодия. Не пить водку, не курить. Много читать. Делиться и отдавать», — подчеркивает Рената.
Про себя же актриса говорит одно: «Я убеждена, человек без любви — ничто. Пусть она не взаимна. Конечно, это больно. Кто сказал, что любовь — это только удовольствие? Конечно, в ней есть моменты эйфории, блаженства, но одновременно — это боль, которая с тобой всегда. Зато тебе дано увидеть что-то», — говорит Рената. И добавляет, что у нее не было первой, второй или третьей любви. Любовь бывает единственной. Остается только надеяться, что Литвинова ее обрела.
Рената Литвинова и режиссер Никита Михалков
У Литвиновой было два мужа, с обоими она развелась. Возможно, они просто не смогли принять силу и талант этой удивительной женщины?
Литвинова любит надевать экстравагантные, но вместе с тем очень элегантные и женственные наряды
Несмотря на то что, по словам самой Ренаты, сначала она совсем не хотела сниматься в кино, трудно не признать, что у нее есть замечательный актерский талант