Никита Михалков. Его кино и роли — его жизнь.

21-10-2015   0:05      1485      0

Михалков Никита Сергеевич — талантливый режиссер, актер и публичная личность. Его вклад в киноискусство огромен, а полученные награды и кинопремии не пересчитать. И это не удивительно, ведь его предки были более чем знамениты.
В доме Никиты Сергеевича на самом видном месте висит большая его гордость – генеалогическое древо. Согласно ему, у знаменитого режиссера есть родство с А.С. Пушкиным, а более близкими родственниками были – народный художник Петр Кончаловский и Василий Суриков.
Родители также не были обделены талантами. Мама — Наталья Кончаловская являлась литератором, детским писателем и поэтессой. Отец – Сергей Михалков был также творческой личностью – сочинял стихи, писал басни и был драматургом. Оставил свой след в истории тем, что написал текст к гимну СССР и РФ.

Никита Сергеевич Михалков

С ранней молодости и по настоящее время ему неизменно сопутствовал успех. В чем же секрет его неустанной работоспособности? В чем движущая сила этого человека? Почему он вызывает столь противоречивые мнения, но никогда никого не оставляет равнодушным? На эти и другие вопросы попытались ответить создатели фильма "Никита Михалков" с помощью самого юбиляра, его родных, друзей и коллег. 21 октября 2015 года в эфире "Россия1-HD" прошла премьера документального фильма-портрета Саиды Медведевой "Никита Михалков". Предлагаем его Вашему вниманию.

Никита Михалков

Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. Отец — Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель, мать — Наталия Петровна Кончаловская.

В кино Никита Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 г. сыграл в маленьком эпизоде в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 г. — в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша». В 18 лет сыграл одну из главных ролей в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и спел там доныне популярную одноименную песню. После чего юный Михалков сразу сделался всенародно любимым и очень известным. В год выхода фильма Михалков поступает в Театральное училище имени Щукина.

В 1966 г. Михалкова отчисляют из Щукинского училища за нарушение дисциплины (Михалков неоднократно игнорировал запрет на киносъемки, который существовал для студентов училища). Он переводится на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма — там же за восемь лет до него учился его старший брат Андрей Кончаловский.

В 1971 году Никита Михалков заканчивает ВГИК. Его дипломной работой стала короткометражная картина «Спокойный день в конце войны». После окончания института Никита Михалков неожиданно для всех уходит в армию, на Камчатку в атомный подводный флот.

Демобилизовавшись, Н. Михалков вернулся в кинематограф. В 1974 году на экраны страны вышел первый фильм Михалкова-режиссера «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Десятилетие 1974—1984 гг. прошло для Н. Михалкова очень плодотворно. Практически ежегодно на экраны страны выходили его фильмы: «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1980), «Родня» (1982), «Без свидетелей» (1983). Его фильмы получают международное признание, завоевывают множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. Также на рубеже 80-х годов Михалков много и успешно снимается как актер. Самые известные его роли: «Сибириада» (1979 г.) — режиссер Андрей Михалков-Кончаловский (1979 г.), «Вокзал для двоих» (1983 г.) и «Жестокий романс» (1984 г.) — режиссер Эльдар Рязанов.

В 1984-м Никите Михалкову присвоено звание народного артиста РСФСР.

В 1987 году Никита Михалков представляет публике свою новую картину «Очи черные». Фильм снимался в Италии, в главной роли — Марчелло Мастроянни. Эта работа была отмечена множеством призов на международных кинофестивалях. Во время съемок фильма у Михалкова родилась дочь Надя. День ее рождения (27 сентября) Никита Михалков «увековечил» в «Очах черных»: специально выложил число «27» цветами на клумбе в одной из сцен.

В конце 80-х Михалков создает продюсерское объединение «Три Тэ» (Творчество, Товарищество, Труд), которое успешно работает и по сей день.

Первым фильмом, созданным при участии этого объединения, стала картина Н. Михалкова «Урга» (1991 г.) — притча о монгольской семейной паре, живущей в степи. Картина имела шумный успех на международных кинофестивалях, собрала богатый урожай призов, была номинирована на «Оскар».

В апреля 1990 года Никита Михалков был избран президентом Всероссийской теннисной федерации, в отставку ушел в сентябре 1995 г.

С января 1992 г. Никита Михалков — член Президиума Российского Международного Фонда культуры. 21 мая 1993 года Никита Михалков был избран председателем правления Российского Фонда Культуры (вместо академика Дмитрия Лихачева, оставшегося почетным президентом Фонда).

В 1993 году Михалков завершает многолетнюю работу над фильмом «Анна от 6 до 18», рассказывающим о жизни его дочери Анны.

Никита Михалков с дочкой Надей

В 1994 году снял фильм «Утомленные солнцем». Фильм получил множество международных наград, главными из которых являются Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший иностранный фильм.

В 1998 году Никита Михалков избран председателем Правления Союза кинематографистов РФ.

В 1999 г. выходит новая картина Н. Михалкова «Сибирский цирюльник». Одновременно с выходом этого фильма в прессе поднимается шквал доводов и предположений, связанных с возможным выдвижением Михалковым своей кандидатуры на президентских выборах. Эти слухи не подтвердились, в списке кандидатов в президенты 2000 г. фамилия Н. Михалкова отсутствовала.

В 2003 г. Никита Михалков активно занимается документальной публицистикой. Совместно с телеканалом «Россия» выпустил цикл программ о белогвардейцах под названием «Никита Михалков. Русский выбор». В этом же году вышли две документальные картины «Отец» и «Мама», приуроченные к 90-летию С. Михалкова и 100-летию Н. Кончаловской. Эти фильмы транслировались по центральным каналам телевидения. Лента «Мама» была отмечена главным призом Международного кинофорума «Золотой витязь».

В 2005 году Никита Михалков переизбран на пост председателя Союза кинематографистов России(в октябре 2005 года Михалков ушел в творческий отпуск всвязи со съемками нового фильма). В этом же году он выступил продюсером художественного фильма «Статский Советник». Эта лента признана «Лучшим продюсерским проектом года» на МКФ «Кино-Ялта -2005».

Юбилейный для режиссера год стал урожайным на кинороли. Это и одна из главных ролей князя Пожарского в «Статском советнике» (за которую Михалков получил приз «Кинотавра», приз Фестиваля российского кино во Франции,премию кинопрессы «Золотой овен», национальную кинопремию «Золотой орел»), и роль в кинокомиксе Алексея Балабанова «Жмурки», где Михалков удивил зрителей новым для актера амплуа гротескового бандита, а также роль российского дипломата в психологической драме Кшиштофа Занусси «Персона нон грата». В этом же году Михалков снялся в картине «Мне не больно» А. Балабанова и в проекте Владимира Хотиненко о возникновении Христианства, завершил работу над второй частью многосерийного фильма «Никита Михалков. Русский выбор». о судьбе российской эмиграции начала 20-ого века. Также в 2005 году Михалков выпустил документальную ленту «Генерал Кожугетыч» к 50-летию министра МЧС Сергея Шойгу, с которым режиссера связывает многолетняя дружба.

Весь 2006-ой год был посвящен работе над фильмом «12». Создавая его, Никита Михалков отталкивался от культовой ленты 60-х «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. В итоге получилось совершенно новое, оригинальное произведение, о проблемах и вопросах нашего времени.

8 сентября 2007 года Никита Михалков во второй раз стал обладателем "Золотого льва" - главной награды Венецианского кинофестиваля - за картину «12», которую он снял после 8-летнего перерыва в художественном кино. Все газеты, журналы и интернет-сайты были заполнены статьями о режиссере и его новой картине. Жаркие дискуссии шли среди кинокритиков, разделив их на два лагеря - тех кто ЗА и, кто ПРОТИВ идеи фильма. А студия ТРИТЭ была буквально звалена сотнями тысяч писем с исповедальными историями благодарных зрителей.

Спустя месяц внимание прессы вновь приковано к Никите Михалкову. По просьбе Телеканала «Россия» он создает небольшой фильм-зарисовку к 55-летию президента России В.Путина. Лента под названием «55» вызвала горячие споры в обществе. Оппоненты Михалкова почему-то посчитали зазорным публично поздравлять главу своего государства, забывая о том, что Михалков прежде всего обращался к товарищу и другу и сделал очень трогательную и тонкую художественную работу, а никак не политическое заявление, как это пытались представить противники творчества режиссера.

Ну, а в январе 2008 года была поставлена еще одна точка в споре о важности ленты «12». Российские киноакадемики назвали фильм "Лучшей картиной года". «12» получил сразу 16 статуэток «Золотого орла» в 5-ти номинациях (в том числе за монтаж, музыку, режиссуру и за актерские работы). К тому же лента «12» вошла в финальный «шот-лист» претендентов на кинопремию «Оскар» в номинации лучший зарубежный фильм. А в июле 2008 года на Международном кинофестивале в Карловых Варах фильм «12» получил приз зрительских симпатий, несмотря на то, что картина была представлена ВНЕ конкурса.

30-ого марта 2009 года Никита Михалков был вновь избран на пост председателя правления Союза кинематографистов.

Весной 2010 года в канун 65-летия Великой Победы вышел на экраны фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем-2. Предстояние». Картина стала участницей конкурсной программы Каннского международного кинофестиваля, удостоилась награды «За духовность в культуре» на российском кинофестивале "Виват кино России!" и приза «Зрительских симпатий» кинофестиваля «Балтийские дебюты».

3 мая 2011 года на экраны вышла завершающая часть «Утомленные солнцем-2. Цитадель» А Российская оскаровская комиссия выдвинула эту ленту на соискание знаменитой голливудской премии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

В декабре этого же года зрители, наконец, смогли увидеть полную версию дилогии, без сокращений, со сценами, специально снятыми для телесериала. Показ прошел на канале Россия. В этой картине появились новые персонажи и сюжетные линии, более понятными стали некоторые истории главных героев, например, почему потеряла дар речи Надя или как удалось выжить Мите после попытки самоубийства.

29 января 2014 года Никита Михалков вместе со своим партнером, генеральным директором Студии ТРИТЭ Леонидом Верещагиным получил награду от Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» в номинации «Лучший фильм года» за художественный фильм «Легенда №17», который был произведен и спродюсирован их кинокомпанией. Этот фильм получил еще 5 призов- за монтаж, музыку, сценарий, мужскую и женскую роли второго плана. Картина взяла и приз «Зрительских симпатий», на «Кинотавре».

Также Никита Михалков был удостоен чести нести Олимпийский флаг-2014 в Сочи на торжественной церемонии открытия Игр. В этом же году режиссер снял документальную картину "Чужая земля", представленную на канале Россия. В соцсети большую популярность приобрел ЖЖ «Бесогон», в котором мэтр делится секретами профессии, дает оценку происходящему в нашей стране и за рубежом. В мае 2014 года телеканал Вести-24 транслировал некоторые выпуски Бесогона, как имеющие особую общественно-политическую значимость.

Сейчас режиссер завершает работу над лентой «Солнечный удар», снятой по одноименному рассказу И. Бунина. Выход фильма запланирован на осень 2014 года.

Также Никита Михалков:

  • в 1978 году стал лауреатом премии имени Ленинского комсомола;
  • с 1984 года — народный артист РСФСР;
  • 21 октября 1995 года указом Президента РФ Михалков награжден орденом «За заслуги перед отечеством» III степени;
  • член Президиума Всемирного Русского собора (1995 год);
  • член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО;
  • сопредседатель Совета Российского Земского Движения. Никита Михалков имеет почетную степень доктора наук Международной академии наук и искусств;
  • к 50-летию Михалкова Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II удостоил юбиляра высшей награды Русской Православной Церкви — ордена Сергия Радонежского I степени;
  • 30 октября 1995 года ректор МГУ Виктор Садовничий вручил Никите Михалкову почетный знак Московского государственного университета;
  • 10 февраля 2004 г. Никита Михалков награжден орденом Рыцаря Большого Креста и премией Витторио Де Сика.
  • 02 июня 2005 года Никита Михалков отмечен призом XVI ОРК "Кинотавр" "За личный вклад в развитие кинематографа".
  • 12 июля 2005 года Никита Михалков отмечен призом II Международного кинофестиваля "Золотой Абрикос"(Ереван) "За вклад в мировой кинематограф".
  • 16 сентября 2005 года основатель "Студии ТРИТЭ" Никита Михалков назван «Человеком года в кинобизнесе» по итогам IV Национальной премии в области кинобизнеса (Киноэкспо-2005)
  • 28 октября 2005 года Никита Михалков был награжден указом президента орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени".
  • 23 ноября 2005 года Никита Михалков был удостоен высшей общественной награды России – ордена Александра Невского "За труды и Отечество".
  • В 2007 году Никита Михалков избран председателем Общественного Совета при Министерстве обороны РФ.
  • 10 июля 2010 года Никита Михалков был награжден "Золотым глобусом" за " Вклад в развитие мирового киноискусства" на МКФ в Карловых Варах
  •  
  • НАГРАДЫ и ДОСТИЖЕНИЯ

  - Государственные награды и звания. Награды СССР
Народный артист РСФСР (28 марта 1984)
Заслуженный артист РСФСР (31 декабря 1976)   

   НАГРАДЫ  Р О С С И И
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (29 июня 2015) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, кинематографического и театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (21 октября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 октября 1995) — за заслуги перед государством, большой личный вклад в развитие киноискусства и культуры
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (21 октября 2010) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность
Награды других стран
Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2004)
Командор ордена Почётного легиона (1994)
Офицер ордена Почётного легиона (1992)
Орден «Дружба» (Азербайджан, 20 октября 2015 года) — за особые заслуги в развитии культурных связей между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией
Золотая медаль «За заслуги» Республики Сербия (2013 год) — за особые заслуги в общественной и культурной деятельности

-- Прочие награды
Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (РПЦ)
Почётный член Российской академии художеств

-- Общественные достижения
в 1978 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола
член Президиума Всемирного Русского собора (1995 год)
член Комиссии России по делам ЮНЕСКО
сопредседатель Совета Российского Земского Движения. Никита Михалков имеет почётную степень доктора наук Международной академии наук и искусств
30 октября 1995 года ректор МГУ Виктор Садовничий вручил Никите Михалкову почётный знак Московского государственного университета
10 февраля 2004 года награждён премией Витторио де Сика
2 июня 2005 года отмечен призом XVI ОРК «Кинотавр» «За личный вклад в развитие кинематографа»
12 июля 2005 года отмечен призом II Международного кинофестиваля «Золотой Абрикос» (Ереван) «За вклад в мировой кинематограф»
в 2005 году удостоен Гран-при национальной премии «Россиянин года» (Российская Академия бизнеса и предпринимательства
16 сентября 2005 года назван «Человеком года в кинобизнесе» по итогам IV Национальной премии в области кинобизнеса (Киноэкспо-2005)

-- Общественные должности
Председатель жюри 46-го Берлинского кинофестиваля (1996);
Президент Российского фонда культуры (с 1993 года по н/в);
Член президиума совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству;
Член совета по кинематографии при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Член совета директоров ОАО «Первый канал»;
Председатель правления ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова»;
Член совета директоров компании «Синемапарк»;
Президент Московского международного кинофестиваля;
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
Член комиссии Национальной академии искусств и наук России по выдвижению российских фильмов на «Оскар»;
Представитель России в Европейской киноакадемии;
Участник российско-итальянского Форума-диалога по линии гражданских обществ;
Член совета по информационной политике Союза России и Белоруссии;
Член конкурсной комиссии по созданию гимна Союза России и Белоруссии;
Член президиума Всемирного русского собора;
Сопредседатель совета Российского земского движения;
Член экспертного совета премии «Человек года»;
Почётный профессор ВГИКа;
Председатель попечительского совета конкурса студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна»;
Почётный председатель жюри Литературной премии имени Горького;
Член попечительского совета Благотворительного фонда поддержки творческого наследия Микаэла Таривердиева;
Председатель творческо-экспертной комиссии по присуждению премий Центрального федерального округа в области литературы и искусства;
Член общественного совета Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества;
Член попечительского совета по возрождению мужского монастыря Коренная пустынь (Курская область);
Член попечительского совета Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана;
Член попечительского совета Отечественного футбольного фонда;
Сопредседатель попечительского совета по сохранению наследия Соловецких островов;
Олимпийский посол заявочного комитета «Сочи-2014»;
Председатель Общественного Совета при Министерстве обороны;
Президент Совета Российского союза правообладателей;
Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело»;
Член Попечительского совета Благотворительного фонда Святителя Василия Великого;
Доверенное лицо президента Путина В. В.

-- КИНОНАГРАДЫ
За фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»:
Премия жюри МКФ в Дели (1975)
За фильм «Раба любви»
Приз «Пластина Золотого Тура» за режиссуру на МКФ в Тегеране (1976)
Лучший фильм на КФ молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» (1976)
Спец. приз жюри МКФ «Молодое кино» в Йере (Франция)
За фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино»
«Большая золотая раковина» на МКФ в Сан-Себастьяне (1977)
«Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (1978)
Гран-при союза художников кино и ТВ на «Фесте» в Белграде (1978)
Премия «Давид ди Донателло» (Флоренция, 1978)
За фильм «Пять вечеров»
Премия за лучшую мужскую роль (С. Любшин) на МКФ в Йере (1979)
Лучший иностранный фильм на экранах Польши и Болгарии (1979)
За фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»
Приз «Золотой щит Оксфорда» режиссёру, оператору (П. Лебешеву), актёру (О. Табакову), актрисе (Е. Соловей) на МКФ в Оксфорде (1980)
Первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Бенальмадене (1982)
Признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года
За фильм «Без свидетелей»
Приз ФИПРЕССИ МКФ в Москве (1983)
Приз и диплом за режиссуру ВКФ в Киеве (1984)
Приз Испанской федерации киноклубов на МКФ в Вальядолиде (1984)
За фильм «Очи чёрные»
Приз за лучшую мужскую роль (М. Мастроянни) на МКФ в Канне (1987)
За фильм «Автостоп»
Гран-при, приз режиссёру и актёрам МКФ индустриальных фильмов в Вашингтоне (1990)
Гран-при МКФ индустриальной рекламы в Милане (1990)
За фильм «Урга — территория любви»
Премия «Ника» за лучшую режиссуру (1992)
Приз «Золотой лев» МКФ в Венеции (1991)
Выдвигался на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке»
Гран-при ОРК «Кинотавр» (1992)
Приз Европейской киноакадемии «Феликс» за лучшую режиссуру (1993)
Гран при МКФ в Кёльне
Государственная премия Российской Федерации (1993)
За фильм «Анна: от 6 до 18»
«Серебряный голубь» МКФ документальных фильмов в Лейпциге (1994)
Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь» (1994)
За фильм «Утомлённые солнцем»
Гран-при МКФ в Канне (1994) (поделил с фильмом «Жить», реж. Чжан Имоу)
Приз Американской киноакадемии, премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1995)
Гран-при МКФ «Янтарная пантера», спец. приз президента фестиваля (Наде Михалковой), (Калининград, 1994)
Приз Прессы за лучший фильм 1994 года
Государственная премия Российской Федерации (1995)
За фильм «Сибирский цирюльник»
Государственная премия Российской Федерации (1999)
Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь» (1999)
За фильм «Статский советник»
Приз кинофестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль (2005)
На Ереванском кинофестивале «Золотой абрикос» был удостоен премии им. Сергея Параджанова «за вклад в мировой кинематограф» (2005)
За вклад в киноискусство
«Специальный лев» МКФ в Венеции (2007)
Премию Акиры Куросавы за создание картин, «наполненных гуманизмом», на Токийском международном кинофестивале 26 сентября 2008 года.
За фильм «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»
Приз «За духовность в культуре» кинофестиваля «Виват кино России!» (2010)
Приз «Зрительских симпатий» кинофестиваля «Балтийские дебюты» (2010)

 

От «Утомленных солнцем» до «Солнечного удара»: 10 культовых фильмов Никиты Михалкова

21 октября 2015 года знаменитый кинорежиссер празднует свое 70-летие. В этот день мы вспомнили самые знаменитые картины Никиты Михалкова, на которых выросло не одно поколение. Итак, что нужно обязательно увидеть?

21.10.2015, 12:59, Анна Дозорцева
 
Никита Михалков  | Фото Russian Look
 

«Я шагаю по Москве», 1963

В ролях: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Любовь Соколова, И. Титова, Ирина Мирошниченко, Владимир Басов, Ролан Быков, Лев Дуров 
 
 
Фильм «Я шагаю по Москве» включен в конкурсную программу фестиваля в ВенецииХотя авторство этого фильма принадлежит не Никите Михалкову, а Георгию Данелии, «Я шагаю по Москве» невозможно не отметить, говоря о Михалкове. Одна из ярчайших и светлых картин с его участием, и его первая главная роль в кино. 

Напитанный ярким московским настроением фильм поразил зрителей с первых же кадров, и на долгие десятилетия стал едва ли не лучшим семейным фильмом о дружбе, о любви и о городе. 

Интересный факт: Режиссёр фильма Георгий Данелия появился в фильме в эпизодической роли чистильщика обуви. 

 
Я шагаю по Москве Никита Михалков
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" Фото: Russian Look
 

«Раба любви», 1975

В ролях: Елена Соловей, Родион Нахапетов, Александр Калягин, Олег Басилашвили, Константин Григорьев, Никита Олег Басилашвили: роли, которые ему не досталисьМихалков, Михаил Чигарев, Виктор Комиссаров, Вера Кузнецова, Николай Пастухов 

Из занятой большевиками Москвы уезжает в Крым на съемки звезда немого кино Ольга Вознесенская. Она остро переживает крушение старого мира, стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них. Быть может, спасением для знаменитой актрисы окажется любовь?.. 

 
Раба любви
Кадр из фильма "Раба любви"
 

«Неоконченная пьеса для механического пианино», 1976

В ролях: Александр Калягин, Елена Соловей, Евгения Глушенко, Антонина Шуранова, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Никита Михалков, Анатолий Ромашин 

Мишель Платонов в юности был умен, смел, подавал большие надежды и был влюблен в прелестную Софи. И вот, спустя семь лет, в гостях у генеральши, где собирается весь уездный «бомонд», они встречаются снова — простой деревенский учитель Платонов и Софья — солидная, одержимая «идеями» замужняя дама… 

 
Неоконченная пьеса для механического пианино
Кадр из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" Фото: Russian Look
 

«Пять вечеров», 1978

 
Юлия Пересильд сыграет главную роль в байопике о Людмиле ГурченкоВ ролях: Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Александр Адабашьян, Валентина Теличкина, Нина Тер-Осипян, Н. Канарский, С. Лобаков, Людмила Гайликовская 

Они познакомились двадцать лет назад и полюбили друг друга, но война разлучила их. Теперь Ильин и Тамара Васильевна встретились вновь, и любовь вспыхнула с новой силой… 

 
Пять вечеров
Кадр из фильма "Пять вечеров" Фото: Russian Look
 

«Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1979

В ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрей Попов, Елена Соловей, 
Авангард Леонтьев, Андрей Разумовский мл., Олег Козлов, Елена Клищевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов 

 
 
Олег Табаков не смог принять участие в «каренинских» чтенияхВ 19 веке русские помещики жили скучно и праздно. Им нелегко было найти свое место в жизни. Вот и главный герой фильма Илья Ильич Обломов не хотел трудиться лишь ради приумножения своего богатства, поскольку не видел в этом для себя высокой цели. 

Лежа на диване и предаваясь размышлениям о смысле жизни, Обломов многое упустил в своей жизни, в том числе и  любовь — Ольгу. Отчаявшись достучаться до его сердца, она вышла замуж за его друга Штольца. 

 
Несколько дней из жизни И. И. Обломова Олег Табаков
Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" Фото: Russian Look
 

«Родня», 1981

В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Фёдор Стуков, Всеволод Ларионов, Никита Михалков, Александр Адабашьян 
 
 
Никита Михалков стал виноделомФильм в иронической манере повествует о сложных взаимоотношениях близких друг другу людей. Главная героиня в простоте душевной пытается «склеить» распавшуюся семью любимой дочери. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест… 
 

Интересные факты:

  • Эпизод, в котором у персонажа фильма внезапно звонит находящийся в его портфеле будильник, Никита Михалков использовал также в своём фильме «12» (2007).
  • Фильм снимался в городе Днепропетровске, съемки проходили в двух городских парках им. Чкалова и им. Шевченко, а также в ресторане «Маяк».
 
Нонна Мордюкова Родня
Кадр из фильма "Родня" Фото: Russian Look
 
 

«Утомленные солнцем», 1994

В ролях: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Ингеборга Дапкунайте, Надежда Михалкова, Андре Умански, Вячеслав Тихонов, Светлана Крючкова, Владимир Ильин 

Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского 
Сиквелы, приквелы и ремейки: что делают с шедеврами советского кинодирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралось много людей: красавица-жена, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, соседи. 

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, кажется всем абсурдом. Никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда. 

 

Интересные факты:

  • Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский.
  • Съемки «Утомленных солнцем» затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
 
Утомленные солнцем
Кадр из фильма "Утомленные солнцем"
 
 

«Сибирский цирюльник», 1998

В ролях: Олег Меньшиков, Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Алексей Петренко, Марина Неёлова, Владимир Ильин, Даниэль Ольбрыхский, Анна Михалкова, Марат Башаров, Никита Татаренков 
 
 
Гордость России: 10 фильмов, купленных западными прокатчикамиГоды правления Александра III. «Сибирский цирюльник» — паровая самоходная лесопилка, заказ на производство которой пытается получить в российских государственных органах американский авантюрист Маккрэкен. Для своей поддержки он вызывает в Москву Джейн, чья задача — обворожить генерала Радлова и уговорить его дать согласие на разработку машины. 

По пути Джейн знакомится с юнкером Андреем Толстым. Он влюбляется в иностранку и в порыве ревности избивает соперника-генерала. Бывшего юнкера, закованного в кандалы, отправляют в Сибирь, разлучив с возлюбленной… 

 

Интересные факты:

  • Со времени написания сценария «Сибирского цирюльника» до окончания его экранизации прошло около 10 лет. В основном столь длительный срок связан со сложностями в организации финансирования такого масштабного проекта.
  • Роль генерала Радлова должен был сыграть Юрий Богатырев, который внезапно умер в возрасте 41 года в 1989 году.
  • Общий бюджет «Сибирского цирюльника» (включая стадию послесъемочного периода) составил более 40 миллионов долларов. Таким образом, этот фильм формально является самой крупнобюджетной постановкой в истории российского кино (рекордом советского времени считается «Война и мир» Сергея Бондарчука).
 
Сибирский цирюльник Никита Михалков
Кадр из фильма "Сибирский цирюльник" Фото: East News
 
 

«12», 2007

В ролях: Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев 
 
 
Никита Михалков назвал мат великим изобретением русского народаИстория о 12-ти присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, которому приписывают убийство отчима — офицера Российской армии, воевавшего в Чечне. 

Все улики свидетельствуют против обвиняемого, и одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в школьном спортзале, готовы осудить юношу. Но один из присяжных уверен, что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд, и предлагает коллегам более вдумчиво рассмотреть дело. 

 
Никита Михалков 12
Кадр из фильма "12" Фото: Архивы пресс-служб
 

«Солнечный удар», 2014

В ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Сергей Серов, Алёна Спивак-Бычкова, Наталья Суркова, Денис Васильев, Ксения Попович, Олег Граф, Вадим Головко, Андрей Попович 

Всего одна ночь с незнакомкой становится для главного героя настоящим наваждением. Этот «солнечный удар» не отпускает его даже в самые «окаянные дни» гибели Российской Империи… 

 

Интересные факты:

  • В основу фильма легли два произведения Ивана Бунина: одноимённое «Солнечный удар» и «Окаянные дни».
  • По словам Никиты Михалкова, он шёл к этому сценарию 37 лет и от руки переписывал произведения Ивана Бунина, чтобы понять, как они сделаны.
 
Солнечный удар
Кадр из фильма "Солнечный удар"
 

Никита Сергеевич Михалков - прославленный режиссер и актер, автор нескольких всемирно известных киношедевров, лауреат премии «Оскар», легендарный художник и неравнодушный гражданин. Для многих поколений Никита Михалков стал абсолютным авторитетом и в творчестве, и в отношении к жизни, к Отечеству, к истории. Работы этого мастера можно пересматривать многократно и всегда обнаруживать в них новые художественные нотки. Выход каждой новой картины Никиты Михалкова — это событие мирового масштаба, о котором говорят и пишут сотни СМИ. Успешная премьера нового фильма «Солнечный удар» еще раз подтвердила, что Никита Михалков по-прежнему остается одним из самых любимых народных режиссеров. На презентации своей книги «Публичное одиночество» Никита Сергеевич сказал, что никогда не отрекался и не будет отрекаться от произнесенных слов. И эта принципиальная позиция достойна уважения.

Трудно переоценить все то, что делает этот удивительный человек для родной культуры и искусства.
Никита Сергеевич Михалков с 1993 года руководит Российским фондом культуры, с 1997 года является председателем Союза кинематографистов России – старейшего и крупнейшего творческого союза, членом Совета при Президенте России по культуре и искусству, является главой Российского Союза Правообладателей.
Никита Сергеевич сочетает в себе яркую индивидуальность художника, бесспорное творческое начало и огромный потенциал, харизматичность и потрясающие лидерские качества. Все это делает его ярчайшей фигурой российской культуры. Мы от всей души ещё раз поздравляем Вас, Никита Сергеевич, с Днем рождения! Желаем Вам процветания, побед, удачи во всех Ваших начинаниях и идеях, здоровья, сил и вдохновения! 

                                      Никита Михалков в "Прожекторперисхилтон" 24.04.2010

                                      ФОТО из жизни и  РОЛИ  Никиты Сергеевича Михалкова

     

"Комсомольская правда". 21.10.2015. А
 
 
Народный артист, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Председатель Союза кинематографистов, обладатель множества самых престижных наград, включая «Оскар», рассказал «КП» о своих планах
Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Никита Михалков: Мои отношения с возлюбленными всегда были взаимны

Сегодня знаменитому режиссеру исполняется 70 лет

Михалков родился в 45-м, и победительность этого года как будто с рождения «прописалась» в его характере. Народный артист, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Председатель Союза кинематографистов, обладатель множества самых престижных наград, включая «Оскар», рассказал «КП» о своих планах, о своих вехах и о своих взглядах на день сегодняшний.

«Михалков-актер и Михалков-режиссер не особо разговаривают друг с другом»

- Никита Сергеевич, наверное, что-то особенное заготовили к юбилею?

- Вы знаете, это деликатная история. Заниматься рассказами о себе - мне лично это мучительно. Я помню юбилей моего отца, когда он сидел на сцене в кресле, а ему носили самодельные стихи «поздравляем, поздравляем и здоровья вам желаем», папахи, бурки, шашки, сапоги, ковры, и вся эта бесконечная череда идущих людей - да, милых и прекрасных, говорящих прекрасные слова, - но, все это, чаще всего это было постановочно и безжизненно, и поэтому невыносимо. И я от одной мысли об этом в ужас приходил, поэтому никаких таких мероприятий с сидением на сцене и слушанием слов про себя не будет. Другое дело, что 23 октября в Доме музыки - впервые на арене, что называется - мы будем делать концерт «Сентиментальное путешествие по фильмам Михалкова через музыку Артемьева». С симфоническим оркестром под управлением Сергея Скрипки, с моими актерами и товарищами, с рассказами о том, как музыка писалась. Программа сложилась спонтанно - а получился очень занятный вечер. Он и будет главным «отмечанием», потому что он для меня органичен. Я надеюсь, придут мои друзья, и это будет праздник для всех.

- Недавно открылась ваша Академия кинематографического и театрального искусства - для людей, у которых уже есть высшее кино- или театральное образование. Зачем? Стали плохо учить?

- Школа возникла сейчас, а идея-то родилась 10 лет назад, и эти десять лет ушли на ее воплощение. Я считаю и считал, что лучшая актерская школа в мире - это русская школа. Но нашим актерам порой не хватает режиссуры, адекватной их актерской школе. Режиссура - это мировоззрение, но это еще и владение возможностью помочь артисту. Часто режиссер говорит ему: ну чего ты на меня смотришь, играй давай. Или: тут надо заплакать - вспомни что-нибудь грустное, родственник какой, может, умер или собака. И вот сидит несчастный артист, вспоминает собаку и пытается выжать слезу. Это все самодеятельность. Самое главное что есть в кино и на театре - это актер, и он должен обладать такой степенью техники и знания своего тела и нутра, чтобы он знал, на что опереться, когда ему нужно сыграть что-то экстраординарное - слезы, смех, истерику. Для моих студентов это еще и возможность социального лифта, возможность создать хорошую актерскую базу. Для меня мастер-классы с молодыми интересны тем, что тебе задают вопросы, которые ты сам себе, может, и не задавал бы. Уже или еще. И ты вынужден формулировать. И находится очень много интересных поворотов, о которых раньше не думал. Это возможность самому двигаться дальше.

РИА Новости
Михалков родился в 45-м, и победительность этого года как будто с рождения «прописалась» в его характере
Фото: РИА Новости

- А как режиссер Михалков с актером Михалковым общается?

- А мы не особо разговариваем друг с другом! Дело в том, что когда ты снимаешь, тебе кажется, что ты сыграешь лучше любого актера, включая ребенка, собаку и лошадь. Когда ты снимаешься, кажется, что ты все это лучше бы срежиссировал. Это естественно - там хорошо, где нас нет. Но если вы думаете, что я приходя как актер к другим режиссерам, начинаю что-то режиссировать - это легенда и ложь. Другой разговор, что если я что-то не понимаю, или чувствую, что это может быть по-другому, я предлагаю. Когда Леша Балабанов предложил мне играть мафиозо в «Жмурках», такого мачо в кожаном пальто, я ему говорю: ну, это скучно, давай просто сыграем живописного идиота, рыжего клоуна, балбеса. Очень жестокого, но балбеса. И он это принял.

В своих фильмах я играл вынужденно. В «Механическом пианино» был утвержден Стеблов, но он сломал руку в Праге, а костюмы уже готовы и, слава богу, у нас одинаковый рост. В «Рабе любви» я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съемки актера. А в «Утомленных солнцем» Гостюхин, я уверен, сыграл бы лучше меня, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: это отношения с дочерью, их нельзя симулировать. А мы с Надей ничего не играли, мы просто жили в кадре, и слов «я тебя обожаю» не было в тексте сценария. Играть у себя – это мучительно и трудно, потому что тебе нужно иметь глаз посторонний, холодный и независимый, который не будет бояться тебе сказать, где ошибка или перебор.

РИА Новости
Михалков-актер и Михалков-режиссер не особо разговаривают друг с другом
Фото: РИА Новости

«Гибель Грибоедова - политическое убийство, совершенное англичанами»

- Актерская школа, по вашей оценке, выше, чем режиссерская. Так чего же не хватает нашим режиссерам?

- Культуры. Культуры обращения с материалом, культуры человеческого общения, работы на площадке, культуры погружения. Не «стул-кепка-монитор-темные-очки» - и ты режиссер, а настоящей культуры. Самое трудное в настоящей режиссуре - создать общую атмосферу в которой хочется сниматься. Жестокий, неумный, без юмора человек создаст атмосферу, в которой будет хотеться повеситься, а не сниматься. Когда мы снимаем, то группа не хочет заканчивать: «А давайте еще чего-нибудь доснимем!» - лишь бы не звучало стоп.

- Вы не хотите поставить спектакль? Театру, кажется, вас не хватает.

- Хочу. Очень. Я ведь ставил спектакль «Механическое пианино» в Италии. С Мастроянни, у котого был контракт на 8 недель, а играл он все 36. Это была безумно интересная для меня работа. Я очень люблю театр. Могу сказать, что Артемьевым и Ряшенцевым уже написан мюзикл «Раба любви» и я планирую его поставить. Равно как и хочу сделать спектакль «12», и поставить три пьесы Чехова с одними и теми же актерами – «Дядю Ваню», «Механическое пианино» и «Три сестры». Хочу, опять хочу. Если вернуться к кино - моя группа готова к съемкам фильма «Грибоедов». Это действительно потрясающая и очень актуальная история: битва за Шелковый путь, Тегеран, англичане, интрига. Мы нашли документы, из которых явствует, что грибоедовская гибель - не от восставщей мусульманской черни, а холодно рассчитанное политическое убийство, совершенное англичанами, которым Грибоедов мешал. К сожалению, планы сейчас финансово трудновыполнимы. Будут ли деньги на 20 серий костюмной картины с экспедициями в Иран, Лондон и Петербург - это вопрос...

- Вы уже приступили к написанию второй части «Территории моей любви»?

- Наверное, это будет просто другая книга - воспоминания, встречи мастер-классы и дневники. Может получиться такая лихая история, потому что я вел дневник, пока служил на флоте, прятал его, потому что уж больно там все - ну... все как есть. А записные книжки связаны с творчеством, с картинами, с мыслями про кино, про то, про се. Это такая внутренняя лаборатория.

- Вы читаете статьи о себе? В последнее время было довольно много скандальных публикаций.

- Сам-то нет, сам я не могу все это читать - и не всегда хочется, честно говоря. Я с огромным интересом читаю кинокритику, если она помогает разобраться и понять произведение, если в ней нет фанаберии и наглого самомнения, что этот критик все знает и сделает лучше тебя. Меня всегда и больше всего интересует, что думают обычные люди, а не штатные критики. Когда мы объявили конкурс среди зрителей на лучшую рецензию «Утомленных солнцем 2», то обычные люди именно разбирали, расшифровывали картину изнутри, а не просто хвалили или ругали.

РИА Новости
Любовь - это все. Основа всего вообще
Фото: РИА Новости

К сожалению, у нас нет института, который бы мог всерьез наказывать тех, кто лжет и пытается опорочить: «Михалкову дали на 10 лет собирать оброк» или «Михалков - владелец алмазной фабрики». Ну хорошо, я закаленный человек, но для людей неопытных, прочитавших про себя ложь и внутренне к этому не подготовленных, это может быть страшный удар. Те, кто в рассуждениях о бюджете картины пишут «а сколько он украл», это латентные воры, они прикидывают, как бы они поступили, будь они на моем месте. А для меня деньги, которые идут на картину, - они должны быть на экране. Они нужны для того чтобы в «Сибирском цирюльнике» сукно, из которого сшиты мундиры для юнкеров, было действительно английское, чтобы кареты ездили, чтобы питание группы, вместе с массовкой, было горячее каждый день, как полагается, чтобы у каждого актера был свой вагончик, чтобы они не мяли в холодном автобусе мамин бутерброд с сыром. Это условия, которые ты создаешь, и потому имеешь право требовать качество.

- А что дает вам силы двигаться дальше и делать что-то новое?

- Силы мне дает вера в бога и ощущение что рядом есть друзья.

«За «Зазеркалье» на Укрине мы тоже несем ответственность»

- Как вы считаете, фильмы могут повлиять на события, происходящие в реальности?

- Знаю, что искусство может повлиять на человека. Но предотвратить войну? Я бы хотел, чтобы это могло быть. Однажды девушка 23 лет посмотрела фильм «12» и написала: «Я посмотрела «12» и позвонила своей маме, с которой не разговаривала шесть лет». Вот это и есть влияние того, что ты делаешь в искусстве. «Солнечный удар» мы снимали в Одессе, а через два года произошло то, что произошло. Герой в конце картины говорит: я что, ничего не видел, не понимал? Видел. Думал, все обойдется. А не обошлось. И в том, что происходит на Украине, - в этом наша огромная вина. Мы думали, никуда не денутся. Горилка, сало, вышиванки, девушки... Ладно, прибалты ушли, и бог с ними, а украинцы-братья всегда будут с нами. А ничего подобного! 23 года с ними работали и выстроили по своим лекалам целое поколение молодых людей, которые уже никогда не поверят, что русские их братья и сестры. Мы были беспечны: газ идет, деньги платят, - все нормально. Но когда выяснилось, что у них Бандера - герой, что русский язык можно запретить и позвать в Одессу лузера Саакашвили - за все это зазеркалье мы тоже несем ответственность. То, что произошло, должно быть для нас огромным уроком - ничего нельзя пропускать мимо, ничего не происходит просто так.

РИА Новости
Самое трудное в настоящей режиссуре - создать общую атмосферу в которой хочется сниматься
Фото: РИА Новости

- Кстати, о «Солнечном ударе», как думает, он возьмет «Оскар»?

- Честно? Я уже давно пережил волнения по этому поводу - с заглядыванием в глаза, с попыткой понять, что о тебе думают. У меня нет жажды награды. Да и один «Оскар» у меня уже есть (в 1995 году за фильм «Утомленные солнцем» - ред.), а второго, боюсь, не выдержит народ. Мне сейчас интереснее хотеть работать и действительно работать, нежели снять и ждать славы. А тем более что я, будучи сам неоднократно членом жюри, знаю, какие невероятные и внезапные ветры и течения вдруг выносят на гребень волны картину, которая никогда и не претендовала ни на что. К сожалению, это так. Поэтому я думаю, нет.

«Жестокая правда без любви есть ложь»

- В ваших картинах всегда есть любовная линия. А что значит любовь для вас?

- Любовь - это все. Основа всего вообще. И дело не только в любви мужчины к женщине. Любовь - для меня это то, что розлито в тебе, в каждой клеточке, это состояние души - даже невозможно объяснить, что это. И я точно знаю, что не существует русского искусства без любви, и что, как сказал один мудрец, жестокая правда без любви есть ложь. Как бы ни было жестоко время, в которое мы живем, если мы говорим о нем без любви - это уже неправда. Когда я не вижу, что человек, снявший картину, хоть кого-нибудь в ней любит, когда вижу, что он просто показывает сверху вниз, какое мы ничтожество и дерьмо, когда ты рассказываешь мне про меня, как про скотину, и я не вижу, что ты сострадаешь тем людям, которые живут так ужасно, как ты показываешь, - мне ты неинтересен.

- А любовь к женщине?

- Мои отношения с женщинами не были мучительными. Никогда не было этакой тяги к самоистреблению, детально описанной в русской классической литературе. Думаю, что мои отношения с возлюбленными всегда были взаимны - в том смысле, что если они остывали, то с обеих сторон. Не было ни хлопанья дверьми, ни того, чтобы она возвращалась с чемоданом…

- А что для вас наивысшее счастье?

- Это я давно для себя сформулировал. Счастье - это в семь часов утра хотеть и мочь прыгнуть с обрыва в речку. Хотеть - значит, нет войны и забот. Мочь - значит, нет болезней. Все просто. Мы, к сожалению, чаще обращаемся к Богу, чтобы спросить, за что мне так плохо. И никогда его не спрашиваем, за что мне так хорошо.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Татьяна Михалкова: «Никита Сергеевич - стойкий оловянный солдатик»

- 21 октября для меня, конечно, радостный день всегда, ну а нынешний - особенно. 70 лет Никиты Сергеевича - это жизнь все время в творчестве, в общественной работе. Ему есть что сказать, он столько сделал для искусства и для страны, что это просто неоценимо. Он человек-вулкан, человек-планета.

- А вам как живется бок о бок с человеком-вулканом?

- С человеком такого уровня, масштаба и темперамента, наверное, вообще не просто жить семейной жизнью в наше время, но воодушевляет то, что все что он делает - неизменно очень высокого уровня. Никита Сергеевич - борец по натуре, стойкий оловянный солдатик. Он мощь и сила - дай бог ему новых фильмов и долгих лет жизни.

Мила СТРИЖ
Татьяна Михалкова: «Никита Сергеевич - стойкий ловянный солдатик»
Фото: Мила СТРИЖ

- Никита Сергеевич рассказывал, как на вашем первом свидании отвел вас смывать макияж.

- Это было 40 лет назад, но он не любит яркий макияж до сих пор. Но я тот случай, конечно, не так ярко помню, как действительно важные события нашей семейной жизни - рождение детей, внуков.

~RuslanStudio~  по  материалам  сайтов  студии  ТРИТЭ  Никиты Михалкова , tele.ru  и  kp.ru .

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий