Почему надо читать и как?

11-10-2015   17:14      512      0

"Почему читать книги в классическом бумажном варианте важнее и лучше, чем на электронном носителе?" - этот вопрос еще долго останется спорным и неоднозначным. На сегодняшний день всевозможные гаджеты и электронные носители настолько заполонили наше сознание, что мы уже даже не представляем себя без них ни в быту, ни  в повседневной жизни в целом. Что читали и смотрели те, кого сегодня читаем и смотрим мы? Как эти книги помогли найти себя и чем они могут помочь измениться нам? О том, как книги и не только формируют человека, рассказывает Никита Сергеевич Михалков, а ~RuslanStudio~ пытается разобраться в этом параллельно.

Да, конечно век высоких технологий - это тот самый шаг, к которому человечество стремилось очень долго и упорно, задаваясь целью создать максимальный комфорт и доступность. И это действительно удобно!  Все же лучше читать доступную литературу с планшета, чем просиживать у ТВ?! Качать из сети бесплатную электронную книгу – это классно, НО к этой «доступности» настолько привыкаешь, что в итоге это становится обычным, обыденным делом, и перестает в итоге нас радовать. Другое дело покупать книгу!

Давайте вспомним то самое чувство, когда вы находитесь в книжном магазине: вы внимательно изучаете содержимое книжных полок, а наткнувшись на ту самую книгу, с жадностью листаете и внимательно изучаете аннотацию на нее. А запах типографии? Думаю, что этот дивный запах легко составит конкуренцию любому привычному и самому ароматному запаху эспрессо! А представьте себе как вы с витрины разглядываете книгу, которую давно мечтаете купить, а обретая, находитесь в экстазе от счастья! Плюс ко всему книга это еще и самый лучший подарок! А почему бы и нет? Это всегда будет актуально.

КНИГИ - это то, что необходимо каждому из нас. Читая их, мы узнаем что-то новое, учимся на протяжении всей своей жизни, и, отдыхая с книгой, мы также проводим с пользой время, и наконец, книги это то, что останется после нас следующему поколению, а потому к ним нужно относиться с трепетом. Еще с самого детства мои родители говорили мне: избегай общества с теми людьми, которые дома не держат книг! Ну что же.. тут сложно противоречить как вы считаете?

                                                                  Почему  бумажные  книги  лучше  электронных

Ученые доказали, что тексты на гаджетах читаются дольше, а понимаются и запоминаются хуже
Фанаты электронных гаджетов утверждают, что бумажные книги уходят в прошлое, так же, как канули в лету такие носители информации, как глиняные таблички, пергамент, берестяные грамоты и узелковое письмо. И действительно, возникает ощущение, что библиотеки становятся анахронизмом. Ведь тысячи томов, которые раньше надо было собирать всю жизнь, сегодня скачиваются из интернета в один клик и спокойно умещаются в одном ридере размером с блокнот. Но ...не спешите отказываться от бумажных книг. Целый ряд ученых пришел к парадоксальному выводу: гаджеты проигрывают бумаге по самым важным параметрам.


БУМАЖНЫЙ ТИГР ПОКАЗАЛ ЗУБЫ
Специалисты исследовательской компании Nielsen Norman Group провели простой эксперимент. Добровольцам предложили прочитать один из коротких рассказов Эрнеста Хэмингуэя на разных носителях. Быстрее всего одолели произведение классика те, кому досталась бумажная книга, их показатель в среднем составил 17 минут 20 секунд. Пользователи IРad потратили на 6,2 % времени больше. А на чтение того же рассказа в электронной книге ушло еще на 10,7% времени больше.
Но главное не это. Оказалось, что материал, прочитанный в бумаге, запоминается и усваивается лучше, чем история, рассказанная килобайтами и пикселями. Кейт Гарленд из университета Лестера (Великобритания) предложил своим студентам-психологам разобраться в трудном тексте. Чтобы усложнить задачу, он выбрал непрофильную дисциплину - экономику. Выяснилось, что студентам, читавшим фундаментальную статью на бумаге, понадобилось перечитывать ее меньшее количество раз, чтобы разобраться в сути вопроса. Кроме того, спустя несколько недель они лучше воспроизводили главные аргументы и тезисы публикации.
А профессор Анне Манген из университета Ставангера (Норвегия), работая с двумя группами лицеистов, пришла к выводу, что эта же закономерность наблюдается не только при чтении научных трудов, но и при знакомстве с художественной литературой и публицистикой.
Интересные цифры приводит профессор кафедры биологии и экологии человека Северного (Арктического) университета Людмила Соколова, исследовавшая психофизические основы чтения. Оказывается, при чтении бумажных книг эффективность выполнения заданий у школьников на 7 процентов выше, чем при использовании гаджетов. Группа Соколовой фиксировала физиологические реакции организма. Выяснилось, что активность симпатической нервной системы (она возбуждает деятельность сердца) гораздо сильнее выражена при чтении бумажной книги - этот уровень повышается на 31,68%. Электронная книга стимулирует организм почти в два раза слабее - 17,23%. Это значит, что текст в бумаге воспринимается значительно ярче и в бОльшей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям. Кстати, именно поэтому не стоит рассчитывать, что использование ридеров привьет ребенку любовь к чтению. Историям, прочитанным с электронного носителя, гораздо труднее завладеть его вниманием.


«ИРОНИЯ СУДЬБЫ ИЛИ ПРОЩАЙ, ГАДЖЕТ»
В чем тут дело? Почему мозг больше любит работать с бумажными книгами, чем с электронными? Анна Манген предлагает интересное объяснение, которое будет очень близко и понятно как раз российскому читателю. Помните сюжет знаменитой новогодней комедии «Ирония судьбы или с Легким паром?» Он был построен на том, что герой Андрея Мягкова вместо своей типовой московской квартиры на 3-ей улице Строителей, дом 25 попал в точно такую же, но в Ленинграде. Во многом это произошло потому что кварталы советских новостроек были одинаковы и безлики. Так же как и страницы электронной книги!
По мнению Анне Манген, механизм запоминания текста связан с созданием так называемой ментальной карты произведения. Чтобы найти на какой «полке» у нас в голове лежит нужная информация, память пользуется серией подсказок. Например, надо вспомнить место и обстоятельства, где эта информация была получена. В роли таких опознавательных знаков-подсказок служат тактильные ощущения от контакта с книгой, текстура страницы, обложка и оформление. Кроме того, возможность листать бумажные страницы дает мозгу создать важное ощущение объема произведения - мы можем мысленно путешествовать по страницам. Все это создает уникальную «архитектуру» прочитанного, по которой мозг безошибочно отличит З-ю улицу Строителей (или один блок информации) от другого такого же «квартала».

Ученые доказали, что тексты на гаджетах читаются дольше, а понимаются и запоминаются хуже.

Электронная книга лишена каких бы-то ни было дополнительных опознавательных знаков. И эта безликость приводит к тому, что в памяти она храниться хаотичным, беспорядочным образом.
КСТАТИ
Пять малоизвестных фактов о пользе чтения
- Начитанность напрямую связана с финансовым благополучием. Только 4% людей с высоким уровнем грамотности живут в бедности. В то же время 43% тех, кто читает мало или вообще не берет книги в руки, живут ниже прожиточного минимума.
- Нейрофизиолог Дейвид Льюис обнаружил, что шесть минут ежедневного чтения достаточно, чтобы снизить уровень стресса на 70 процентов. Это более эффективно, чем прослушивание музыки или прогулка.
- С 2012 года в бразильских тюрьмах стартовала программа «Искупление через чтение». За каждую освоенную книгу (по прочитанному надо еще написать эссе) зэкам сокращают срок заключения на 4 дня. В год засчитывают не больше 12 книг (получается максимально 48 дней). Статистика утверждает: уголовники, начавшие читать, после освобождения на 30 % реже совершают повторные преступления.
- Американский исследователь Роберт Уилсон в течение 6 лет наблюдал группу из 294 долгожителей (средний возраст 89 лет). После смерти мозг каждого добровольца подвергался аутопсии, медики искали признаки деменции - старческого слабоумия. Выяснилось, что среди тех, кто читал и писал больше среднего, снижение умственных способностей шло на 32 % медленнее, чем у сверстников. У тех же, кто не интересовался книгами, болезнь Альцгеймера прогрессировала на 50 % быстрее, чем обычно.
- Ученые института Тулузы доказали, что просматривать книгу во время еды полезно для желудка. Читая, человек медленнее пережевывает пищу, и она лучше пропитывается слюной и пищеварительными соками.

 

                                      10 причин, почему нужно читать книги
К сожалению, наша страна превратилась из самой читающей нации черт знает во что. Когда я жила в Харькове, я часто видела в метро, трамваях и маршрутках людей с книгам: и с бумажными, и (гораздо чаще) с электронными. Конечно, далеко не каждый человек так сидит или стоит в транспорте, уткнувшись в текст, но все же встречается. А у нас… В Липецке читающий в транспорте человек – один на тысячу, если не реже. Гораздо круче рубиться с планшета в Angry Birds или другую игрушку. А вы знали, что чтение книг оказывает неоценимую услугу нашему мозгу?
Оказывается, что книги:
1. Развивают мышление. При чтении мы параллельно размышляем и анализируем, даже если не всегда фокусируем на этом внимание. Кроме того, любой прочитанный текст заставляет делать нас определенные выводы. В худшем случае – понравилось или не понравилось произведение, в лучшем – о характере персонажей, о мотивах их поступков, о том, как бы мы поступили на месте того  или иного героя.
2. Избавляют от стресса. Стресс – это бич XXI века. В суете мирской тревоги дней мы все время куда-то спешим, бежим, невероятно устаем. Книга дает нам не только возможность некоторое время передохнуть и забыть о проблемах и заботах, но и заставляет реально расслабить определенные мышцы. А это – меньше мимических морщин, прекрасный внешний вид и внутреннее умиротворение.
3. Увеличивают словарный запас. Если у вас есть привычка к чтению, то очень мало случаев, когда вы не можете подобрать нужное слово, чтобы выразить свою мысль. Пусть даже многие фразы находятся в пассивном словарном запасе, но при необходимости они неожиданно всплывают. Чтение книг различных жанров избавляет вас от необходимости лезть в словарь, чтобы узнать значение того или иного слова.
4. Помогают грамотно писать. Когда-то моя учительница русского языка Ирина Ивановна Хрюкина (низкий ей поклон) посоветовала переписывать какую-либо книжку, чтобы повысить свою грамотность. Буквально по 2-3 абзаца в день. Уже через 2 школьных четверти у меня стало значительно меньше ошибок, а к концу учебного года они вообще практически исчезли. Так что настоятельно рекомендую данный способ.
5. Защищают от старческого склероза. Диагноза «склероз» не существует в медицине. Есть деменции позднего возраста, к числу которых относится бич американских пенсионеров – болезнь Альцгеймера. По результатам ряда исследований, чтение действительно позволяет надолго отсрочить наступление такой болезни. Когда ваши глаза перебегают от строчки к строчке, увеличивается активность многих отделов головного мозга, что весьма благоприятно сказывается на общем состоянии нервной системы.
6. Придают уверенности. Да-да, психологи с чистой совестью могут утверждать, что книги могут помочь стать более уверенными и избавиться от комплекса по поводу косноязычия. Читающие люди всегда знают, о чем поговорить даже с незнакомым человеком, способны поддержать любую беседу и грамотно отстоять свою точку зрения. Получается, что позитивное взаимодействие с собеседником, причиной которого стали прочитанные книги, ведет к повышению самооценки.
7. Раскрывают творческий потенциал. Как бы то ни было, в большинстве хороших книг таится масса креативных идей. Нужно только их увидеть, переформулировать для себя и начать воплощать.
8. Улучшают сон. Если регулярно читать несколько страниц из любой книги перед сном, то у вас выработается условный рефлекс. Через определенное время (обычно 1-2 месяца) чтение станет для вас сигналом отхода ко сну. Таким образом, пробегание глазами по строчкам книги позволит вашему организму перестроиться, а значит, более эффективно расслабиться.
9. Увеличивают мозговую активность. Есть у меня один знакомый, у которого практически совсем отсутствует образное мышление. Когда он читает, он не визуализирует персонажей. Во всяком случае, он так утверждает. Я в это не верю. Я считаю, что любой читающий человек все равно представляет себе тех (или то), о ком (или о чем) идет речь в книге. Если не одежду, то привычки или манеру говорить; если не форму и внешний вид, то реализацию той или иной функции прибора. Чтобы понять произведение, нужно помнить множество  деталей. Чтение позволяет тренировать и логику, и память одновременно.
10. Улучшают концентрацию. Во время чтения долгое время приходится сосредотачиваться на самом процессе. Ну это уж если книжка скучная, а прочитать ее надо. Если роман, повесть или рассказ интересные, то все происходит само собой. В какой-то момент вы и вовсе перестаете обращать внимание на то, что происходит вокруг. В основном это происходит бессознательно, однако наша нервная система навык усваивает и без нашего желания. Умение концентрироваться очень полезно во многих бытовых ситуациях.
Как видим, книги – это не только лучший подарок, но и очень мощный и недорогой тренажер для мозга.

Хотелось бы немного осветить этот вопрос именно со стороны пользователя, опираясь на имеющиеся исследования. На самом деле существует 2 вопроса. Первый вопрос о том, способны ли электронные читалки заменить бумажные книги, а второй — об удобстве чтения «живых» букв и оцифрованных. 
Чтобы ответить на первый из них, нужно обратиться к исследованию Вашингтонского Университета, которое показало, что студенты считают бумажные книги более гибким инструментом, поддерживающим более широкий круг стилей чтения и обучения, нежели электронные книги.
Осенью 2009 года семь американских университетов, включая Университет штата Вашингтон, запустилапилотные программы для оценки того, насколько хорош Amazon Kindle DX, широкоформатная версия популярной электронной читалки, для удовлетворения потребностей студентов. В университете штата Вашингтон 39 магистрантов получили читалки Kindle. Результаты использования устройства контролировались посредством изучения дневниковых записей участников и интервью. К концу учебного года почти две трети студентов перестали пользоваться Kindle вообще или стали работать с ней лишь изредка. Из тех, кто продолжает использовать его регулярно, пишут исследователи, «некоторые пытаются дополнить электронные книги бумажными изданиями или компьютером, другие стали менее внимательными в достижении своих задач при чтении, а третьи перешли на другой, как правило, менее желательный стиль чтения».
1
Одним из ключевых выводов, вытекающих из этого, а также более ранних исследований поведения при чтении, является то, что студенты, да и вообще все люди, читают по разному. Иногда важно полностью погружаться в текст и читать без перерыва. Иногда гораздо более интересными являются только выжимки их текста, чтобы быстро добраться до смысла или основных аргументов. Иногда книги используются для быстрого поиска информации лишь по конкретной теме. Можно пропускать часть текста или возвращаться на несколько разделов назад, сравнивать их. Можно делать заметки на полях или выделять те места, которые читаешь. Чтение — глубоко личная и очень своеобразная деятельность. Каждый читатель является уникальным.
Исследователи отмечают, что в дополнение к поддержке различных стилей чтения, бумажная книга содержит множество тонких намеков на структуру книги и содержание.

Мы делаем «когнитивную карту» твердой книги, когда читаем её:
«Когда мы читаем, мы бессознательно отмечаем физическое расположение информации на странице, а также его расположение в тексте в целом… Эти мысленные построения помогают нам вспомнить, где находится та или иная идея в данном тексте. Мы используем когнитивные карты, чтобы запоминать и воспроизводить текстовую информацию более эффективно, что делает их полезным инструментом для студентов, которые читают академические тексты с целью нахождения конкретной информации.»
Электронные книги «скрывают кинестетические сигналы», и это еще одна причина, почему так много студентов оказались разочарованы Kindle. Когда студенты «не создают когнитивные карты, на которые могут полагаться», пишут исследователи, «процесс поиска информации занимает значительно больше времени, снижая психические ресурсы для выполнения других задач. Также наблюдается снижение желаемого уровня производительности». Безусловно, можно снабдить читалки такими инструментами как полосы прокрутки и прогресс-бары, которые могут помочь в создании когнитивной карты для электронных книг, но маловероятно, что цифровая книга когда-нибудь сможет обеспечить богатый и интуитивный набор физических сигналов, который дает печатная книга.

Исследователи освещают тематические исследования, показывающие насколько может быть важно когнитивное отображение:
 

"Один из студентов использовал кинестетические сигналы, такие как сложенные углы страницы и ощутимый вес печатной книги, чтобы быстро находить необходимое содержание. Он рассказал, что «после того как я провел некоторое время с традиционными печатными книгами, я знаю… что нужно сделать, чтобы открыть её на нужной странице.… Я как бы визуально представляю где я нахожусь в книге». Его физический опыт работы с текстом резко изменился, когда он начал использовать Kindle DX. Он потерял эти кинестетические сигналы и провел гораздо больше времени в поиске информации, чем ему было нужно ранее. Он перестал использовать Kindle DX для книг, которые нужны были ему для академической работы, потому что хотел остаться на том уровне эффективности, которым обладал до того как получил читалку."
Второй вопрос, касающийся электронных текстов вообще (вне зависимости от того, с чего они просматриваются), их преимуществ и недостатков в сравнении с живыми книгами. Сейчас проводитсяисследование Калифорнийского Университета, демонстрирующее, что студенты по-прежнему предпочитают печатные книги электронным. Многие студенты жалуются, что у них существуют проблемы при обучении «с удержанием и концентрацией» информации при чтении с экрана.
Библиотека Калифорнийского Университета начала большую пилотную программу для электронных учебников в 2008 году. В конце 2010 года более 2500 студентов и преподавателей были опрошены с целью оценки результатов программы. В целом, 58% респондентов сказали, что они использовали электронные книги (имеется в виду оцифрованные) в своей деятельности. Эти цифры колеблются от 55% для студентов, 57% для профессорско-преподавательского, и до 67% для аспирантов. У респондентов поинтересовались об их предпочтениях при выборе материалов для своих исследований. В целом, 44% сказали, что они предпочитают печатные книги, 35% — электронные книги, а остальная часть не выразила явных предпочтений. Предпочтение печатных изданий было наиболее сильным среди студентов — 53% против 27%. Предпочтения среди аспирантов разделились следующим образом — 45% (для печатных книг) до 35% (для электронных). У преподавателей эти цифры составили 43% и 33% соответственно.

 

1


Наиболее показательная часть обзора рассказывает об ответах респондентов о причинах своих предпочтений. Из высказываний участников становится понятно, чем обусловлен их выбор. Электронные книги зачастую используются, когда нужно искать в книге тот или иной факт, если же существует необходимость обязательного прочтения для более глубокого, внимательного изучения материала, предпочтения отдаются печатным изданиям. Вот некоторые характерные объяснения: «электронные книги рассеивают внимание», «бумага… заставляет меня быть более сфокусированным и уберегает от различных отвлекающих факторов, которые могут возникнуть при использовании компьютеров», «у меня возникают некоторые трудности с концентрацией внимания на длинных отрывках, когда я пользуюсь компьютером», «чтение на компьютере делает восприятие информации тяжелее», «я являюсь гораздо лучшим читателем, если передо мной бумажная книга».
Один из участников, специализирующийся в области социальных наук, дал более развернутый ответ и рассказал о сильных сторонах печатных изданий и электронных книг в различных ситуациях: Я ответил, что в целом предпочитаю печатные издания. Тем не менее, правильнее было бы сказать, что печатные издания лучше в одних ситуациях, в то время как электронные книги лучше в других. У каждого есть свои роли — электронные книги подходят больше для оценочного знакомства с книгой, относительно быстрого поиска, как в энциклопедии, или проверки фактов, проверки библиографии для корректного цитирования, а также чтения отдельных глав или введения. Если мне нужно плотно поработать с текстом, я предпочитаю купить книгу, чтобы делать собственные заметки, если я читаю книгу от случая к случаю, я буду пробовать печатать книги из библиотеки, если есть такая возможность. Все варианты имеют право на существование. Я обучаюсь в сфере гуманитарных/социальных наук, так что печатные издания все еще занимают огромную часть моей исследовательской жизни на данный момент.
Несколько респондентов отметили, что они часто используются как электронные, так и печатные версии одной и той же книги, «для поиска и обнаружения задачи и перехода к соответствующей копии документа для чтения, написания заметок, сравнения текста, и глубокого исследования». Две трети студентов сказали, что для них важно иметь доступ к печатной версии книги, даже если доступна электронная версия.

Так или иначе, мы можем видеть, что хоронить бумажные книги ещё слишком рано.

Главное, что можно понять из этой статьи, это не то, что пользоваться электронными книгами и электронными текстами плохо или слишком рано. Нет! Мысль (пусть и не самую свежую), которую я хотел донести — нужно находить инструментам оптимальное для них место. И это, как мы увидили, касается не только устройств, но и технологий в принципе.
Готовы ли Вы представить ситуацию, когда Вы, разложив перед собой несколько читалок компонуете какую-то информацию? Или когда Вы в бумажной книге осуществляете поиск по точной фразе? Или когда Вы, только что купив новую электронную книгу, осторожно принюхиваетесь к ней.
А пока могу Вас поздравить, некоторые издательства в России, повысили цены на свою продукцию, в связи с ростом популярности читалок.

Интересные факты: "Книги миллиардеров: что читают богатые и знаменитые?

Билл Гейтс 
…просто обожает роман Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Это история о 16-летнем подростке по имени Холден, который остро воспринимает американскую действительность, отказываясь принимать правила, по которым живет общество, а также критикует общественную мораль. 

Опра Уинфри 
… не расстается с книгой «Убить пересмешника» писателя Харпера Ли, который получил за него Пулитцеровскую премию в 1961 году. Книга, написанная в жанре воспитательного романа, рассказывает о жизни в захолустном городке штата Алабама во времена «великой депрессии». Интересно, что главной героиней этой книги для взрослых является 6-летняя девочка. 

Марк Цукерберг 
… с удовольствием перечитывает «Игру Эндера»писателя Орсона Скотта Карда. Научно-фантастический роман посвящен «извечной» борьбе землян с захватчиками-инопланетянами. 

Уоррен Баффет 
… более прагматичен. Любимая книга миллиардера — «Бык! История бума и краха» автора Мэгги Махар. Это скучное исследование фондового рынка на протяжении определенного периода времени. Книга включает комментарии управляющих известных фондов. 

Тим Кук 
… читает «Конкурируя против времени» Джорджа Стока. Это издание научило нынешнего главу Apple основам успешного бизнеса. Также любит время от времени поиграть в лотерею онлайн.

Дональд Трамп 
… осваивает, время от времени, «Силу позитивного мышления» Нормана Винсента Пила. Это настольная книга миллиардера, которая раскрывает секреты различных духовных практик, помогающих преодолеть проблемы, обрести уверенность в себе, найти путь к успеху. 

Ларри Эллисон 
… интересуется политикой и историей, поэтому ему нравится книга «Наполеон» Винсента Кронина. Автор представляет Бонапарта в выгодном свете, как новатора, реформатора и вообще, культурную личность. 

Ричард Брэнсон 
… очарован историей эпической Сталинградской битвы. Книга о Второй мировой войне под названием «Сталинград» писателя Энтони Бивора — его любимая. 

Джек Дорси 
создатель популярного ресурса Твиттер, зачитывается «Манифестом чеклиста» Атуля Гаванде. Составляя чеклисты, видимо, миллиардер и добился успеха в жизни. 

Стив Джобс 
… был настоящим философом. Миллиардер держал в своей библиотеке «Короля Лира» Шекспира, работы Платона, «Моби Дика» Германа Мелвилла, «Дилемму Инноватора» Клейтона.

 

Люди, читайте книги!

~RuslanStudio~ по материалам ресурса  www.habrahabr.ru

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий