Место для самовыпячивания
Количество блогов увеличивается безумными темпами. Согласно информации блогоцентра Technorati в июле количество блогов перевалило за 50 миллионов. Примерно каждые шесть с половиной месяцев количество блогов увеличивается вдвое. Три года назад блогосфера была в три раза меньше, чем сейчас. Ежедневно на блогах размещается около 1,6 миллиона постов. Каждую секунду в мире рождается два-три новых блога и размещается 18,6 новых постов. Это явление не могут объяснить ни аналитики, ни теоретики, ни практики Интернета.
• Количество активных веб-сайтов в январе 2018 достигло 1 805 260 010. Это на полмиллиарда больше по сравнению с началом 2017, и почти вдвое больше на фоне 2016 года!;
• По состоянию на 1 января 2018 года почти 6,7 миллиона человек регулярно публикуют сообщения в блогах на сайтах;
• + 12 миллионов блогеров активно работают в социальных сетях. Каждый день в блогосфере публикуется свыше 2 миллионов постов.
На 2006 год самые известные блог-ресурсы — это LiveJournal.com (примерно 45% записей в день), LiveInternet.ru (чуть меньше 20%), Diary.ru (более 13%) и Blogs.mail.ru (более 7%). По статистике примерно шестьдесят процентов российских блогеров — женщины, сорок — мужчины. Если средний возраст российского пользователя Интернет двадцать восемь — тридцать лет, то средний возраст блогера — примерно двадцать один год. Основная часть блогеров проживает в крупных городах России. В блогосфере отражаются события во всех сферах нашей жизни, а также какие-то личные, внутренние, из жизни самих блогеров. Так как возможность работать онлайн возникла благодаря американским специалистам по программному обеспечению, то и первые блогеры появились в Америке. Американские блогеры достаточно молоды: от 18 до 30 лет. Проживают в основном в пригородах больших американских городов, где популярность Интернета гораздо выше. Чаще всего американский блогер — не белый американец, а афро-американец или испаноговорящий.
Естественно, что к 2018 году блогсфера переместиласть в социальные сети, мессенджеры и другие андро-мобильные приложения.
Большая часть блогеров пишет о личном жизненном опыте (около 37%). О политике пишут 11% блогеров. Затем по порядку следуют темы развлечений, бизнеса, религии, здоровья, хобби. Блог может иметь много тем, но личный опыт присутствует в большинстве из них.
Явление блогерства начало быстро распространяться по всему миру. По ориентировочным оценкам специалистов, в Китае около пяти миллионов блогеров, меньше всего их на Африканском континенте, по самым приблизительным оценкам специалистов — около шестидесяти тысяч. По количеству действующих блогеров (более двух миллионов) среди других стран (помимо США) сильно выделяется Франция. Луи Ле Мер, управляющий одной из самых известных французских компании по программному обеспечению заметил, что блоги становятся во Франции одним из важных средств самовыражения, что, безусловно, вызывает беспокойство работников традиционной журналистики. Да, взаимоотношения блогеров и традиционных журналистов заставляют задуматься. Кто-то из журналистов понял и поддержал блогеров, а кто-то выступает категорически против этого явления.
Что же такое есть блог и кто такие блогеры? Почему это явление стремительно развивается и не поддается никаким прогнозам? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
Вы нигде не сможете найти точного определения слову блог. Хотя известно, что слово «блог» произошло от английского «web-log», веб-дневник. Можно сказать, что блоги — это разговор, где можно высказать своё мнение, устроить обсуждение с участием других блогеров. Иными словами, блог — это сетевой дневник, где у его читателей есть возможность оставить комментарий. Или по-другому, блог — это инструмент для самовыражения, контакта, создания отношений между людьми. Очевидно, что блог — это возможность для людей почувствовать себя создателями и показать созданное ими.
Блоги обычно имеют три общих признака:
• сообщения обычно расположены в обратной хронологии, то есть новые статьи добавляются вверху страницы;
• наличие гиперссылок (тематические теги и структура навигации) к другим страницам.
Авторы блогов образовывают свою ленту новостей. Как правило, сообщения написаны простым, понятным человеческим языком, что привлекает участников разговора. Кроме того, как уже выше упоминалось, блоги — это способ отразить свои мысли, комментарии, переживания (а иногда, и глупости) в режиме онлайн. То есть это общение на мировом уровне, другими словами, выход на всемирную аудиторию.
Блогерство — принципиально новое социальное явление, которое приобретает иногда значительное влияние на общество в виде совершенно по-иному организованных людей, оказывающих влияние даже на политическую жизнь страны (вспомните последние президентские выборы в США, когда было оказано влияние на расстановку сил). Причину популярности явления объяснить сложно. Людям, которые пользуются Интернетом только в силу служебных обязанностей или просто редко, даже не представляют масштабов блогерства. Может быть, именно лёгкость, с которой можно выйти на публику, высказать сокровенное не глядя никому в глаза, поплакаться и дождаться совета, а при желании и удаче даже заработать деньги, и есть одна из причин столь массового ведения блогов? Никакой редакции, коррекции, набора текстов, собственно и контроль-то только авторский. Но тут тоже есть опасность. Если ты интересный автор, то и блог твой читают. А если нет? Кто-то ищет публичности, а кто-то прикрывается псевдонимом. Очень многие тщательно скрывают свою настоящую жизнь от той, которую ведут на публике, т. е. в Интернете.
Во Всемирной сети нет двух одинаковых блогов, как на Земле нет одинаковых людей. Кому-то блоги в принципе не нужны, хватает чатов, почты, форумов, интернет-пейджера (ICQ). А кто-то чувствует полёт мысли, описывая свои переживания, оставляя комментарии к событиям или участвуя в блог-споре. И однажды утром он просыпается известным блогером, «тысячником», сообщения которого ждут. Блогерами могут стать студенты, повествующие о сложностях учёбы и возможностях преодолеть трудности; грамотные люди, увлекающиеся политикой и имеющие своё мнение; политики, отстаивающие свои позиции; технические специалисты, дающие хорошие советы; путешествующие пенсионеры; журналисты, проводящие профессиональные расследования; отличные домохозяйки, имеющие опыт воспитания детей и так далее. Список можно продолжать бесконечно.
Но, безусловно, чтобы заинтересовать читателей, надо быть удачным блогером. Надо писать так, чтобы людям хотелось читать, быть либо отличным автором, либо грамотно и последовательно продвигать известную точку зрения. Определённо, удачным блогером можно назвать того, у кого много подписчиков, кто успешно влияет на читателей, или кому доверяют свои мысли. Надо быть профессиональным блогером, хотя определения этого понятия нет. Надо иметь перед собой цель, настойчивость и убеждённость в её достижении. С. И. Ожегов в Словаре русского языка дал определение: «профессионал — это человек, занимающийся чем-нибудь как профессией» (М., 1973). Значит, профессиональный блогер — это человек, который не просто ведёт блог, а ставит перед собой цели, задачи и знает, как их достигнуть.
Иногда блогом обзаводится действительно известная личность — политик, писатель, спортсмен. Количество «френдов» у такого человека, при условии, что он искренний, интересный, умный и ему есть о чём поговорить, донести до слушателя, вырастет очень быстро. Среди многотысячников можно найти ЖЖ (Живой Журнал) с систематическим описанием стран, уникальными фотографиями и т. д. Оказывается, что часто владельцы таких блогов — неприметные люди, учителя, программисты, инженеры, обладающие даром увлечь других и талантом рассказчика. Иногда автор выбирает для себя эпатирующий стиль ведения блогов. И человек-то, может быть, уважаемый, а вот любит покуражиться. Если авторы собираются по интересам, то возникают различные сообщества: изучающих иностранные языки, любителей книг, живописи, анекдотов, кино и т. д.
В блогах можно узнать рецепты блюд, последние сплетни о звёздах, что-то продать или купить, обсудить модные тенденции в одежде, достоинства и недостатки товаров народного потребления… Всё можно в блогах. В блогах можно жить. Но нормально ли это? Не слишком ли много времени уделяем мы или наши дети, родные, соседи виртуальной жизни? К чему идёт человечество, переводя общение в виртуальную область? Ведущие аналитики мира стали всё чаще обращаться к этой теме, проводить исследования, анализировать ситуацию.
Надо учитывать, что блогосфера — образование чрезвычайно мобильное, не успел чиновник или политик ошибиться или оговориться, как вся планета уже в курсе. Часто бывает, что снимок или новость появляется в чьём-то блоге, и только потом после проверки в официальном издании или новостях на ТВ.
Реальностью сегодня является изолированность (при небольшом пересечении) сообщества блогеров и представителей традиционной журналистики, т. е. СМИ. Немолодые сотрудники Рунета иногда вспоминают обиду, с которой слушали пересказ своих эксклюзивных публикаций на ТВ с оговоркой «как сообщают в Интернете». Много воды утекло, пока признали Интернет-ресурсы в качестве полноправных СМИ. То же происходит и с блогами. Вспомните, хотя бы случай с захоронением в Химках, явный конфликт между блогерами и традиционными средствами массовой информации. Наверное, когда-нибудь признают и блогеров.
Уже сейчас на пресс-конференциях часто первыми места в залах занимают блогеры, которые, услышав новость, тут же публикуют ее в Интернете. И очень много людей обращаются к их вполне профессиональным блогам. Пока-то завтра выйдет газета или выпуск новостей. А тут сообщение в режиме реального времени. Можно сказать, что сейчас идёт борьба за власть, власть информационную над публикой, между лучшими представителями мирового сообщества блогеров-профессионалов и представителями традиционных СМИ. И даже если ни в какое сравнение не идёт посещаемость этих блогов с тиражами газет, то во влиянии мнений, комментариев авторов таких блогов на умы читателей никто не усомнится. Есть среди блогеров такие, кто прекрасно владеет пером и не хуже журналистов освещает события, является уважаемым и читаемым автором. Журналисты-профессионалы, как правило, своего личного мнения к происходящему не высказывают, кроме комментаторов. И не раскрывают своих секретов. А блогеры могут прокомментировать и способы работы журналистов, и качество представления новостей.
Мобильные по своей сути блоги — прекрасное средство передачи информации во время критических событий, стихийных бедствий, когда каждый незначительный факт ожидается с нетерпением. Но, обладая средством быстрой передачи информации, у блогеров не всегда есть время на проверку фактов. И очень легко оказаться в числе неблагонадёжных, передающих неточную или откровенно неверную информацию. И соответственно, потерять читателей, которые настороженно относятся к фактам, опубликованным в режиме онлайн.
14 июня 2007 г. в Америке были представлены на рассмотрение в Юридическом комитете палаты представителей поправки к закону о свободе информации. В соответствии с этими поправками, блогеры признаются равными в правах с журналистами, следовательно, они могут утаивать источники конфиденциальной информации. Сторонники закона полагали, что в случае опубликования информации автор функционирует не в собственных интересах, следовательно, должен быть защищён от всякого рода преследований. Против выступала администрация президента Америки. Помощник генерального прокурора Рейчел Бренд высказала мнение, что закон слишком широко истолковывает представление об источнике информации и любой человек может воспользоваться правами прессы, в том числе и неправомерно. Также Рейчел Бренд сказала, что такого рода поправки — это прямая угроза национальности и препятствие в расследовании преступлений. В высказывания некоторых республиканцев прозвучала мысль о том, что закон защищает лица, которые публикуют лживую и непроверенную информацию.
Нельзя не сказать и о том, что на быстро растущее количество блогов уже рассчитывают производители, как на способ развернуть рекламную кампанию товаров и услуг. Такая программа, например, была проведена в США. Компания Sprint подарила блогерам телефоны своего производства. В ответ блогеры, стали размещать свои отзывы о подаренных телефонах в своих сетевых дневниках. В этом, конечно, нет ничего особенного. Но блогера, как мы уже говорили, никакой редактор не контролирует. Блогер — тоже человек. И сложно говорить о беспристрастности и отсутствии эмоций, если человек передаёт информацию в Интернет в режиме реального времени. Кроме того, с блогерами надо уметь общаться. Иногда желание подружиться может привести к обратному эффекту. Как пример можно привести язвительные замечания в известном блоге Гоукера. Это была реакция автора на решение компании Weber Shandwick пригласить блогеров на конкурс компании KFC. Только помните, что все наши «труды» сохраняются в Интернете достаточно долго и всякие резкости и глупости могут выйти в результатах Интернет-поиска.
И в заключение
Естественно, что в статье приведена ситуация развития блогсферы условно десятилетней давности. На сегодняшний момент развитие блог-сообщества x-кратно расползлось в мировой паутине. Также, обратите внимание на книгу Дэна Гиллмора, директора Центра общественных медиа «We the media» («Мы-медиа: народная журналистика — создано людьми и для людей»). Книга полностью посвящена истории развития движения блогеров и возникновению нового мирового явления — народной журналистики, которое стало вызовом традиционным медиа в их роли посредников информации на её пути к массовой аудитории. АВТОР: Сергей Абрамян (9674605@mail.ru)