Ненастье с духом войны и любви
Я не знаю, зачем и кому это нужно
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой….
Вертинский не дожил ни до Афганистана, ни до Чечни. После Первой мировой многие надеялись, что злая судьба нахлебалась крови и ненужные смерти закончились. Но потом случилась Вторая мировая. Потом, когда борьба за мир во всем мире была в самом разгаре, были Вьетнам, Сирия, Корея, Афганистан, Чечня. И везде умирали мальчишки. Никто из них толком не знал, за что, как не знали и никогда не узнали их матери, получавшие похоронки и копеечные пенсии за погибших сыновей. Афганистан стал последним истерическим всхлипом уходящей советской эпохи.
Те, кто вернулся из Афгана, - устроили жизнь очень по-разному. Кто-то сумел втянуться в новую мирную жизнь, а кто-то так и остался до конца с открытой раной. Последние сбились в стаи, организовав «афганские братства». Они вместе пытались преодолеть «афганский синдром», но не сумели – такие раны не заживают, даже если их лечить коллективными усилиями. В 90-е любое братство приобретало криминальный характер, и «афганцы» не стали исключением. Об одном из таких «братств» - роман Алексея Иванова «Ненастье», который экранизировал Сергей Урсуляк и телеканал «Россия-1».
Сергей Урсуляк - российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер
12 ноября 2018 года в эфире канала «Россия 1» состоялась долгожданная премьера сериала «Ненастье» режиссёра Сергея Урсуляка, в основу которого положен роман Алексея Иванова. Главные герои сериала вернулись в свою страну после Афганистана, но страна стала совсем другой. Им пришлось ловить свою удачу и бороться за место под солнцем. Они могли рассчитывать только на себя и доверять только друг другу. А верили – только в любовь.
Серые будни крупного промышленного центра на Урале. И вдруг – дерзкое ограбление: из спецфургона похищены 145 миллионов рублей – деньги местного воротилы. Грабитель – бывший «афганец» Герман Неволин, водитель инкассаторской машины. Что толкнуло его на преступление? Почему он принёс в жертву всё, чем дорожил – дружбу, любовь, и теперь вынужден скрываться в заброшенной деревушке Ненастье? Поиск ответов - на фоне воспоминаний о войне, о жизни на стыке двух эпох, о верности «афганской идее» и армейским друзьям.
Александр Яценко в роли Германа Неволина и Александр Горбатов в роли Сергея Лихолетова.
Сергей Урсуляк над сериалами работает так, будто снимает большое кино для больших экранов: он снимает не спеша, на качество, а не на скорость, поэтому и зрителям результат нравится. В 2006-м в эфир вышел сериал «Ликвидация» с Владимиром Машковым в главной роли. Действие этой криминальной драмы разворачивается в 1946 году в Одессе. Как и в случае с «Ненастьем», Урсуляк живописует очень точный портрет того времени. В своём новом сериале режиссёр обратился к теме «лихих девяностых».
В интервью программе «Индустрия кино» Сергей Урсуляк рассказал о своём отношении к 90-м годам и саундтреке к сериалу «Ненастье»:
"У меня к 90-м отношение сложное и, скажем так, дифференцированное. Что-то я в них очень люблю, что-то в них не люблю категорически. Больше того, часть музыки, которую я использую в “Ненастье”, терпеть не могу. Т.е. я ощущаю в ней некое обаяние, но считаю, что эта музыка просто вредоносна. С другой стороны, там есть замечательные образцы музыки. Неважно, попсовая она или не попсовая, но просто очень хорошая музыка. Она в то время тоже была разная, другой разговор, что я в целом считаю, что 90-е годы в смысле музыкальном дали большой отрицательный эффект. В этом смысле, я не считаю это лучшими годами для музыки»."
Сюжет о сериале «Ненастье» программы «Индустрия кино»
После «Ликвидации» Сергей Урсуляк выпустил на экраны такие телевизионные хиты, как «Исаев» и «Жизнь и судьба». В 2015 году состоялась премьера масштабного сериала «Тихий Дон» по мотивам легендарного произведения Михаила Шолохова, за которое его автор был награждён Нобелевской премией. По словам режиссёра, он стремился снять «Тихий Дон» так, чтобы зрители поверили в реальность описываемых событий. Это и есть отличительная черта работ Сергея Урсуляка – он старается максимально приблизить сюжет к зрителям, показать им героев так, чтобы с ними можно было себя ассоциировать.
Сюжет о премьере сериала «Ненастье» программы «Вести», канал «Россия 1»
Александр Яценко, сыгравший в сериале «Ненастье» роль Германа Неволина, поделился подробностями о работе над этим проектом:
"Мне было интересно, что я ещё водитель. Я самый лучший водитель. У меня уже год стажа. Но я сдал на автомат. И я сдал по своим личным делам. А тут мне предложили ехать на “Урале”, КамАЗе, инкассаторской машине»."
Александр Яценко, сыгравший в сериале «Ненастье» роль Германа Неволина
Писатель Алексей Иванов, по роману которого снят сериал «Ненастье», признался в интервью программе «Вести недели» канала «Россия 1», что ему пришлась по душе версия «лихих девяностых» от Сергея Урсуляка: "Сергею Владимировичу удалось великолепно передать атмосферу 90-х – с этой неухоженностью, общей душевной хмуростью, фактурой, с машинами, которых сейчас уже нет на улицах, с облупленными домами. Но 90-е – это же не только фактура, это ещё и настроение в душах, которое я назвал "ненастьем"»."
Сюжет о сериале «Ненастье» программы «Вести недели», канал «Россия 1»
Режиссёр Алексей Попогребский, фильм которого «Как я провёл этим летом» принимал участие в основном конкурсе Берлинского фестиваля, объяснил, почему стоит смотреть сериал «Ненастье»: "Самая большая удача – очень достоверные, плотные характеры. Все актёры на своём месте. Это, как всегда у Сергея Владимировича, ансамблевое полотно. За характерами хочется наблюдать дальше и дальше»."
Татьяна Лялина в роли Танюши
Актёр Сергей Маковецкий, исполнивший в сериале «Ненастье» одну из ролей, в интервью программе «Вести» рассказал, о чём именно эта история:
"Вообще, эта история о хороших, молодых, талантливых, но искалеченных людях – в этот страшный переходный период, и потом вдруг 91-й, и они смотрят – там есть эти кадры, когда Горбачёв прощается с нами, со страной»."
«Ненастье» - так называется дачный поселок, который принадлежал отцу Танюши Яр Санычу (Сергей Маковецкий, ниже на фото), спившемуся бывшему тренеру «Коминтерна».
Для читателей, которые успели оценить роман «Ненастье» Алексея Иванова, экранизация стала настоящим открытием. В Сети размещено множество восторженных рецензий, ознакомившись с которыми станет ясно, почему Сергей Урсуляк взялся работу именно над этим произведением.
Пользователь gROMilA_, LiveLib:
На протяжении повествования все основные герои медленно и безнадёжно умирают. Не обязательно в физическом смысле, а просто как бы расчеловечиваются, превращаются в нелюдей. Вы видели, допустим, в кино, как человек прыгает с крыши вниз, навстречу асфальтовому ничто? (Важно оставить след на Земле? Можно выбрать и такой способ. Пятно на асфальте зафиксируют камеры местных телерепортёров.) Так и человек по жизни, вроде лезет, карабкается вверх. По пути у одного чуть отожмёт, другого слегка киданёт. По мелочи так. Но на самом деле, он уже сорвался и летит вниз. Наблюдать за этим и страшно, и нервно, и глаз не оторвать».
Интервью Сергея Урсуляка программе «Вести в субботу» канала «Россия 1»
Сергей Урсуляк: «Патриотизм – явление результативное» (Лора Чугуевская (обозреватель Tricolor TV Magazine)
Новую работу режиссера Сергея Урсуляка – сериал «Ненастье» – в новом телевизионном сезоне показал телеканал «Россия 1». Оглядываясь на киноопусы выдающегося режиссера современности – «Тихий Дон», «Ликвидацию», «Исаева», «Жизнь и судьбу», можно сказать, что «Ненастье» стал чем-то особенным. Сюжет его заставил погрузиться в шальные, злые и угарные 90-е, когда жизнь могла измениться в секунду. В плюс и минус. О кастинге во сне и наяву, дружбе ребят-афганцев, любви и погружении в кинопроцесс, спокойном стиле работы Сергей Урсуляк рассказал Tricolor TV Magazine.
Сериал снят по мотивам романа «Ненастье» Алексея Иванова
Что было первичным: желание снять сагу о том, как афганцы реализуют себя в обычной жизни, или встреча с романом писателя Алексея Иванова?
Не было желания, я не искал под это материал. Я просто прочел роман в ряду других многих книг, которые читал, закончив «Тихий Дон». Роман произвел на меня большое впечатление, и мне показалось интересным попытаться рассказать про то время, которое не очень отражено у нас на экране. Другой разговор, что я предложил эту идею телеканалу «Россия», а канал, как выяснилось, незадолго до этого купил права на это произведение. Вот так все сошлось и завертелось.
Сценарий создавали, привлекая самого писателя, автора идеи?
Нет. Этого не предполагалось: я не очень привык работать с авторами в силу разных обстоятельств. Больше того, мы даже не знакомы с Алексеем Ивановым.
Как у вас строится процесс: вы подключаетесь к сценарию в момент его написания или берете готовый текст и адаптируете его под себя?
Строится по-разному. В данном случае все было с нуля. Я озвучил сценаристу Илье Тилькину свои пожелания, дальше он мне присылал эпизоды, я их как-то правил, что-то просил дописать. В результате получилась довольно долгая история, больше чем полгода, к сожалению. Это было связано и с тем, что у Ильи были обязательства по предыдущему проекту. Плюс растянутый съемочный период из-за разных сезонов года.
Чем вас зацепил роман и какие впечатления вы потом перенесли в сериал?
Роман мне было просто интересно читать. Но поскольку я жил в это время, и жил иначе, то нагружаю это время своими ощущениями и так далее. И мы несколько отошли от первоисточника: перенесли действие современной части в конец 90-х годов. Таким образом, вся эта история укладывается в промежуток от прихода Бориса Ельцина к власти до его ухода.
Где снимали заявленных восемь, а по итогам творческого процесса – одиннадцать серий?
Изначально было понятно, что это не может быть Москвой, кроме каких-то интерьеров. Поэтому под город Батуев мы искали некое индустриальное место. В результате сделали его из нескольких городов: Нижнего Тагила, Электростали, Волгограда и Люберец. Афганистан снимали в Крыму.
Александр Яценко – совершенно блестящий актер, ясно, почему ваш выбор пал на него, но он не входит в круг классических брутальных героев. Как все-таки его образ у вас сложился?
Там не нужен был брутальный мужчина, скорее другой человек. Его призвали в армию защищать Родину, а дальше он попал в ситуацию, при которой он был тем, кем он был. Поэтому здесь как раз брутальность не играла никакой роли. Выбор Саши Яценко, как ни странно, хотя мы с ним работали на «Тихом Доне», не был прямым. Я шел кружным путем и почему-то не предполагал его брать. В течение трех месяцев я перепробовал огромное количество актеров, замечательных часто. Как вдруг однажды в ночи мне явился во сне Александр Яценко, и на следующее утро я понял, что это должен быть Яценко.
Во всем остальном кастинг для вас получился традиционным или вы испытывали сложности?
Сложности были большие, потому что это абсолютно новая для меня среда, типажно новая. Поэтому за редчайшим исключением у меня работали артисты, которых я не знал. Из тех, с кем я работал до этого, – Сережа Маковецкий в единственной возрастной роли и пара артистов в небольших ролях.
Расскажите поклонникам Маковецкого, кем он предстанет?
Он будет в сериале отцом главной героини, спортсменом, ныне потерявшим человеческий облик, спившимся. Сережа существует в очень острой форме. Мне нравится, как он проявляется, потому что он не боится ни возраста, ни чего другого. Его возможности как артиста и без того бесконечны. Но тем, что он бесстрашный, мне кажется, он расширяет свои возможности.
По сюжету главный герой, водитель, ступает на скользкий путь, чтобы сделать приятное своей любимой женщине. Эта любовная линия – только фон для исторических или криминальных событий?
Там все перемешано и построено на ретроспекции – переходе от сегодняшнего времени в прошлое. То, что происходит в 1999 году, – это ограбление инкассаторской машины. И затем мы ретроспективно рассматриваем эту историю и понимаем, как, почему, для чего и зачем это произошло.
Любовной лирики ожидается много?
Там достаточно уделяется времени линии любви главного героя. Я очень рад, что главную героиню у меня сыграла замечательная актриса Татьяна Лялина из театра «Современник».
Жесткость 90-х вы передавали при помощи мордобития, плохой одежды, атмосферы агрессии?
Поскольку я нежесткий режиссер и нежесткий человек, то для меня это был необходимый фон, но, что называется, я не испытывал любви к этим сценам. И мне кажется, что криминальная часть – не главное. В любом случае это рассказ о людях, как ни банально это звучит. О людях, которые попали в эту ситуацию. Они мне не близки морально и ментально, но я им сочувствую, потому что хорошо понимаю, что, сложись чуть по-другому, в этой ситуации мог оказаться каждый из нас.
В ретроспективе в афганское прошлое героя вы делали акцент на взаимоотношениях солдат, чувстве патриотизма, духе войны?
Патриотизм – явление результативное. Нельзя делать акцент на патриотизме, ничего хорошего обычно не получается. Афганистан – это место, где завязываются взаимоотношения главных героев, а патриотизм или нет – как у кого родится. Все, что связано с Афганистаном, – военная история, очень драматическая.
Когда вы снимаете, вы мыслите сериями? Или серии – это только монтажная история?
Я не мыслю сериями, я мыслю мыслью (улыбается). Но существует формат: я должен понимать, чем у меня наполняется та или иная серия, но это скорее производственная, чем творческая вещь. Я не работаю от вольного и примерно понимаю, как эта сцена ляжет в контекст.
Ваш стиль работы – вы показываете актерам, как им играть, кричите на них?
Спокойный стиль работы. Актеры – мои товарищи. До определенной степени, естественно. Показывать – я иногда показываю, но в силу того, что здесь история специфическая, я больше доверял артистам, чем пытался показать. Я мог предложить видение сцены, характера, а в проявлении характера шел от артиста. За исключением Маковецкого, у которого свой острый рисунок. А в принципе, я работаю всегда одинаково: артист должен быть свободен, иметь право на ошибку и работать в атмосфере доброжелательности. А дальше от артиста зависит, как он этим распорядится.
Слоган сериала «Ненастье» звучит так: «Однажды в стране, которой больше нет»
Случилась ли на съемках «Ненастья» сцена, которая даже с вашим опытом не давалась и потребовала большого количества дублей?
Дублей я, как правило, всегда делаю немало. В этот раз у меня были люди с очень разным актерским опытом, может, это вносило определенные сложности. Но технические вещи все-таки сложнее: снимать вертолетную атаку или колонну из 40 машин в Афганистане.
От чего вы сами, как режиссер, получили удовольствие в процессе работы над сериалом?
Ни от чего (улыбается). Я получаю удовольствие, когда придумываю что-то в тишине и один. Есть редкие секунды на съемках, когда ты понимаешь, что вроде бы получается что-то. Но эти секунды разрушаются следующим кадром или еще чем-то. Я люблю вспоминать, как работал, но во время работы нет удовольствия.
Монтажный процесс для вас производство или творчество?
Для меня все творчество, с одной стороны, и все – производство, с другой. У меня есть некий план, который я должен выполнять, я не могу прийти на монтаж и сказать, что у меня нет настроения. Я не жду вдохновения и работаю. Тем не менее монтаж – процесс творческий, потому что сцены многократно перекладываются, чтобы точнее рассказать историю.
Что вы ждете от зрителей по итогам просмотра «Ненастья»? И для вас контакт со зрителями вообще – важная составляющая?
Важная, но до определенной степени. Мне важно, чтобы картину посмотрели. То, что будут разные мнения, – к этому я привык. Самые важные мнения для меня – буквально десяти человек, среди которых руководство телеканала «Россия», мои родные – жена и дочери, друзья.
Кино – это?
Моя работа.