«МузАВТО–5»: Билли Джоэл

25-10-2018   11:25      516      0

Билли Джоэл — "Honesty",1978

Эту замечательную балладу обязан послушать каждый любитель по-настоящему качественной и проникновенной музыки. Песня “Honesty” (“Искренность”) из альбома “52nd Street” не входит в число наиболее известных хитов американского пианиста и автора-исполнителя Билли Джоэла. Она даже включена не во все издания официального сборника лучших произведений музыканта.

Хиты Билли Джоэла (Billy Joel)

Билли сам написал слова и мелодию песни “Honesty”. Он работал над ней в привычном стиле: сначала сочинил музыку, а затем принялся за текст. Рабочим названием композиции было “Home Again”, но автор не прекращал искать более удачный вариант. Слово “honesty” ему навеяла шутка коллеги, Либерти ДеВитто. Вот что Джоэл рассказал на шоу Говарда Стерна:

У меня не было для нее подходящего слова, и мой барабанщик принялся напевать: “Sodomy, sodomy [содомия]… such a lonely word”. Вот тогда мне пришлось быстро придумать какой-то текст.

Так продолжалось до тех пор, пока барабанщик Джоэла не стал напевать на эту мелодию нечто вроде «Содомия, содомия — такое одинокое слово…». Тут-то Билли понял, что со словами медлить не стоит и посвятил песню дефициту искренности. Он с сожалением рассказал о том, что в этом лживом и лицемерном мире легче встретить любовь, чем честность — даже в отношениях между близкими людьми.

Смысл баллады кажется очевидным. Это песня про то, насколько редки искренние отношения в нашем лживом мире, где честность найти сложнее, чем страсть, дружбу или даже любовь.
Впрочем, Кен Билен, автор книги “The Words and Music of Billy Joel”, склонен понимать основную идею композиции шире:

“Honesty” – это требование правды, и не только в романтических отношениях, но также от политиков, которые оказывают влияние на наши жизни.

В 1979 году “Honesty” была выпущена третьем синглом с альбома “52nd Street”. Продюсером записи стал Фил Рамоун.

Песня неплохо проявила себя в чартах. В Billboard Hot 100 она поднялась на 24-ую строчку. Кроме того, она попала в топ 40 хит-парадов многих других стран.

Интересные факты
- Billy Joel несколько раз пел “Honesty” вместе с Элтоном Джоном. Также он исполнял ее с Брайаном Адамсом.
- Ассоциация индустрии звукозаписи Японии присвоила песне «золотой» статус за более чем сто тысяч скачиваний песни для рингтонов.

Honesty Искренность
If you search for tenderness
It isn’t hard to find
You can have the love you need to live
But if you look for truthfulness
You might just as well be blind
It always seems to be so hard to give
Если ты ищешь нежность,
Ее не сложно найти
Ты можешь обрести любовь, нужную для жизни
Но если ты ищешь правдивость,
Возможно, лучше тебе быть слепым
Кажется, ее всегда так тяжело давать
Chorus:
Honesty is such a lonely word
Everyone is so untrue
Honesty is hardly ever heard
And mostly what I need from you
Припев:
Искренность – такое одинокое слово
Все вокруг настолько ненадежны
Искренность – о ней почти не слышно,
Но именно это мне нужно от тебя
I can always find someone
To say they sympathize
If I wear my heart out on my sleeve
But I don’t want some pretty face
To tell me pretty lies
All I want is someone to believe
Я всегда могу найти того,
Кто будет мне симпатизировать,
Если я не буду скрывать своих чувств
Но мне не нужно просто милое лицо,
Говорящее мне милую ложь
Мне нужна та, кому я смогу верить
I can find a lover
I can find a friend
I can have security
Until the bitter end
Anyone can comfort me
With promises again
I know, I know
Я могу найти любовницу,
Я могу найти подругу,
Я могу быть в безопасности
До конца жизни
Кто-нибудь сможет меня утешить
Очередными обещаниями
Я знаю, знаю
When I’m deep inside of me
Don’t be too concerned
I won’t ask for nothin’ while I’m gone
But when I want sincerity
Tell me where else can I turn
Because you’re the only one that I depend on
Когда я замыкаюсь в себе
Не нужно слишком волноваться
Я не буду ни о чем расспрашивать
Но когда мне нужна откровенность,
Скажи, к кому еще мне обратиться,
Ведь ты единственная, от кого я завишу

Небольшой факт из личной жизни...
В июле 2015 года американский певец Билли Джоэл женился в четвертый раз. Артист и его избранница вступили в брак на вечеринке в честь Дня независимости.
Билли Джоэл и его подруга Алексис Родерик обменялись кольцами в субботу на вечеринке в доме певца на Лонг-Айленде. Гостей было немного, среди приглашенных были губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, актер Кевин Джеймс и вторая жена Джоэла — модель Кристи Бринкли, сообщает AP.
66-летний Билли Джоэл и 34-летняя Алексис Родерик встречались с 2009 года. Певец женился в четвертый раз.

История избранных песен Билли Джоэла

«Piano Man» (1973)

Если рок-меломан в 1970-х годах видел афишу с надписью «Rocket Man meets Piano Man» («Космонавт встречается с Пианистом»), ему было ясно, что речь идёт о совместном концерте Элтона Джона и Билли Джоэла. То, что пианистами были оба этих персонажа, никого не путало, ведь свои прозвища они получили, не благодаря приверженности инструменту, а благодаря хитам с такими же названиями…

Хотя Билли Джоэл родился в бедной еврейской семье, его отец — рабочий электрической компании — был неравнодушен к высокому искусству. Поэтому мальчик рос под звуки классики, которую папа любил наигрывать на пианино, и скоро сам стал бить маленькими ручонками по чёрно-белым клавишам. Даже во времена увлечения рок-н-роллом Билли любимому инструменту не изменял — например, в его первой группе вообще не было… гитар.

Профессиональная же карьера музыканта началась в начале 1970-х и началась крайне неудачно. Компания «Fanily records», с которой он заключил контракт на выпуск 10 альбомов, к своему подопечному отнеслась наплевательски. Мало того, что первый альбом Джоэла 1971 года по недосмотру записали в ускоренном темпе, так ещё и раскручивать его не стали. Осознав свою ошибку, музыкант нашёл радикальный выход — просто сбежал из Нью-Йорка на другой конец Америки — в Лос-Анджелес — подальше от «Fanily» и их кабального контракта.
Довольно быстро возникла проблема «хлеба насущного». Под своей фамилией Джоэл, разумеется, светиться не мог, поэтому взял себе псевдоним Билли Нельсон и устроился в бар тапёром.

Именно тогда он сочинил свой переломный хит, так и названный «Piano Man» («Пианист»). Там он подробно рассказал, как о своей работе в баре, так и о местном окружении. Реального материала хватало, поэтому почти ничего выдумывать не пришлось.

Билли Джоэл:
«Джон был владельцем бара, а Пол его агентом по недвижимости, который хотел написать великий американский роман, а Дэйви был парнем, который служил на флоте… Даже девушка в песне — это была моя первая жена. Она тоже работала там в качестве официантки».

На первый взгляд, в музыкальном плане песня не выделялась ничем особенным. Такой себе, идущий по кругу, милый вальсок (подобные часто любит пописывать наш БГ) с незатейливым рефреном, который аудитория вполне могла подпевать хором:

Сыграй нам песню, ведь ты пианист,
Сыграй нам ее сегодня вечером…

Недаром впоследствии Джоэл будет искренне удивляться тем, кто пытался делать из «Piano Man» инструментал, ведь без голоса эта песня напоминала однообразную музыкальную шкатулку.

Своего часа песне и её автору пришлось ждать полгода. Лишь в 1973 году Джоэлу удается заключить второй контракт — на этот раз с фирмой «Columbia». Правда, это не решило проблему окончательно — на протяжении оговоренных 10 альбомов музыканту приходилось «делиться» и с предыдущим лейблом.

Тем не менее, с выходом сингла «Piano Man» и одноименного альбома, масть, как говорится, пошла. Альбом занял в чартах США 27-е место, а песня — 25-е. Спустя время «Piano Man» даже внесут в Национальный реестр записей США, как национальное достояние. А «Странный Эл» Янкович напишет пародию «Ода супергерою» с рефреном:

Сплети нам сеть, ведь ты человек-паук,
Сплети нам сеть сегодня вечером,
Ведь ты храбрый, сильный и ловкий…
Вот только, где ты взял эти колготки?

Билли Джоэл:
«Я понятия не имею, почему эта песня стала так популярна. Она похожа на караоке-хит. Мелодия не очень хороша и очень монотонная, в то время как слова похожи на лимерики. Я был шокирован и смущен, когда она стала хитом. Но мои песни для меня, как мои дети, поэтому я взглянул на нее и подумал: «Мой малыш неплохо справился»».

«Uptown Girl» (1983)

Билли Джоэл всегда считал себя простым парнем — выходцем из рабочей среды. Поэтому, став рок-звездой, искренне удивлялся тому, что на него стали обращать внимание красивые гламурные девушки.
Собственно именно об этом и был написан его очередной хит «Uptown Girl» — «Девушка с окраины» (хотя, видимо, точнее говорить «девушка с пригорода» — ведь именно в пригородах живёт самая состоятельная часть американского населения). Песня стала №3 в США, а альбом 1983 года «An Innocent Man», чуть было снова не отхватил «Грэмми» — но против «Триллера» Майкла Джексона у него шансов, конечно, не было.

Многие считали, что «Uptown Girl» — посвящение модели Кристи Бринкли. Однако сам автор говорил, что сочинил песню за пару лет до встречи с будущей женой. Тогда он ещё встречался с другой моделью — Эль Макферсон, а название песни было во множественном числе «Девушки с пригорода».

Билли Джоэл:
«…все думают, что она о Кристи. Но это совсем не так. Это – сложная песня, исполнять её – целое испытание. После неё я выжат, как лимон».


Билли Джоэл и Кристи Бринкли.

Впрочем, когда у него начались близкие отношения с Кристи, он всё-таки заменил «девушек» на одну единственную «девушку». Да ещё и задействовал модель в клипе на песню, где сам музыкант играл роль простого автомеханика, ну, а модель — саму себя.

Билли Джоэл:
«То, что я могу привлечь такую девушку, как Кристи должно дарить надежду каждому уродливому парню в мире».

Интересно, что, когда в 2001 году ирландский бойз-бэнд WESTLIFE запишет на «Uptown Girl» кавер, то в новом видео не сильно отступит от основной сюжетной линии. Парни сыграют простых официантов, а место Кристи Бринкли займёт другая супермодель — Клаудиа Шиффер.


«A Matter of Trust» (1986)

В 1987 году Билли Джоэл пошёл на смелую авантюру. В СССР уже начались «perestroyka & glasnost», поэтому западный певец решил проникнуть за «железный занавес». При этом проникнуть не просто так, а с концертами. В предстоящий тур он взял не только аппаратуру и свой коллектив, но и жену с маленькой дочкой.

И вот, как раз в преддверии гастролей, по советскому ТВ начали крутить недавний хит Джоэла под названием «A Matter of Trust» («Вопрос доверия»). 
По тексту этой песни было сразу видно, что её писал человек женатый. Да и Кристи с дочкой отметились в сопровождающем видеоклипе.

Иногда любовь — только ложь сердца, 
Холодные остатки того, что начиналось со страсти. 
И они могут не желать окончания, 
Но оно будет. Это только вопрос времени. 
Я прожил достаточно, чтобы узнать, 
Что чем ближе ты к огню, тем сильнее обожжешься. 
Но это не случится с нами, 
Потому что это всегда было вопросом доверия.

В музыкальном плане песня выделялась тем, что здесь лидировало не на пианино, а гитара. Поэтому и во время концертов «A Matter of Trust» стала той редкой композицией, для исполнения которой Джоэл вставал из-за клавиш и переключался на электроструны.

Все три концерта в Советском Союзе (в Москве, Ленинграде и Тбилиси) прошли с аншлагом и небольшим скандалом. На одном из выступлений Джоэл просил осветителей не светить публике в лицо, а, когда его просьбу проигнорировали, перевернул электропианино и начал стучать по роялю микрофоном.

В итоге гастроли принесли музыканту только убытки, но он об этом нисколечко не жалел. И даже написал песню «Ленинград» после знакомства с клоуном, который в детстве пережил ужасные времена блокады.

Да и новый суперхит был не за горами…

«We Didn’t Start the Fire» (1989)

Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы пересказать историю США, скажем, с 1949 по 1989 год? Так вот, певцу Билли Джоэлу хватило для этого всего 4 минуты и 47 секунд. Речь идёт о его знаменитом хите «We Didn’t Start the Fire» («Не мы раздули пожар»). Говорят, что в некоторых штатах клип этой песни даже используют, как некий краткий обучающий ролик.

По воспоминаниям автора на идею его вдохновил разговор с сыном Джона Леннона — Шоном. Однажды 21-летний Шон пожаловался 40-летнему Билли, что молодому человеку сегодня жить тяжело и страшно. На что Джоэл ответил, что и времена его юности были далеко не сахар — Вьетнам, наркотики, расовые столкновения. «Но ведь детство, детство-то, у вас было спокойное!» — не унимался Шон — «Тихие 50-е годы…». «Ничего себе тихие!» — удивился Билли. — «Ты что, никогда не слышал о Корейской войне или Суэцком кризисе?».

Поняв, что молодёжь «матчасть» знает из рук вон плохо, Джоэл задумался — а что, если попробовать в одной песне перечислить события и персонажей, которые сопровождали его 40-летнюю жизнь? И стал сочинять текст, взяв за отправную точку 1949-й — год своего рождения.

Билли Джоэл:
«Итак, президент — Гари Трумэн, певица — Дорис Дэй, певец — Джонни Рэй, в Китае к власти пришли коммунисты. Потом я перешёл к 1950-му году…».

Не обошёл Джоэл стороной и советских деятелей, упомянув Сталина, Маленкова, Хрущёва и Прокофьева с Пастернаком. Но почему-то забыл Брежнева и, что особенно странно, Горбачёва. Гагарин тоже не нашёл места в тексте, хотя первый искусственный спутник всё-таки называется… Впрочем, нельзя объять необъятное — недаром последний куплет завершается вполне понятным авторским возгласом: «я этого больше не выдержу!».

Разумеется, такая песня просто не могла быть медленной. Поэтому куплеты превратились в речитативы-перечисления, которые разделял припев-рефрен:

Не мы раздули пожар.
Он всегда пылал, 
Пока крутилась Земля.
Не мы раздули пожар.
Нет, не мы его запалили,
Но мы пытались его погасить.

Насчёт того, как Америка гасила пожары можно поспорить, но песня, несомненно, вышла крайне оригинальной и познавательной. Кому интересны детали, могут посмотреть мою подробную расшифровку текста.

ложность замысла заставила Джоэла придумать слова песни раньше мелодии (обычно он творил в обратном порядке). Текстом автор остался доволен, а вот к музыке всегда относился скептически, называя её «худшей мелодией из всех, им придуманных».

Билли Джоэл:
«Это ужасно с точки зрения музыки — словно комар гудит у вашей головы».

Некоторые критики также раскритиковали песню. Кое-кто написал, что она напоминает курсовую работу, написанную в ночь перед сдачей.

Тем не менее сингл «We Didn’t Start the Fire» стал одним из самых успешных в карьере музыканта и занял 3-ю строчу американского хит-парада.

Успеху поспособствовал и замечательный клип. Смена исторических век здесь изображалась на примере американской семьи из среднего класса. За время песни меняется не только возраст героев, но и их причёски, одежда, дизайн кухни и разные предметы быта. Вот девочка примеряет платье в стиле «New Look», вот мама глотает антидепрессанты, вот парень-хиппи сжигает повестку, призывающую его на Вьетнамскую войну. Также во время припева мы видим певца в чёрных очках на фоне языков пламени и кадров исторической хроники.

Спустя время Джоэла спросят — не хочет ли он написать похожую песню о событиях после 1989 года? Но музыкант лишь отмахнётся — мол, и одной вполне достаточно.
Зато песню спародировали в финале сезона «Симпсонов», кратко перечислив в ней всех прошлых героев мультсериала.


«River of Dreams» (1993)

В 1993 году никто не подозревал, что Билли Джоэл выпускает последний альбом со своими песнями. Впрочем, это был красивый финал.
И сам альбом «River of Dreams» и его заглавная песня имели успех в хит-парадах (заняв, соответственно, 1-е и 3-е место). Интересно, что картина на обложке альбома принадлежит кисти жены Джоэла — Кристи Бринкли. Правда, буквально через год «звёздная» пара всё-таки разведётся.

Название — «Река снов» — не просто красивая метафора. Джоэл признавался, что многие мелодии к нему приходят именно во сне. Правда, обычно они быстро забываются, но эта оказалась слишком прилипчивой.

Текст песни слишком метафиричен и туманен, чтобы его можно было объяснить в двух словах. Джоэл поёт о поиске чего-то неопределённого, но чего ему очень недостаёт («Я ищу что-то, что украли из моей души, что-то, что я бы никогда не потерял…»). Недаром он использует так много религиозных образов, хотя и заявляет:

Я не уверен, что есть жизнь после смерти,
Видит Бог, я никогда не был верующим, 
Крещеный огнем, я пробираюсь через реку, 
Текущую через обетованный мир...

Песня «River of Dreams» могла бы получить «Грэмми», но тут её обскакала нетленная «I Will Always Love You» Уитни Хьюстон. Зато на церемонии вручения Джоэл успел сказать своё «фэ» телевизионной политике. Во время исполнения своего хита певец неожиданно перестал играть и, выдержав паузу, сказал: «А ценное рекламное время пусть идёт к такой-то матери». Это был протест против того, как телевизионщики бесцеремонно прервали речь Фрэнка Синатры (победителя номинации «Легенда»), переключившись на рекламу.

После 1993 года Билли Джоэл перестал писать песни. Но с музыкой не расстался.

Билли Джоэл:
«Я начинал с классической музыки – это было задолго до того, как я написал свою первую песню в стиле поп. И вот теперь я вновь возвращаюсь к классической музыке. Она даёт мне то, чего мне уже не может дать рок-н-ролл. Я всегда буду любить рок-н-ролл, особенно рок-н-ролл моей юности, но я уже повзрослел, и он больше не действует на меня так, как прежде. В отличие от Бетховена…».   (По авторским материалам, Сергей Курий)

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ song-story.ru kursivom.ru livejournal.com

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий