Уникальность и злободневность арта Бэнкси
«Поймай меня, если сможешь»
Бэнкси прославился на весь мир благодаря своему уникальному «партизанскому» стилю: рисунки художника на злободневные темы долгие годы регулярно появлялись в самых разнообразных общественных местах — на стенах зданий в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на барьере Западного берега реки Иордан, разделяющем Израиль и Палестину. Но до сих пор настоящее имя арт-партизана знали только самые близкие друзья.
Бэнкси никогда не показывал публике своего лица, работал с накладной бородой, в очках и шляпе, а во время интервью использовал тумблер для искажения голоса.
Частыми персонажами работ Бэнкси являются крысы, обезьяны, полицейские, дети и старики, а темы рисунков всегда отличаются актуальностью, остроумием, носят антивоенный или социально-политический подтекст.
Несмотря на то, что каждую новую работу граффиста сегодня относят к произведению искусства, деятельность художника на улицах города считается вандализмом.
Бэнкси начал заниматься граффити ещё в конце 90-х годов, и с каждым годом его рисунки становились всё масштабнее, смелее, необычнее. Международная известность пришла к художнику, когда он разместил свои работы на стенах крупнейших музеев. К слову, сотрудники Британского музея только через несколько дней заметили граффити, которое незаконным образом попало в экспозицию.
С ростом интереса к работам талантливого арт-партизана ему становилось всё сложнее скрываться от полиции. Чтобы сотрудники правоохранительных органов не застали его врасплох, художник стал использовать трафареты, которые позволяли экономить время на создание уникальных граффити. Это помогло: полиция так и не «поймала за руку» арт-хулигана, но на помощь им пришли учёные…
Граффити Бэнкси, посвящённая беженцам в лагере Кале. Фото: www.globallookpress.com
Арт-преступник
Для того чтобы идентифицировать личность Бэнкси, учёные из Лондонского университета королевы Марии использовали метод географического профилирования, который обычно применяется британскими криминалистами при определении местонахождение серийных преступников.
Специалисты проанализировали точки появления 140 граффити, которые приписываются Бэнкси, и установили, что чаще всего они появлялись в Бристоле рядом с одним из пабов, игровыми полями и в одном жилом квартале. После чего вычислили, что в непосредственной близости от этих мест проживал выпускник одной из государственных школ Бристоля Робин Ганнингем.
Кстати говоря, подозрения в том, что Бэнкси — это Ганнингем, периодически появлялись в СМИ ещё с 2008 года, однако никогда не имели законных доказательств. Надо отдать должное, что несмотря на то, что личность мастера граффити установлена, больше о нём никакой информации узнать не удалось. А сам загадочный Бэнкси комментариев по этому поводу не даёт.
В свою очередь, противники и адвокаты Бэнкси настаивают на том, что разглашение результатов может нарушить тайну частной жизни, а точность расследования и вовсе находится под вопросом.
Ажиотаж вокруг нового проекта усиливается тем, что в Британии Бэнкси не проводил никаких выставок или акций с 2009 года.
Помимо Бэнкси свой вклад в его создание внесли самый богатый современный художник Дэмьен Херст, а также концептуалистка Дженни Хольцер и музыкант Джимми Каути.
В отличие от райского уголка «Диснейленда», в который мечтает попасть каждый ребенок на свете, в королевстве Бэнкси не все так красиво.
Королевский замок Золушки превратился в заброшенную потрепанную лачугу, а весь пустырь, на месте которого когда-то был парк развлечений, заставлен грубыми металлическими скульптурами, разобранными грузовиками, гигантскими изношенными вертушками - мрачный мирок, созданный воображением гения стрит-арта, чьего лица никто никогда не видел.
Слово Dismaland Бэнкси уже упоминал: это название его рисунка 2012 года. Художник изобразил на нем Микки Мауса, а внизу сделал подпись «Жизнь - не всегда сказка».
Это первый проект Бэнкси в Британии с 2009 года. Последней была выставка в Бристольском городском музее под названием «Бэнкси против Музея Бристоля».
По итогам года она стала самой посещаемой в стране и ее продлили по просьбам зрителей.
Помимо Бэнкси свой вклад в его создание внесли самый богатый современный художник Дэмьен Херст, а также концептуалистка Дженни Хольцер и музыкант Джимми Каути.
Сам уличный художник тогда так прокомментировал событие: «Это первая моя выставка, когда деньги налогоплательщиков потрачены на то, чтобы развесить мои работы на стенах, а не соскрести их с них».
В отличие от райского уголка «Диснейленда», в который мечтает попасть каждый ребенок на свете, в королевстве Бэнкси не все так красиво.
Королевский замок Золушки превратился в заброшенную потрепанную лачугу, а весь пустырь, на месте которого когда-то был парк развлечений, заставлен грубыми металлическими скульптурами, разобранными грузовиками, гигантскими изношенными вертушками - мрачный мирок, созданный воображением гения стрит-арта, чьего лица никто никогда не видел.
Парк в городке Уэстон-сьюпер-Маре, в котором разместились работы Бэнкси, закрыли на вход еще в начале этого года.Парк в городке Уэстон-сьюпер-Маре, в котором разместились работы Бэнкси, закрыли на вход еще в начале этого года.
Любопытным местным жителям говорили, что на этом месте пройдут съемки нового голливудского блокбастера.
Но ни камер, ни съемочной группы жители городка так и не увидели. Зато поползли слухи, что Бэнкси в городе.
По итогам года она выставка Бэнкси стала самой посещаемой в стране и ее продлили по просьбам зрителей.
Сам уличный художник тогда так прокомментировал событие: «Это первая моя выставка, когда деньги налогоплательщиков потрачены на то, чтобы развесить мои работы на стенах, а не соскрести их с них».
Считается, что Бэнкси родился в 1974 году в английском городе Бристоле. В конце 1990-х годов он стал заниматься граффити и довольно долгое время действовал как обычный райтер, но со временем его рисунки становились всё масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от английских полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время.
Осенью 2006 года в нескольких лондонских магазинах он незаметно заменил диски с альбомом певицы Пэрис Хилтон на диски с сорокаминутной песней своего друга Danger Mouse и собственными рисунками.
Благодаря таланту художника и остро-социальной тематике своих рисунков, Бэнкси быстро обрел популярность сначала в Англии, а затем и во всем мире. Самое удивительное, что он до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции.
В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинском международном кинофестивале Берлинале со своим фильмом «Выход через сувенирную лавку»/«Exit Through the Gift Shop», пройдя инкогнито по красной дорожке фестиваля. Музыкальной группе «Exit Through the Gift Shop», чьё название Бэнкси использовал для своего кинодебюта, художник в качестве компенсации подарил одну из своих работ. Фильм номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар»—2011 в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».
В январе 2011 года в Интернете появились сообщения о том, что на eBay был выставлен необычный лот — клочок бумаги с написанным на ней настоящим именем Бэнкси. Продавец — американец, скрывающийся под псевдонимом jaybuysthings. Стартовая цена лота была 3000 долларов США. После 38 ставки она достигла $999 999. На данный момент лот удалён по неизвестной причине. В СМИ также высказывались предположения о том, что этот лот выставил сам Бэнкси или его сообщник.
В октябре 2011 года, когда одна из уличных картинок Бэнкси в Бристоле была замазана чёрным, горожане посчитали происшествие актом вандализма.
В июне 2013 года граффити «Рабский труд», нарисованное Бэнкси в мае 2012 года в ответ на празднование 60-летия правления королевы Елизаветы II, было продано с аукциона за сумму свыше 750 тысяч евро.
12 октября 2013 года Бэнкси устроил «тайную» продажу своих работ недалеко от Центрального парка в Нью-Йорке. Прохожие могли совершенно свободно приобрести любую картину Бэнкси всего за 60 $. Прохожие просто не подозревали о том, что эти работы — подлинники, а реальная цена каждого холста составляет не менее 30 тыс. $. Всего за один день «тайной» торговли Бэнкси продал трем покупателям восемь своих картин.
«Эффект Бэнкси»
Даже после того, как Бэнкси без маски увидит весь мир, интерес к его работам не уменьшится, ведь арт-преступник уже давно стал одним из самых влиятельных и дорогих граффистов мира.
Среди коллекционеров его работ много знаменитостей, включая Брэда Пита и Анджелину Джоли. Ещё 10 лет назад, после того как Кристина Агилера купила оригинал работы Бэнкси, на которой изображена королева Виктория в образе лесбиянки за 25 000 фунтов стерлингов, начался огромный интерес к стрит-арту и его художникам, который назвали «эффект Бэнкси». С тех пор почти каждая работа граффиста продавалась за баснословные для уличного искусства деньги. К примеру, в 2007-м году рисунок Бэнкси «Бомбардировки Центральной Англии», на котором изображены пенсионеры играющие в боулинг бомбами, был продан на аукционе Sotheby’s за рекордную сумму — 102 000 фунтов стерлингов. Но в том же году его «Космическая девочка и птица» снова побила рекорд.
Работы Бэнкси можно увидеть не только на торгах и улицах города. Скандальный граффист регулярно шокирует обычных прохожих своими «выходками». В 2013 году художник устроил анонимную распродажу работ рядом с Центральным парком Нью-Йорка, предлагая купить картины всего по 60 долларов. В итоге восемь картин-подлинников были проданы трём случайным покупателям.
А во время карнавала «Ноттинг-Хилл» в 2004 году он развеял над толпой пачку 10-фунтовых банкнот с портретом принцессы Дианы, где вместо «Bank of England» было написано «Banksy of England». Многие из них затем были проданы по цене около 200 фунтов каждая.
Сегодня Бэнкси — герой каждого сознательного рисовальщика граффити. Никто из поклонников уличного искусства не хотел, чтобы имя арт-преступника было раскрыто, ведь они ждали не сенсации, а новых работ, которые, очевидно, теперь появятся нескоро.
Если бы стены могли говорить. 20 выдающихся работ Бэнкси о войне, церкви, искусстве и толерантности
Его работы восхищают и возмущают. Ему подражают, ему завидуют, его считают «дутой» распиаренной знаменитостью без таланта. В любом случае, нельзя не признать, что имя Бэнкси имеет внушительный вес в мире современного искусства, и что он вывел стрит-арт на совершенно новый уровень. В конце концов, не зря же художник был признан одним из «величайших британцев» среди ныне живущих. И это при том, что никто не знает его настоящего имени. Мы не будем задаваться вопросом «Кто же такой Бэнкси?» Гораздо важнее и интереснее, что и как он рассказывает в своих рисунках.
Начиная с самой первой своей заметной работы Бэнкси заострял внимание на серьезных, острых, злободневных, а порой и замалчиваемых темах. Эта первая работа называлась «Мягкий, мягкий Запад» (The Mild Mild West) и изображала плюшевого медведя, швыряющего коктейль Молотова в спецназовцев. Рисунок был создан в 1997 году после того, как полиция разогнала несколько подпольных рейвов с применением насилия. И в дальнейшем все работы Бэнкси были посвящены проблемам общества — от военных конфликтов до поклонения идолам поп-культуры.
Когда художника обвиняли в вандализме, он отвечал, что это его прямой ответ на «брендализм» и объяснял это так: «Любая реклама в общественном месте не оставляет вам выбора, видеть ее или нет… Люди, которые действительно уродуют наши районы — это компании, рисующие свои гигантские слоганы на зданиях и автобусах, пытаясь заставить нас чувствовать себя неадекватными, если мы не покупаем их барахло. Они считают, что могут орать свои обращения со всех доступных поверхностей, но вам никогда не позволят им ответить. Что ж, они начали войну, и стена — это оружие выбора, чтобы нанести им ответный удар».
Со временем Бэнкси набирал всё большую популярность, а его работы стали продаваться за миллионы долларов: их покупают видные коллекционеры и звезды шоу-бизнеса. Впрочем, сам художник не особо радуется этому факту и говорит, что коммерческий успех — признак неудачи для уличного художника. Даже спустя 20 лет Бэнкси продолжает верить, что, «когда граффити перестает быть преступлением, оно теряет большую часть своей невинности».
Охватить в одном материале все работы художника практически невозможно. Мы выбрали условную 20-ку по-разному примечательных творений Бэнкси, не ограничиваясь одним лишь стрит-артом.
Мойщик, Бэнкси, 2008
Мойщик, Бэнкси, 2008
Этот мурал появился на Лик-стрит в Лондоне в мае 2008 года в рамках мероприятия под названием The Cans Festival, организованного Бэнкси. Изображение коммунального работника в оранжевом жилете, который смывает со стены«наскальную живопись», несет вполне однозначное послание. Проводя параллель между доисторическими рисунками в пещерах Ласко и современным стрит-артом,Бэнкси ставит под сомнение традиционные представления о том, что считать произведением искусства и сохранять, а на что вешать ярлык «вандализм» и уничтожать.
Пусть едят крэк, Бэнкси, 2008
Пусть едят крэк, Бэнкси, 2008
Огромное изображение крысы с галстуком и набитым деньгами портфелем,занявшее большую часть стены одного из зданий в нью-йоркском районе Сохо, было создано Бэнкси с разрешения властей города. Снабдив животное атрибутами типичного представителя Уолл-стрит, художник недвусмысленно демонстрирует свое отношение к бизнес-элите. При этом он подчеркивает то, с каким презрением и пренебрежением «правящий класс» относится к проблемам менее обеспеченных слоев населения. Бэнкси перефразировал крылатое выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», которое приписывают Марии-Антуанетте (хотя историки утверждают, что это миф), заменив в нем слово «cake» на «crack» — название дешевого наркотика.
Бэнкси рисовал крыс множество раз, но примечательно то, что в других его работах это животное несет совершенно иной посыл. Крысы, живущие под покровом темноты, ассоциирующиеся у большинства людей с болезнями и вредительством. Постоянно находящиеся под угрозой уничтожения, они стали символом сопротивления, выживания и упорства для многих уличных художников, которые так же вынуждены прятаться и всегда быть начеку из-за своего «запретного» творчества. Бэнкси однажды сказал: «Если вы чувствуете себя грязным,незначительным или нелюбимым, крысы — хороший образец для подражания. Они существуют без разрешения, у них нет уважения к иерархии общества, и они занимаются сексом по 50 раз в день».
Олимпийская серия 2 (Рабский труд), Бэнкси, 2012
Олимпийская серия 2 (Рабский труд), Бэнкси, 2012
В 2012 году Лондон принимал летние Олимпийские игры. Само собой, Бэнкси не мог остаться в стороне от этого исторического события. Он был далеко не единственным художником, «украсившим» улицы британской столицы в преддверии игр, но, в отличие от многих своих коллег, Бэнкси снова умудрился не попасться полиции. Он посвятил Олимпиаде несколько сатирических работ,разбросанных по всему городу. Среди них были, например, метатель копьяс ракетой в руках и человек в маске, укравший красное олимпийское кольцо. Но больше всего привлекала внимание и обсуждалась работа с изображением мальчика, шьющего гирлянду из британских флагов. Здесь посыл снова был очевидным — резкая критика рабского детского труда. Позже этот рисунок таинственным образом исчез со стены и был выставлен на аукцион с запрашиваемой ценой от 500 до 700 тысяч долларов.
Единая нация под видеонаблюдением, Бэнкси, 2007
Единая нация под видеонаблюдением, Бэнкси, 2007
Для создания этой работы Бэнкси сделал почти невозможное: за одну ночь художник возвел строительные леса высотой в три этажа и нарисовал законченное произведение. И всё это (что особенно иронично) — под прицелом камеры наблюдения. Изображая ребенка, пишущего на стене под внимательным взглядом полицейского с собакой, Бэнкси поднимает вопрос, который с каждым годом становится все актуальнее и острее как в Великобритании, так и во множестве других стран. Речь идет о постоянной слежке за людьми: к примеру, с помощью пресловутых камер в общественных местах или через интернет.
Это изображение появилось на стене одного из зданий Королевской почты на Ньюман-стрит в Лондоне, и просуществовало оно недолго. В октябре 2008 года Вестминстерский городской совет постановил, что рисунок должен быть уничтожен, поскольку, несмотря на звездный статус, Бэнкси «имеет не больше прав на рисование граффити, чем любой ребенок». Окончательно изображение было закрашено в апреле 2009 года.
Примечательно, что недолговечность большинства работ Бэнкси лишь разжигает интерес и ажиотаж среди поклонников его творчества. В 2013 году Уилл Элсворт-Джонс, биограф художника, написал, что Бэнкси «заставляет людей бегать по всему городу, отчаянно желая увидеть очередную его работу до того, как она будет закрашена».
Покажите мне Моне, Бэнкси, 2005
Покажите мне Моне, Бэнкси, 2005
Мастерски выполненная копия культового импрессионистского полотна «Японский мостик над прудом с водяными лилиями» с несколькими «дополнительными деталями», несмотря на явный издевательский характер, привлекает внимание к очень серьезным вопросам. Забрасывая в безмятежный прудик Моне тележки для покупок и дорожный конус, Бэнкси выступает с резкой критикой общества потребления и его пренебрежения к вопросам экологии и сохранности природы. Это общество, говорит художник, слишком сосредоточено на материальном и заставляет нас покупать больше товаров, чем нам необходимо, и, соответственно,производить больше мусора.
Даже название работы — саркастический каламбур. В крылатой фразе «Show me the Money» Бэнкси заменил слово «деньги» на фамилию Моне, попутно еще и выступив против коммерциализации искусства.
Пьяный Микки, Бэнкси, 2011
Пьяный Микки, Бэнкси, 2011
В 2011 году Бэнкси отметился на улицах Лос-Анджелеса, куда он приехал со своим документальным фильмом «Выход через сувенирную лавку», выдвинутым на Оскар. Пьяный и развязный Микки Маус появился на рекламном билборде CBS. Кумир детей и символ семейного веселья одной рукой обнимал сексуальную блондинку,изначально присутствовавшую на плакате, а в другой сжимал бокал мартини. Подружке мультипликационного мышонка Минни тоже досталось: невидящий взгляд и трубочка для кокаина в руке. Эта работа была уничтожена в рекордные сроки — представители CBS сняли плакат всего через два дня.
Нежелательное вмешательство, Бэнкси, 2005
Нежелательное вмешательство, Бэнкси, 2005
Классическая пляжная сцена с детьми, будто бы собирающимися строить песочный замок, на фоне тропического рая с пальмами, на первый взгляд даже может показаться милой и трогательной. Вот только нарисована она была на Израильском разделительном барьере (стене, отделяющей страну от Западного берега реки Иордан), а художнику пришлось работать под прицелами оружия, направленного на него военными. Тогда Бэнкси задавался вопросом: насколько незаконно«портить» стену, если сама эта стена была признана незаконной международным судом? Всего он поместил на барьере девять рисунков, в том числе и голубя мирав пуленепробиваемом жилете. Когда Бэнкси создавал эти работы, у него случился разговор с палестинцем, который сказал: «Разрисовывая стену, вы делаете ее красивой». Бэнкси поблагодарил его, но мужчина ответил: «Мы не хотим, чтобы она была красивой, мы ненавидим эту стену. Отправляйтесь домой».
Смертный грех (Кардинал Грех), Бэнкси, 2011
Смертный грех (Кардинал Грех), Бэнкси, 2011
В декабре 2011 года, буквально перед самым Рождеством, Бэнкси в прямом смысле«покусился на святое» — католическую церковь. Скульптура, представляющая собой копию каменного бюста кардинала 18-го века с «пиксельным» лицом, была выставлена в Ливерпульской Художественной галерее Уолкера и мгновенно стала предметом обсуждения всего города.
В названии этой работы, благодаря традиционной для него игре слов, Бэнкси напоминает зрителям о самой позорной странице в истории католической церкви — скандале вокруг сексуального насилия над детьми. В английском языке словосочетание «cardinal sin» используется для названия смертных грехов наряду с более традиционным «mortal sin». А скрытое лицо священнослужителя отсылает нас к методу, который используют на телевидении, чтобы сохранить в тайне личность жертвы.
Комментируя эту работу для ВВС в 2011 году, Бэнкси сказал: «В это время года легко забыть истинный смысл христианства — ложь, коррупция, насилие».
Владелец паба «Принц Альберт» на Трафальгарской улице города Брайтон вспоминает, что испугался, когда представитель Бэнкси от имени художника попросил у него разрешение на размещение рисунка: «Моей первой мыслью было: о нет! Я думал, у нас из-за этого будут неприятности». Да и кто бы на его месте об этом не переживал? Изображение двух целующихся мужчин, одетых в узнаваемую форму британских полицейских, действительно наделало много шума. Однако вскоре после появления рисунка к пабу пришла группа полицейских,которые стали с интересом рассматривать его и делать фотографии.
«Читать» эту работу можно по-разному. С одной стороны, очевидно, что Бэнкси выступает за толерантность и создание общества, которое будет принимать любую сексуальную идентичность (с 2004 года в этом отношении произошли серьезные перемены). Но некоторые критики считают, что здесь художник просто-напросто высмеивает своих давних «врагов», часто уничтожающих его работы. Другие же,напротив, воспринимают рисунок в положительном ключе, считая, что он демонстрирует человеческую сторону полицейских и подчеркивает крепкие связи между напарниками и членами команды.
"Напалмовая девочка", Бэнкси, 2004 ~ Бэнкси создал эту работу в 2004 году как ответ на потребительство в современном мире. Основой послужила известная фотография девочки во время напалмовой бомбардировки во Вьетнаме в 1970-е годы. В версии Бэнкси испуганную девочку ведут за руки Ronald McDonald и Mickey Mouse. Фото: Peter K. Levy (flickr.com)
Один из любимых творческих приемов Бэнкси — использование узнаваемых, даже культовых образов в неожиданном контексте или объединение нескольких таких образов в одной провокационной сцене. Здесь художник взял за основу знаменитый снимок из Вьетнама 1972 года с девочкой по имени Ким Фук, спасающейся от напалмовой атаки на ее деревню. Оригинальное фото Ника Ута с бегущими плачущими детьми стало олицетворением ужасов войны. Бэнкси же поместил фигуру девочки между Рональдом МакДональдом и Микки Маусом — символами как веселого семейного отдыха, так и безжалостного американского капитализма. Искаженное болью и ужасом лицо реальной девочки между двумя широко улыбающимися вымышленными персонажами, которые как будто тащат ее куда-то за раскинутые руки, вызывает еще более тягостные ощущения. Бэнкси напоминает зрителям, что скрывается за веселым и беззаботным фасадом американской поп-культуры. Художник, всегда выступавший против любых военных конфликтов,заявил: «Величайшие преступления в мире совершаются не теми людьми, которые нарушают правила, а теми, кто их соблюдает. Это люди, которые выполняют приказы, сбрасывают бомбы и уничтожают деревни».
«Будущего нет» считается самым проницательным и горьким произведением Бэнкси. Оно просуществовало всего неделю на стене частного дома в городе Саутгеемптон, Англия. Фото: Chris Jones (flickr.com)
«Мобильные любовники» изображены на двери мужского клуба в Бристоле. Несомненно, работа отражает современную социальную проблему личных отношений в социальных сетях. Фото: Sa//y (flickr.com)
В 2002 году Бэнкси обыграл фильм «Криминальное чтиво», изобразив его героев, угрожающих бананами вместо оружия. Работа просуществовала 5 лет на стене около станции метрополитена в Лондоне. Фото: Jez (flickr.com)
Граффити, расположенное в самом необычном месте, гласит: «Это не место для съемки». Работа расположена на отвесной скале на высоте 40 метров в ущелье Чеддар Гордж в графстве Сомерсет. Фото: Sa//y (flickr.com)
В завершении, еще раз окунитесь в уникальные арт-работы граффиста Бэнкси...