Страдание и сострадание в «КультЗдоровья»

26-09-2017   12:17      346      0

Врач по призванию, как человек умеющий посредством своей профессии останавливать или удалять человеческий недуг, испытывает искренние страдания и сострадания при неудовлетворительных результатах лечения. Он тяжело переживает каждую свою неудачу в борьбе со смертью. Отметим, что эти переживания присущи врачам по призванию, т.е. ответственным, решительным, добрым, милосердным, терпеливым, эмпатийным и квалифицированным специалистам. Не может настоящий врач быть черствым и невосприимчивым к людскому горю. Иногда, жертвуя своими планами и интересами, доктора должны идти на помощь людям, даже когда есть риск их собственному здоровью. Профессия ВРАЧ - это больше, чем просто обучение конкретным действиям, навыкам и знаниям. Это призвание человека, его предназначение и место в жизни.

Биомедицинская этика

Все мы смертны, но каким будет наш финал, предугадать никому не дано. Вознаградит ли нас судьба безболезненной, легкой, как говорят, смертью? Или пошлет такие испытания, от которых человек будет корчиться в судорогах боли, призывать смерть. А она, как назло, станет запаздывать.,Сострадание – это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется. Сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие и сострадание – это характеристики переживаний и поведения людей, определяющие их человечность, как главную ступень развития. В настоящее время развитие человечества достигло невероятного уровня равнодушия к ущемленным и нуждающихся во внимании. Сострадание, как правило подменяется на "кривляние жалостью и выпирающей псевдо-воспитанностью". Давайте разбираться в значимости человеческого сочувствия и сострадания.

Врач и больной… Судьба соединила их незримой нитью. Врач – последняя надежда истерзанной страданием плоти. От него ждут чуда: вдруг ему удастся победить болезнь. Или хотя бы унять боль. А когда, наконец, обнаруживается, что ни то и ни другое ему не под силу?.. Может ли быть более тяжелое испытание для врача, чем видеть обращенные к нему с надеждой и страданием взоры умирающего и сознавать свое бессилие? Сколько надо иметь сил и выдержки, чтобы не очерстветь душой среди этих мучительных хрипов и стонов! Ошибаются те, кто считает, что медицинская профессия вырабатывает особую душевную стойкость, невосприимчивость к чужой боли и страданию. И у врачей, какими бы мужественными они ни казались, есть предел. Предел выдержки и терпения, определяемый его отношением к страданию и способностью к состраданию.

Пожалуй, будет правильным утверждать, что страдание и сострадание – это конкретное проявление Добра и Зла в медицине. Страдание можно определить как эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности. Причины его различны. Это могут быть боль, шум, яркий свет, громкая речь, болезнь человека или его близких, разочарование, неудача, расставание с семьей и друзьями. Страдание бывает связано с личными установками человека или вызвано воспоминаниями и предвидением условий, при которых оно возникало или должно возникнуть. Но какими бы ни были причины страдания, безусловно одно: “Всякое страдание и болезнь вносят в духовный мир человека такие перемены, которые меняют подчас гармонию личности, а также характер отношения к самому себе, ко всему окружающему” (Г.И. Россалимо). Это ситуация, в которой человек чувствует себя одиноким, потерпевшим поражение.


Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Тем более в такой поддержке нуждается больной человек. Именно физическое и психическое состояние заставляет его обратиться к врачу, в котором больной прежде всего видит человека, способного помочь ему освободиться от страдания. Врач должен помнить об этом и использовать свои знания, умения и навыки во благо больного.

Еще Гиппократ в своей знаменитой Клятве выразил протест против разрушительного вмешательства в организм больного, если оно умножает его страдания: “Я буду применять такой метод лечения, который в соответствии с моими способностями и суждениями я считаю полезным для моего больного, и воздержусь от каких бы то ни было вредных и злонамеренных действий”.

Эти мудрые слова Гиппократа дополнены в Международном кодексе медицинской этики, выработанном Всемирной медицинской ассоциацией в 1949 г: “Ни при каких обстоятельствах врачу не разрешается делать ничего того, что могло бы ослабить физическую или умственную стойкость человеческого организма, за исключением строго терапевтических или профилактических показаний, предписываемых в интересах пациентов”.

Основное предназначение врача – освобождать пациента от страдания. Поэтому каждый, кто встал на путь врачевания, не может смириться со страданиями больного и привыкнуть к ним. Напротив, он должен знать, в чем заключается сущность страдания, каковы его причины, как оно проявляется и как помочь пациенту преодолеть его.


Но следует помнить и о том, что страдание, боль – это еще и показатель и симптом болезни, а иногда (например, при родах) и естественное состояние для пациента. Поэтому, стремясь облегчить страдания больного, врач вместе с тем не должен делать это самоцелью, добиваясь облегчения любой ценой (например, ценой образования впоследствии у больного наркотической зависимости).

В связи с этим следует сказать о столкновении альтернативных точек зрения. Представители одной из них – так называемой “безболезненной” медицины, считают, что везде, где только можно, следует стремиться снимать боль и неприятные ощущения у пациента (например, лечение зубов под общим наркозом). Другой – медицины “суровой”, считают, что боль, страдание следует рассматривать как сигнал, изменение интенсивности которого свидетельствует о течении заболевания, помогая врачу корректировать его действия, и поэтому они должны иметь место.

Кроме того, следует иметь в виду сложное взаимодействие боли, страдания и их связь с достоинством человека.

Во-первых, неоднозначна корреляция боли и страдания:

· боль испытывает тело, а страдание – личность;

· боль не обязательно влечет за собой страдание;

· страдание человек может испытывать и без боли;

· боль сопровождается страданием, когда она невыносима, не прекращается, внушает страх или отвращение;

· боль преодолима, если она имеет смысл – осмыслена;

· страдает не только тот, кто испытывает боль, но и сопереживающие ему.

Во-вторых, существует две противоположные точки зрения на влияние боли и страдания на человеческое достоинство.

Первая – сильные боль и страдание лишают человека достоинства; именно поэтому иногда смерть предпочтительней жизни в непереносимых физических или душевных мучениях.

Вторая – как человек ведет себя перед лицом страданий, проявляется его сущность; поэтому желание жить вопреки боли и страданию не умаляют, а упрочивают человеческое достоинство.

Нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного даетсострадание,помогая ему находить “золотую середину”, проявлять необходимую гибкость, облегчая или сохраняя страдание. Сострадание – умение страдать буквально вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать ему – обусловлено способностью, грубо говоря, “влезть в шкуру другого” и является, на наш взгляд, неотъемлемым качеством врача. В основе этой способности лежит высокоразвитая эмоционально-чувственная сторона морального облика личности. Можно утверждать, что для врача – это элемент его профессионализма.

Хотя и существует точка зрения, что сострадание “мешает” врачу, отвлекает его на эмоциональные переживания вместо того, чтобы сконцентрировать все силы на рационально-рассудочном анализе хода болезни, стратегии и тактики ее преодоления, поисках оптимальной методики лечения. Кроме того, как считают сторонники подобного рационализма, сострадание препятствует моментальному принятию решения, заставляет врача колебаться, терять драгоценное время в экстремальных ситуациях (поэтому, в частности, по их мнению, женщинам, у которых эмоционально-сострадательная сфера развита сильнее, чем рационально-аналитическая, труднее быть хирургами).

Очень важно не декларировать сострадание, а на деле проявлять его. Наиболее действенной, “практической” формой сострадания больному выступаетмилосердие врача. Милосердие – это общечеловеческая ценность, проявление человеческого в человеке. Замечательный русский врач Вл. Даль, автор известного словаря, дал такое толкование слова “милосердие”: сердолюбие, готовность делать добро всякому, любовь на деле. Не высокие слова, а добрые дела по отношению к конкретному человеку, попавшему в беду, отличают человека милосердного от равнодушного и жестокого, доброго от подлеца и демагога.

Особенно велика роль милосердия в медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевтические работники часто имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, немощными стариками.

В истории медицины можно найти немало примеров, когда врачи были зачинателями добрых дел, проявляя тем самым любовь к людям, верность принципам гуманизма и милосердия. Полвека честно и бескорыстно служил людям замечательный врач-гуманист XIX в. Фридрих Иосифович Гааз. На свои средства он содержал больницу для бесприютных, пострадавших при пожарах, от холода, голода. “У Гааза – нет отказа” - такую поговорку сложил о нем народ. На могильном камне был начертан девиз его жизни: “Спешите делать добро”.

Великое множество добрых дел было на счету медицинских работников во время Великой отечественной войны. Врачи и сегодня приходят на помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф. А.П. Чехов говорил, что профессия врача – это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов.

Может быть, это будет звучать парадоксально, но изначальным проявлением способности человека к милосердию выступает его отношение к животным.

Еще Аристотель признавал, что “зверю присущи радость, печаль, разные ощущения, а также, в простейших формах, - способности размышления и стремления. Но удел животных, в основном, – страдания, а не счастье…”, и причина этого во многом - человек. Порфирий и Плутарх считали, что духовное развитие человека должно идти по пути распространения справедливого отношения на животных и даже на растения. А. Шопенгауэр в середине ХIX в. писал: “Жестокое обращение со зверями свидетельствует об общей злобности характера”. Конечно, доброе отношение к животным – еще не признак человеческой доброты, но жестокое, безусловно, признак его злобности. К счастью, именно гуманное, милосердное отношение к животным отличает большинство наших врачей.

Кстати, многие подопытные собаки, обреченные на смерть, обязаны жизнью профессору МГМУ, доктору биологических наук, лауреату Государственной премии Татьяне Сергеевне Морозкиной, которая после экспериментов выхаживала их в своем кабинете. Благодаря ей, проректору МГМУ С.Д. Денисову и другим профессорам, Минздрав Республики Беларусь принял решение о прекращении жестоких опытов на собаках.

Больные нуждаются не только в доброте со стороны медицинских работников, но и в их сопереживании – эмпатии по отношению к себе. Эмпатия проявляется в сочувствии и соучастии. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить его душевное состояние. Соучастие – это наиболее высокий уровень эмпатии. Оно требует большой самоотдачи – “взять боль пациента на себя” и помочь ему действиями.

Вместе с тем, проявляя милосердие, облегчая физическое и душевное состояние больного, медики должны помнить, что всякое действие при определенных условиях может привести к противоположным результатам. Если постоянно освобождать больного от преодоления трудностей, этим можно оказать ему “медвежью услугу”: войдя в роль страдальца, он не захочет из нее выходить. Ему будет нравиться, чтобы за ним ухаживали, проявляли к нему внимание. Больной становится капризным и пассивным, не принимает активного участия в лечении, не включает внутренние резервы своего организма, не ориентирует себя на преодоление болезни.

Следует помнить предупреждение австрийского писателя Стефана Цвейга: “Сострадание малодушное и сентиментальное…не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего…Врачу должно быть свойственно сострадание истинное, которое требует действий, а не сентиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах”.

Т.В. Мишаткина, кафедра философии, социологии и экономики, МГЭУ им. А.Д. Сахарова

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ studopedia.ru

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий