Музыка и кино. Становление
Почти все популярные песни 1930-х впервые прозвучали с киноэкрана. И это не случайно. Музыкальные театры в период Великой депрессии 1929-1933 годов опустели, ведь билеты на спектакль стали непозволительной роскошью для большинства зрителей. Этой ситуацией воспользовались предприниматели от кинематографа: фильмы-мюзиклы снимались один за другим, и жаждущая развлечений публика заполнила кинозалы.
В 1930 году во всех кинозалах Америки с огромным успехом шел музыкальный фильм «Puttin' on the Ritz» (близкий по смыслу перевод «Одеваясь модно и шикарно»). Песня с таким же названием «Puttin' on the Ritz» прозвучала в фильме в исполнении Гарри Ричмана (на видео выше). Автор песни – известный американский композитор Ирвин Берлин. Как и большинство произведений этого автора, песня стала настоящим хитом, ее исполняют и в наше время.
К 30-м годам технология Technicolor расцветила черно-белую картинку на экране яркими красками, и кино завоевало новых поклонников. Музыкальная комедия «Whoopee» стала одной из первых лент, снятых с помощью этой довольно сложной технологии. Однако популярностью своей эта лента обязана не только цветной картинке, но и музыке Уолтера Дональдсона. Песня «Makin' Whoopee» («Устраивая свадебную пирушку»), исполненная Эдди Кантором, до сих пор радует меломанов и любителей старого доброго кино.
В черно-белом музыкальном фильме «Reaching for the Moon» («Стремясь достичь Луны») есть лирические эпизоды. Один из них сопровождается чудесной музыкой, звучащей за кадром – это и есть главная мелодия «Reaching for the Moon» (композитор Ирвин Берлин). Песня на эту музыку довольно часто звучит и в наши дни, ее исполняли и Фрэнк Синатра, и Элла Фитцджеральд.
Кинематограф США 30-х годов перенес на экран ту «гремучую смесь» музыкальных стилей и жанров, которая царила в то время и на подмостках американских театров, и на эстраде. В ней можно опознать стилевые черты классической оперетты, водевиля, джаза и даже салонного романса.
Герои советских фильмов, конечно, тоже поют и танцуют, но их песни совсем о другом. 7 ноября 1932 года, в 15-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции, состоялась премьера фильма «Встречный». Сюжет картины сейчас помнят только историки кино, но музыка, написанная Дмитрием Шостаковичем, пережила сам фильм. Задорная и оптимистичная «Песня о встречном» много лет ежедневно звучала по радио, ее до сих пор с удовольствием исполняют хоровые коллективы.
Однако на экранах все чаще появляются колоритные персонажи, которые играют как бы самих себя: это выдающиеся музыканты, исполняющие яркие «вставные» номера по ходу фильма. Так, в американской комедийной ленте «International House» («Международный дом») замечательный джазист Кэб Кэллоуей выступает с композицией «Reefer Man» («Любитель «травки»), а также всенародный хит «Minnie the Moocher». Стремительный темп, зажигательный ритм, море обаяния – и публика «заводится» в считанные секунды! Эти композиции со временем стали классикой жанра.
Нельзя не вспомнить в 1933 году и великолепного Бинга Кросби с «Templation» ("Искушение"), который превосходно был загримирован под необходимый смысловой типаж. Есть тут и безумно влюбленный взгляд от секс-символа 1930-х. Кто не видел, как создавались первые клипы и что они содержали, обязательно просмотрите нижеуказанную видео-работу.
Лирическая песня в стиле блюз «Am I Blue» («Грущу ли я») прозвучала в короткометражной музыкальной комедии «Rufus Jones for President» («Руфус Джонс для президента»). Фильм первоначально был предназначен «только для черных» (TOBA, «to black audiences only»); песню исполнила темнокожая актриса Этель Уотерс.
Однако не только джазовая музыка звучит с экранов в 1933 году. Любимы и популярны и классическая итальянская канцона, и французский комический шансон (Dranem, «Chanson du doge», «Песенка дожа»), и польский салонный романс в ритме вальса «Miłość ci wszystko wybaczy». «Любовь прощает все» – нежным голоском убеждает нас с экрана Ханка Ордоновна.
Борис Чирков в своей автобиографической книге писал о съёмках фильма: «Пришёл день, когда мы поняли, что обделили Максима — не дали ему песню. Были у него лиричность, жизнелюбие, юмор, а песни не хватало. Песни, которая помогла бы ему жить, в которой выливалось бы его настроение, в которой задумывался бы он над своей судьбою. У Максима должна была быть песня или песни не для слушателей, а для самого себя, в которых отражалось бы его отношение к жизни» . По его словам, во время одной из репетиций ему вспомнилась песня, которую он несколько раз слышал: «И от неожиданности я заголосил, даже сам как следует не понимая, слова какой-то песенки, слышанной мною не раз, но уже давным-давно позабытой».
Композитор, филолог и искусствовед Наум Шафер в предисловии к пластинке «Кирпичики» пишет, что песня известна с середины XIX века: «Наверное, многие слушатели удивятся, узнав, что песня „Крутится, вертится“ была сочинена ещё в середина XIX века и что её хорошо знал М. И. Глинка. До наших дней дошли лишь два куплета — и то благодаря Борису Чиркову, который спел их в знаменитой кинотрилогии о Максиме. Между тем песня была значительно длиннее, и фигурировал в ней не „шар“, а „шарф голубой“, что более соответствует логике сюжета и стандартным вкусам тех времен (тогда был в моде романс Н. А. Титова „Шарф голубой“)». Шафер указывает и автора песни: Ф. Садовский. Ссылок на источник этой информации он не дает.
Сестер Босуэл (Boswell Sisters) дебютировали в кинематографе, будучи уже достаточно известными. Трио джаз-вокалисток завоевало популярность именно своими выступлениями на радио, а появление девушек на экране только добавило им славы. «Rock and Roll» в видеофрагменте 1934 года – это одно из самых ранних упоминаний термина, впоследствии ставшего названием целого направления в популярной музыке. Однако в этом клипе «Rock and Roll» – просто описание качки во время морской прогулки.
3:17 2 When I Take My Sugar to Tea
6:32 3 Roll On, Mississippi, Roll On
9:33 4 Shout, Sister, Shout
12:51 5 Sing a Little Jingle
16:00 6 I Found a Million Dollar Baby (In a Five and Ten Cent Store)
19:19 7 It's the Girl
22:39 8 It's You
25:46 9 Makin' Faces at the Man in the Moon (w The New Yorkers)
28:54 10 I Can't Write the Words (w The New Yorkers)
32:08 11 Shine on Harvest Moon
35:37 13 River, Stay 'Way from My Door
35:42 14 An Evening in Caroline
41:49 15 Nothing Is Sweeter Than You
44:40 16 I Thank You Mister Moon
47:47 17 Was That the Human Thing to Do
50:49 18 Put That Sun Back in the Sky
53:59 19 Stop the Sun, Stop the Moon
56:16 20 Everybody Loves My Baby
59:23 21 There'll Be Some Changes Made
1:02:28 22 Between the Devil and the Deep Blue Sea
1:05:27 23 If It Ain't Love
1:07:19 24 Got the South in My Soul
Музыкальный номер «Sweet Marihuana» сегодня, скорее всего, не разрешили бы выпустить на широкий экран: в фильме «Sweet and Smoking» Гертруда Михаэль поет о марихуане. «Сухой закон» был непримирим к торговцам алкоголем, но запрета на легкие наркотики в 1934 году не существовало, поэтому и оказались в одном ряду слова «сладкий, курящий, марихуана».
Актриса Жозефина Бейкер во французском фильме «Зу-Зу» исполнила милую песенку «C'est Lui» («Это Луи»). Личное обаяние молодой мулатки, начавшей певческую карьеру еще в подростковом возрасте, несомненно, способствовало шумному успеху песни. Кроме этого, мы предлагаем вашему вниманию не менее известную песню "C'est toi mon seul paradis Haiti".
Оперетта в 30-е годы также не сдает позиций: во всем мире популярна «Джудитта» (нем. Giuditta) — оперетта в пяти актах австро-венгерского композитора Франца Легара, последняя из написанных им оперетт. Впервые поставлена в Венской государственной опере 20 января 1934 года. Авторы либретто: Пауль Кнеплер, Фриц Лёнер.пара. Одним, из памятных номеров является ария Джудитты в исплнении Elizabeth Schwarzkopf.
В Советском Союзе 1934 год ознаменовался выходом на экраны трех знаковых фильмов: «Чапаев» (создатели – Георгий и Сергей Васильевы), «Веселые ребята» (режиссер Григорий Александров) и «Юность Максима» (сценарий и режиссура – Г. Козинцев, А. Трауберг). В фильме «Чапаев» бравый комдив напевает народную песню «Черный ворон». В кадре поет актер Борис Бабочкин. Его исполнение до сих пор считается одним из лучших.
Музыку Исаака Дунаевского к фильму «Веселые ребята» знают и любят не только старшие поколения, но и молодые слушатели.