Его звали Чак БЕРРИ

13-04-2017   9:29      440      0

Chuck Berry - "Rock&Roll Music"-1958

13.04. - Всемирный День Рок-н-Ролла. 18 марта 2017 года умер Чак Берри (Chuck BERRY) — гитарист, певец, композитор, один из главных изобретателей рок-н-ролла. Это такой же факт, как например, "Что восход солнца мы видим на востоке". Чак Берри был первым среди миллиона рок-н-ролльных гитаристов — он придумал основные гитарные ходы в этой музыке. Джон Леннон сказал о нем: «Если попытаться дать рок-н-роллу другое имя, это имя будет Чак Берри». В этом плане у Берри был только один настоящий конкурент — Литтл Ричард. The Beatles, The Rollings Stones, вообще вся рок-музыка обязана своим появлением Чаку Берри. Это не громкие слова, это реальность. Берри выступал почти до самой смерти, раз в месяц он считал за обязанность сыграть в ресторане Blueberry Hill в Сент-Луисе. Несколько раз приезжал в Россию — и всегда это было нечто из ряда вон: например, совместный концерт с Александром Розенбаумом. В другой раз Чак Берри, уже 80-летний старец, показал такую в высшей степени разнузданную и пофигистичную игру, какая не снилась большинству панк-рокеров. Это был не тот отполированный нафталиновый рок, который аккуратно воспроизводят во всевозможных кафе седовласые виртуозы. Это было нагло, свободно и весело. В общем, рок-н-ролл в его лице был жив. Более чем. Берри вырос из ритм-н-блюза. Его первым хитом стала Maybellene (1955), обработка традиционной мелодии Ida Red. Сингл разошелся огромным для тех времен тиражом — более миллиона копий. За ним последовали все главные хиты: Roll Over Beethoven, Rock And Roll Music, Sweet Little Sixteen и, конечно же, Johnny B. Goode. ~RuslanStudio~ вспоминает человека, без которого не было бы современной музыки. Автор "непотопляемых" песен «Johnny B. Goode», «Roll Over Beethoven» и еще нескольких десятков рок-н-ролльных стандартов. Ему было 90 лет. И давным давно, когда рок-н-ролл ещё не имел определения, молодой чернокожий парень вышел на улицу с гитарой, чтобы заработать на жизнь. С тех пор много песен было написано, много музыкантов родилось и умерло, но этот чернокожий малец играл до последнего..., как играл когда-то на той самой безымянной улице. А имя парня, как выяснилось позже, было Чак БЕРРИ.

У рок-н-ролла есть имя - это Чак Берри

Его гитара звенела как колокольчик. Он изобретатель звука рок-н-рольной гитары. Сыгранные им фразы стали звонкими ходовыми монетами, которые гитаристы по всему миру до сих пор щедро раздают публике. Простая красота его музыки и стихов вдохновила многие группы, начиная от Rolling Stones и далее. Однако, благодаря толпам подражателей, Берри почти превратился в намалеванного идола, которого все знают, но мало кто способен оценить по-настоящему. Чак Берри - это гораздо больше, чем "утиная походка" и "Johnny B. Goode."

ИСТОРИЯ и ВЛИЯНИЯ
Как и герои его песен, Чарльз Эдвард Андерсон Берри имеет самое обыкновенное происхождение. Он родился в 1926 г. в Сент-Луисе, штат Миссури, в религиозной семье со строгими правилами, играл во дворе с ровесниками и пел госпелы в баптистской церкви. В возрасте 15 лет он впервые взял в руки четырехструнную тенор-гитару и быстро научился играть "трехаккордный" блюз. Вскоре с помощью самоучителя и случайных уроков от местных гитаристов Берри выучил достаточно аккордов, чтобы подбирать большинство песен, слышимых им по радио.

"Благополучная" жизнь Берри внезапно закончилась в 1944 г., когда он за участие в серии вооруженных грабежей в компании сверстников был приговорен к трем годам заключения. Выйдя на свободу, Берри женился, устроился работать на заводской конвейер - словом, вернулся к нормальной жизни. В этот период стали формироваться его музыкальные амбиции. Он снова начал заниматься на гитаре и в 1951 г. сменил свой четырехструнный инструмент на полноценную шестиструнную электрогитару. Помимо самоучителей и уроков, Берри также учился, слушая записи "серьезных" гитаристов, таких, как джазмен Чарли Кристиан, звезда блюза Ти-Боун Уокер и гитарист джамп-блюзового ансамбля Луи Джордона Карл Хоган.

В 1952 г., уже в зрелом возрасте 26 лет, Берри наконец впервые вышел на публику в качестве певца и гитариста группы из трех участников, исполнявшей самый разный репертуар, от простых чикагских блюзов Мадди Уотерса, кумира Чака, до "клаб-блюза" западного побережья Америки, исполнявшегося Нэтом "Кинг" Коулом, и карибских мотивов Гарри Белафонте. Прирожденный шоумэн, Берри мог удивить темнокожую публику, иногда включая в репертуар, помимо блюзов, вещи в стиле кантри, хилбилли, а также баллады. При этом он сознательно старался адаптировать манеру исполнения и дикцию под конкретный стиль и аудиторию любого цвета кожи. Вскоре он возглавил популярную инструментальную группу пианиста Джонни Джонсона, с которой дал аншлаговый концерт в элитном клубе "Cosmopolitan". Это новое трио также исполняло исключительно чужие вещи, при этом Берри развлекал публику, сочиняя на ходу смешные стишки. К 1955 г. Берри был одним из лучших на клубной сцене Сент-Луиса, вместе с опытным Айком Тернером и молодым дарованием Альбертом Кингом. Несмотря на определенный успех в музыке, Берри по-прежнему работал полный рабочий день, чтобы обеспечить жену и детей.

Берри понимал, что если он хочет зарабатывать на жизнь исключительно музыкой, он должен выпускать диски. В Сент-Луисе такой возможности не было, и в мае 1955 г. Берри отправился в Чикаго на выходные, где попал на выступление Мадди Уотерса в одном из клубов. В перерыве Чак подошел к Мадди и спросил, как бы ему сделать запись на студии. Уотерс направил его к Леонарду Чессу, одному из владельцев "Chess Records", ведущего блюзового лейбла в Чикаго. Деловой подход Берри произвел впечатление на Чесса, который согласился прослушать его демо-запись через неделю. Чак промолчал о том, что у него нет никакой демо-записи - Берри, которого впоследствии назовут "поэтом рок-н-ролла", никогда ранее не писал своих песен. Вернувшись домой, Чак быстро скомпоновал несколько текстов и аранжировки, записал все это со своим трио на семидесятидевятидолларовый магнитофон, и, когда через неделю он снова приехал к Чессу в Чикаго, за пазухой у него уже было четыре песни - медленный блюз "Wee Wee Hours" и три вещицы с примесью кантри - "You Can't Catch Me," "Thirty Days" и "Ida Red". Чессу понравилась последняя из них, которая затем была переименована в "Maybellene."

Сделав запись, Берри вернулся домой к своей обычной жизни. Хотя контракт с "Chess" был многообещающим, поначалу он ничего не принес. В Сент-Луисе Берри продолжал работать плотником, выступал в клубах, а также учился на парикмахера. Однако уже в июле его жизнь навсегда изменилась, когда "Maybellene" (с "Wee Wee Hours" на второй стороне) стала национальным хитом, заняв пятое место в поп-чартах. Этому успеху прямым образом содействовал влиятельнейший диск-жокей Алан Фрид - человек, которому приписывают изобретение слова "рок-н-ролл". Со стороны Фрида это не было альтруизмом - "Chess", не посоветовавшись с Берри, сделала Фрида соавтором песни, с правом на соответствующий куш авторского гонорара. Берри учился шоу-бизнесу на своем же опыте, но в то же время, посыпавшиеся приглашения и гонорары позволили ему оставить курсы парикмахеров.

В течение нескольких лет после успеха "Maybellene" записываемые Чаком песни о жизни и любви подростков почти постоянно присутствовали в горячей сотне хит-парадов. Один за другим следовали хиты "Roll Over Beethoven," "School Days," "Rock and Roll Music," "Sweet Little Sixteen," "Johnny B. Goode," "Carol," "Back in the USA" и другие песни. Став широко востребованным как гастролирующий артист, Берри уволил менеджера и сам занялся организаторскими делами. Он также избавился от своей аккомпанирующей группы, начав работать соло - нагрянув в очередной город с концертом, он нанимал случайную группу (утверждая при этом, что такие группы ничуть не хуже его собственной), и после выступления вылетал из города со всем гонораром в кармане. Берри появился на экране в нескольких подростковых фильмах, таких как "Rock, Rock, Rock" и "Go, Johnny, Go" и принял участие в гастролях с молодыми звездами Бадди Холли и Джерри Ли Льюисом. В родном Сент-Луисе он стал скупать недвижимость, открыл ночной клуб и построил Берри-парк для семейного отдыха. К концу 50-х его дела шли превосходно.

Коммерческий успех Берри, равно как и успех Пресли, объясняется тем, что они смогли перешагнуть через непреодолимый на вид барьер между музыкальной культурой черного и белого населения, взяв от каждой самое привлекательное. Но далеко не все видели в этом положительный результат. Для некоторых людей, особенно в южных штатах, чернокожий исполнитель, поющий о подростковой любви под ритм кантри и хилбилли, был символом аморальности. Хотя рок-н-ролл и смешал расы в единое музыкальное целое, дискриминация до сих пор являлась суровой реальностью и Чак оказался жертвой своей популярности. В 1961 г. после судебного процесса, насквозь пропитанного духом расизма, Берри был снова приговорен к тюремному заключению за то, что "вывез несовершеннолетнюю за границы штата в аморальных целях".

Вместе со свободой Берри лишился возможности выступать и записываться, но не сочинять песни. В течение следующих года и четырех месяцев он придумал "No Particular Place to Go," "Nadine," "Promised Land" и другие вещи. Выйдя на волю в 1963 г., он без больших потерь возобновил свою карьеру. В 1966 г. Берри подписал контракт с "Mercury Records", таким образом положив конец "золотому десятилетию" с "Chess", но хотя теперь он получал более крупные гонорары, все это было в основном благодаря его старым хитам. Ко времени воссоединения с "Chess" волшебство полностью развеялось. Единственным значительным результатом повторного союза был новый хит 1972 года "My Ding-a-Ling," единственная запись Берри, достигшая ©1 в чартах, но имевшая недолгий успех. В конце 70-х Берри снова оказался в тюрьме, на этот раз за неуплату налогов.

Несмотря на перерывы в записях и гастролях, влияние Чака Берри на следующие поколения рок-музыкантов от "Битлз" и "Роллинг стоунз" до Брюса Спрингстина было столь велико, что его личность выдержала проверку временем. В 1986 году его имя было внесено одновременно в Зал Славы Рок-н-ролла и поэтов-композиторов, а запись "Johnny B. Goode" была послана за пределы Солнечной системы на космическом корабле "Вояджер" как образец творения человеческого духа. В 1987 г. Берри выпустил свою автобиографию, и целое созвездие рок-музыкантов приняло участие в фильме "Hail, Hail, Rock and Roll" как дань уважения его музыке. Последнее десятилетие было относительно спокойным для Берри, но его музыка по-прежнему громко и отчетливо говорит за него.

СТИЛЬ И ПРИЕМЫ ИГРЫ
Чак Берри не изобрел рок-н-ролла, но он, несомненно, внес свой вклад в его развитие. Подобно Элвису, он смешивал блюз с кантри, создавая новый музыкальный стиль, который был уже не белым или черным, а просто американским.

Отличным примером такого смешения является "Maybellene". Берри играет кантри-ритм, как в ПРИМЕРЕ 1, а Вилли Диксон "шлепает" по струнам контрабаса. Приблизительно то же самое можно услышать на ранних записях Пресли. То, что вещи Чака Берри попадали в хит-парад в номинацию "ритм-энд-блюз", а вещи Элвиса - в раздел "кантри", больше имеет отношение к цвету кожи их исполнителей, чем к самой музыке.

На ряде записей, в частности "Johnny B. Goode," рок-н-рольная, полная драйва гитара Берри играет соло или ритм прямыми восьмыми, в то время как ритм-секция исполняет пунктирный свингующий ритм, что создает невероятный эффект. Надо отметить, что большинство исполнителей, делавших кавер-версии песен Берри, пренебрегали таким сочетанием, и в их интерпретациях ритм-секция играет синхронно с гитарой. Помимо рок-н-рольных вещей, которыми Берри знаменит в первую очередь, он также записывал песни с латиноамериканскими ритмами ("Havana Moon", "Brown Eyed Handsome Man") и баллады ("Wee Wee Hours", "Deep Feeling"), а в песне "Memphis" улавливается ритм наподобие будущего регги. Подобно Бо Дидли, тоже записывавшемуся на "Chess", Берри приходилось преодолевать закрепившиеся за ним стилевые стереотипы, что он делал, воспринимая и творчески перерабатывая идеи других исполнителей.

ГИТАРА И ОБОРУДОВАНИЕ

С начала работы на профессиональной сцене Чак Берри всем другим гитарам предпочитал "Гибсоны". Одним из его ранних инструментов был Les Paul Custom с двумя датчиками P-90. Параллельно Берри играл на Super 400, имеющим полый корпус и вышеупомянутые датчики, а также на ES-150T, гитаре с более тонким полым корпусом и парой хамбакеров. Позже он переключился на ES-355, полуакустическую гитару также с двумя хамбакерами. Что до усилителей, то на протяжении почти всей своей карьеры Берри использовал то, что попадалось под руку, когда он собирался где-нибудь играть, что вполне соответствует его оригинальной и так много значащей для рок-н-ролла личности.

ФАКТЫ из ЖИЗНИ

1. Чак Берри безусловно является одним из главных "виновников" появления рок-н-ролла, а также всего того безумия, что рок-н-ролл под собой подразумевает. Он однин из первых шоуменов, создавших образ рок-гитариста: рок-позы, стойки, «утиная походка» — все это его начинания. Его манера игры на гитаре — это и есть тот самый настоящий рок-н-ролл, с его грязью, напором и экспрессией. Чак Берри был иконой для всех музыкантов начала эпохи рок-культуры — от Битлов и Роллингов до Энималс и Кинкс. Столько хитов, сколько выдал этот хитмэйкер, не было ни у кого из тогдашней рок-н-ролл тусовки. Ну и конечно же при этом Берри был рок-н-роллом и по жизни — 3 отсидки, еще больше судимостей и прочих судебных скандалов.

2. Первый раз Берри отсидел задолго до своей звездной карьеры. Его посадили, как только ему исполнилось 18 лет. Закрыли его за участие в серии ограблений в компании негритянской молодежи и дали ему 3 года. Однако время Берри в тюрьме зря не терял — именно там он оттачивает свое умение игры на гитаре. Выйдя на свободу Берри завязывает с криминалом, женится, идет на официальную работу, а по вечерам проводит время с гитарой. После продолжительных выступлений по местным клубам и барам, только в 1956 году, в возрасте 30 лет Берри (не без помощи Мадди Уотерса) заключает контракт с Леонардом Чессом, которому очень понравилось неожиданное и нестандартное видение Берри ритм-н-блюза, в канву которого Берри вплетал кантри. И началась целая серия мегауспешных бесспорных рок-хитов, которые мгновенно принесли Берри славу и, конечно же, деньги.

3. Вот именно к деньгам Берри и был чрезвычайно неравнодушен! Одна из известнейших баек про Берри гласит, что, мол, Чак в 50-е — 60-е не пользовался аккомпанирующим составом. На гастроли он лишь брал свой Gibson и вылетал в следующий город сам, один, типа «аккомпанирующий состав я себе найду среди местных музыкантов — все равно все знают мои песни!» Так же и сет-лист он придумывал прямо по ходу концерта, музыкантов даже не ставя в известность, какую песню сейчас он будет исполнять на сцене — те должны были сразу же ее узнать и безошибочно подхватить. История, конечно, красивая. Но мы-то знаем, что на самом деле было так: Берри просто был настолько жаден, что он именно из-за нежелания платить музыкантам поступал следующим образом — действительно, он путешествовал в турах один, по приезду в город нанимал местную группу, рубил с ними концерт, а сразу же после него, забрав абсолютно все вырученные с концерта деньги, быстренько отваливал через черный ход, ни с кем не рассчитавшись.

4. Впрочем, кроме денег, у Берри вместе со славой и вседозволенностью возникает еще одна непреодолимая страсть — юные девицы. На утоление именно этого прекрасного вида сладчайшей похоти Берри и кидает все свои силы и средства. В конце 50-х гг. он открывает целый ряд заведений — ночной клуб, гостиница, бар-ресторан. Так же в Миссури он создает огромный развлекательный комплекс Берри-парк. У него, разумеется, тут же возникают проблемы с законом. В 1959 году его арестовывают за то, что он увез из дома несовершеннолетнюю мадемуазель, с которой и развлекался неизвестно где определенное время. Дело как-то удалось замять, но в 1960 г. Берри все ж таки не удалось отвертеться от обвинительного приговора: одна из работниц его ночного клуба рассказала полиции, что Чак заставлял ее (равно как и многих других своих работниц) заниматься проституцией. Гневу полиции, и так обозленной на богатого черного парня (все-таки 1961 год на дворе, сегрегация в Америке в самом своем зените) не было предела, и ему дают снова 5 лет, из которых он отсидел 3 года и был выпущен досрочно, в 1964 году.

5. Пока Берри сидел в мире музыки многое изменилось. Появились Битлз, Роллинг Стоунз, Ярдбердз, Кинкс, Энималс, в общем все это британское вторжение, у которого Чак Берри был безусловный герой и однозначный кумир. Его песни исполнялись этими группами часто и помногу. Посему Берри, откинувшись, не без удивления обнаружил, что он гораздо популярнее, чем до своего второго срока. Деньги в виде авторских отчислений текли к нему в кармашек неиссякаемым источником. И Берри мгновенно принимается вновь за творчество и продолжает сочинять свои рок-боевики.

6. Во второй половине 60-х Берри прельстился на обещанные 50 000 зеленых, и поменял рекорд-лейбл, заключив контракт с Меркьюри Рекордс. Это были единственные деньги, которые он от них получил. На волне рок-экспериментов Меркьюри заставляют Берри записываться со Steve Miller Band, придумывают ему еще какие-то проекты, полностью игнорируя его амплуа — одного из лучших сочинителей рок-хитов. Так что за это время Берри не придумывает ни одного хита, участвуя во всяких сомнительных экспериментах.

7. В начале 70-х Берри такая ситуация надоела, и он возвращается под крыло Чесс Рекордс. Надо отдать должное, Чесс Рекордз действительно провели большую работу для реабилитации имени Чака Берри и возвращению ему былой славы. И если первый альбом для Чессов не принес никаких хитов, то в 1972 году Берри записывает песню Ding-A-Ling, которая становится единственным его номером 1 в авторском исполнении. Она вышла на альбоме The London Chuck Berry Sessions 1972, записанным с английскими музыкантами (частности из групп Average White Band, Small Faces, Van Der Graaf Generator). Одна сторона была записана в студии, другая была скомпонована из 3 концертов в Ковентри, Англия. Существует легенда, что после одного из этих трех концертов публика была настолько подогрета выступлением Берри, что не отпускала его со сцены и слышать не хотела про следующую группу, без устали скандируя We Want Chuck. Оно и понятно, ведь следующей группой был Pink Floyd.

8. 70-е годы ознаменовались для Берри тем, что от работы в студии он практически полностью отказался, записав всего 3 альбома. Поняв, что он уже стал живой иконой и памятником стиля, Берри переключился на концертную деятельность: интерес к его живым выступлениям не падал никогда. В конце 70-х Берри конечно же опять попадает в каталажку на 4 месяца — в этот раз за неуплату налогов. И что восхищает? То, что все 3 отсидки — по абсолютно разным статьям. Упорство и труд, господа, упорство и труд!

9. Наступили 80-е. Берри уже давно числится живым классиком для всех, кто хоть как-то знаком с понятием рок-н-ролла. В 1986 году очень шумно в музыкальном мире празднуется 50-летие маэстро сборным концертом в Сент-Луисе, организованным Китом Ричардсом, большим поклонником Чака Берри. Примерно тогда же выходит фильм Назад в будущее, прекрасно обыгрывающее Чака Берри и его несомненное влияние на формирование всей современной музыки. Чак Берри становится необычайно влиятельной фигурой в среде музыкантов, его концерты неизменно посещаются, все они ужасно отыгрываются несыгранным бэндом, но публике неизменно нравится. Вообще за всою карьеру Берри записал больше 50 синглов (всего одно 1-е место у Ding-A-Ling) и 20 студийных альбомов, подавляющее большинство из которых провалилось.

10. Именно на конец 80-х и приходится, пожалуй, самый громкий скандал, связанный с именем Чака Берри. Стареющий извращенец никак не может справиться со своей страстью. Скандал разгорелся в 1990-м году, когда несколько молодых девушек возрастом до 21 года, завсегдатаи этого славного заведения, подали на Чака Берри в суд, обвиняя того в установке тайных камер в женских сортирах. Берри опять арестовывают с последующей шумихой. На этот раз Чаку удалось уйти от правосудия, за определенную мзду потерпевшим разумеется. Ситуация эта обошлась ему в кругленькую сумму — 1 200 000 $! Все пострадавшие забрали свои заявления, и Чака Берри отпустили. А зря... Наверняка пристрастия его никуда не подевались, а напротив — с возрастом лишь чудовищно мутировали, выходя за все рамки морали и этики.

11. 18 октября 2016 года Чаку Берри исполнилось 90 лет, и после этого появилась новость, что Берри выпускает альбом с новым материалом. Это должен был быть очередной диск за последние 38 лет. А 18 марта 2017 года Ч.Берри не стало. Неунывающимего и жизнелюбивого старика! Ведь какая разница, сколько тебе лет, если ты играешь рок-н-ролл? В этой музыке тебе всегда 16, даже когда тебе было 90.

"Кинопоиск" об уходе Чака БЕРРИ

Виртуозно владевший гитарой, Берри находится в пантеоне таких легенд рок-н-ролла, как Литтл РичардЭлвис ПреслиКарл Перкинс и Джерри Ли Льюис. Среди композиций Берри — «Maybellene», «Roll Over Beethoven», «Rock and Roll Music» и «Johnny B. Goode». Среди музыкантов, вдохновленных его работами, были The Beatles, The Rolling Stones, Джими ХендриксДжимми Пейдж и многие другие.

В кино его музыка также играла важную роль. Все помнят сцену из фильма «Назад в будущее», где герой Майкла Дж. Фокса исполняет на сцене «Johnny B. Goode» со словами «Вашим детям понравится». В это же время брат Берри звонит из-за кулис Чаку и дает послушать музыку.

Ума Турман и Джон Траволта исполняли свой знаменитый танец в «Криминальном чтиве» под «You Never Can Tell» Чака Берри.

Чарльз Эдвард Андерсон Берри-старший, он же Чак Берри, родился 18 октября 1926 года в зажиточной семье города Сент-Луиса, штат Миссури. С детства интересовался музыкой и выступал еще в школе. Успел провести три года в заведении для несовершеннолетних преступников за вооруженное ограбление, но, после того как отбыл наказание, остепенился, женился и устроился на работу. Однако Берри не растерял юношеской тяги к жизни и в своих песнях часто говорил о молодежи.

Профессионально исполнять музыку Берри начал в начале 1950-х. На его стиль повлияли звезда ритм-н-блюза Луис Джордан, гитарист Карл Хоган, джазмен Чарли Кристиан и блюзмен Т-Боун Уокер.

Самое важное выступление Берри случилось накануне Нового года, в декабре 1951-го, когда яркий музыкант взял на себя лидерство в Sir John Trio, которое выступало в клубе «Космополитен» Сент-Луиса. Некоторое время они выступали вместе, а весной 1955-го Берри отправился в Чикаго в поисках рекорд-лейбла. После отказа рекорд-компании Vee Jay Берри продал свои песни лейблу Chess, в чем ему помог Мадди Уотерс, один из крупнейших блюзовых артистов, записывавшихся на Chess. До выхода рок-н-ролльного гимна «Roll Over Beethoven» оставался ровно год. 

Карьера Берри слегка сошла с курса в 1961 году, когда он был осужден за то, что взял на работу несовершеннолетнюю техасскую проститутку в свой клуб. За это музыкант получил три года тюрьмы. Когда он вышел в 1964-м, его репертуар оккупировали британские исполнители. Сменив Chess на Mercury Records, Берри перезаписал некоторые свои хиты, но без особого успеха. Он начал выступать соло в клубах страны, играя порой перед разными группами.

В начале 1970-х Чак Берри снова оказался за решеткой — три месяца за уклонение от уплаты налогов и сокрытие доходов. Звезда музыканта постепенно клонилась к закату. В 1986 году Тейлор Хэкфорд снял документальный фильм «Славься, славься рок-н-ролл!», посвященный концерту в честь 60-летия Берри, где выступили многие музыканты, в том числе Эрик Клэптон, Кит Ричардс, Этта Джеймс и Джулиан Леннон.

В последние три десятилетия жизни Чак Берри уклонялся от студийных записей, но играть не переставал, радуя посетителей клуба BlueBerry Hill неподалеку от дома. Музыкант отличался трудным характером (его автобиография, вышедшая в 1987 году, содержит немало спорных моментов), однако, оказавшись на сцене, отдавался музыке полностью.

Узнав о кончине Чака Берри, многие музыканты написали о нем в соцсетях.

I am so sad to hear of Chuck Berry's passing. I want to thank him for all the inspirational music he gave to us. 1/3

В 1977 году сотрудники NASA отправили в космос двухчасовую запись звуков Земли. Среди них были фрагмент Корана, послание президента Джимми Картера и песня Чака Берри. Стив Мартин в программе «Субботним вечером в прямом эфире» шутил: «Инопланетяне ответили: „Зашлите еще Чака Берри“». (Автор: Татьяна Шорохова, kinopoisk.ru)

«Chuck Berry. История одного человека» (Автор: Василиса Зинякова, 2013)

"Где только не было Чака Берри! Он сделал фильмы Тарантино атмосферными: благодаря нему, эти кровавые клочки кинематографа приобрели свой характер. «Назад в будущее» стал самым известным чакоберривским фильмом: темнокожий джазмен звонит Берри в момент исполнения Johnny и быстро промямлил в телефонную трубку: «Чак, искал новый звук? Так послушай это!»

Меня терзают смутные сомнения, что после первого выступления Чак махнул рукой и сказал: «I‘ll be back!» Но ведь вернулся, а мало кто ожидал возвращение пионера рок-н-ролла. 87 лет – это возраст, когда седина вьется, а будущее заключается только в воспоминании прошлого. Убедите в этом Берри, который до сих пор планирует свою жизнь на несколько лет вперед.

Без фейерверков, фанфар и софитов скромная легенда, бодренько переставляя ноги, взобралась на сцену в сопровождении коллег. Выступление начиналось уж слишком постепенно, потому что некоторые люди просто не заметили начала и продолжали спорить у барных стоек, размахивая ртами и руками.

Во время концерта поднятые вверх «козы» смотрелись настолько нелепо, а ребята в «косухах» настолько не к месту – ведь старикан Чак отплясывал на сцене до того, как всё это стало мейнстримом.

Седой рок-н-рольщик в капитанской фуражке, привычно подвязанный гастуком-шнурком, прищурился, как морячок Папай, и заиграл первое «Roll Over Beethoven». Как бы издеваясь над классической музыкой и заменяя её своим фирменным ритмом,  Чак намекал: «Да, да, Бетховен, можешь сколько угодно вертеться в гробу. Я ещё жив!»

Из отрепетированного материала группа постепенно переходила к джему, в котором Берри скорее не играл, а подыгрывал. Не тот возраст уже, чтоб удивлять. На сцену вынесли стул, в который он рухнул и наслаждался музыкой коллег. Хотя джем и подразумевает импровизацию, Чак с трудом попадал в такт. Пытаясь не давать слабину, он поднимался с серьёзным видом и всё же играл как следует. Жаль, что промашки были нередкими.

«У меня насморк, да и зубы уже не те. Но всё оки-доки, говорю вам, народ» — улыбчивый Чак Берри был в приподнятом настроении, и не чувствовалось, что его тяготит внимание нескольких тысяч людей.

«The next song… You name it, we play it», — заявил в микрофон хриплый голос. Первая мысль? Конечно Johnny B. Goode, тут нет и не могло быть других вариантов. Но старый жук схитрил и продолжил играть классический блюз.

К сожалению, больше голоса долгожданного Чака Берри зал не услышал. Но зал услышал голоса из народа. Гитарист вытащил на сцену двух молодых девушек, которые спели не совсем складно и эстетически неприятно, но плюс за старание.

Перед следующим «караоке» Чак иронично произнес: «Which yellow monkey wants to play a guitar?» Из зала подняли парня, который, сложив руки, умолял гитариста: «Выбери меня!» Счастливчик как будто из земли вырос и пошёл по головам как по воде к сцене. Что именно он будет исполнять, сомнений не было. Не успел мартимакфлайнуться, как уже вовсю пел Johnny B. Goode и ходил утиной походкой на пару с Берри. Это был  успех! Как говорил сам Саша: «Когда я оказался между залом и Чаком, время остановилось». Да уж, ему точно будет что рассказать детишкам.

Концерт, о котором некоторые даже и не мечтали, продлился чуть больше часа. Реакции на увиденное были самыми разными, и не удивительно. Люди требовали от гитариста больше, чем он уже может себе позволить. Они надеялись увидеть хотя бы тень былых лет — задорного и активного юнца. Но жизнь не щадит никого, зато на песни она никак влиять не может.

Все мы знаем не понаслышке, что стоит артисту отбыть на тот свет, его популярность возрастает до таких же высот. Но в случае Чака Берри все именно так, как и должно быть по праву. Известнее он не станет, таких высот попросту нет."

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ open.sourse.com

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий