«Быть воспитанным» - что это такое?

22-03-2017   11:27      1954      0

Из письма А.Чехова своему брату Николаю: "...Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив..." Исходя из определения слова, ВОСПИТАННОСТЬ - это сбалансированная совокупность социально-значимых человеческих качеств, знаний, взглядов, отношений и действий человека. Воспитанность предполагает гармонию определенного количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения. Возвращаемся к эпизоду из жизни братьев Чеховых.

Качества воспитанного человека по А.Чехову

Русский классик Антон Павлович ЧЕХОВ более 130 лет назад написал письмо своему брату Николаю, талантливому художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства.

Антон Павлович Чехов, зная слабости своего брата, всегда и переживал за него, расстраивался из-за наплевательского отношения брата к своему дару. У него вышло эмоциональное, откровенное письмо, которое непременно нужно прочитать и нам.

Великий классик нашей литературы способен научить нас большему, чему не успел научить в своих книгах.


МОСКВА, 1886.

Антон Павлович Чехов и его брат Николай

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гёте и Ньютон не жаловались... Тебя отлично понимают... Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других...

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую... Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив... Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000...

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae... Дело в том, что жизнь имеет свои условия... Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным... Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным...

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... [...] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, [...] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность [...]... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае... Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда...

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час... Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть... Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать... хотя бы Тургенева, которого ты не читал... Антон Ч.

Воспитание. Критерии  и  методы  воспитания

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Воспитание как процесс

2.1. Сущность воспитания

2.2. Направления воспитания

2.3. Стили воспитания

3. Методы воспитания

4. Заключение

Список использованной литературы

1. Введение

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Очевидно, что искусство воспитания возникло с самого начала появления человека на земле. Когда возникли общества и государства, то к чисто семейным целям В. присоединились цели социальные и религиозные. В Китае с древнейших времен В. имело целью подготовить человека для жизни в семье и сообщить ему премудрость, куда входила религия и наука. Поэтому у китайцев власть родителей над детьми была безгранична и даже взрослые люди должны были быть в повиновении у родителей. У индусов и древних египтян воспитывали для известной касты, так что дитя воина или жреца воспитывалось иначе, чем ребенок других каст: каждый человек должен быть полезен для своей касты и никакой общечеловеческой цели воспитания не существовало. У древних персов юношей воспитывали многостороннее: они должны были быть храбрыми, откровенными, любить добродетель и гнушаться пороков; но это относилось к мальчикам, и все воспитание имело утилитарный характер, подготовляя юношей высшего класса общества к военной и административной деятельности. В. у спартанцев имело некоторое сходство с воспитанием у персов: по законам Ликурга, воспитание в Спарте было общественным, т.е.все дети воспитывались сообща под надзором правительства. Мальчиков приучали к умеренности, выносливости, терпению и дисциплине; посредством телесных упражнений их готовили к военной службе. Все это относилось только к господствующему классу, именно спартиатам. У афинян воспитывала прежде всего семья, но государство облегчало обязанности родителей, поощряя некоторые учреждения, где дети получали телесное и умственное образование. идеал воспитанного человека был у афинян шире, чем у спартанцев: от молодого человека требовали, чтобы он был не только силен и ловок на войне, но умел бы выказать эти качества и на общественных играх; кроме того, красивая речь, знакомство с музыкой и родной поэзией, а также некоторая ученость составляли необходимые качества хорошо воспитанного афинянина.На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

2. Воспитание как процесс

2.1 Сущность воспитания

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными норматиисповными моделями.

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

• обстоятельства биографии;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

• система отношений с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

• «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

• «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

• «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.2.2 Направления воспитания

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

• накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

• разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

• организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

• объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

• материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

• знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

• кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

• упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

• творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

• временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

• систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

• контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

• учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

• специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.2.3 Стили воспитания

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр.3. Методы воспитания

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.

П. И. Пидкасистый предлагает следующую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

По характеру методы воспитания делятся на:

убеждение,

упражнение,

поощрение

наказание.

В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как:

объяснительно-репродуктивные,

проблемно-ситуативные,

методы приучения и упражнения,

стимулирования,

торможения,

руководства,

самовоспитания.Классификация методов воспитания на основе направленности (И.Г.Щукина):

1. Методы формирования сознания личности. (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, убеждение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример)

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации)

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений.

Адекватность упражнений спроецированному поведению - еще одно условие педагогической эффективности этого метода.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.3. Методы стимулирования поведения и деятельности. (соревнование, поощрение, наказание).

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.4. Заключение

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.

Итак, сегодня воспитание понимают как:

• передачу социального опыта и мировой культуры;

• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

Список использованной литературы: - Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997. - Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Просвещение, 1998. - Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990. - Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999. - Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004. - Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1995.

ЦИТАТАМИ, МНЕНИЕМ и ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ о ВОСПИТАНИИ и ВОСПИТАННОСТИ

Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.

Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания

Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека

Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)

Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.

Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.

Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.

Критерии воспитанности:

  • поведение, действие личности

  • мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные; тонкие личные – подражание кому-либо)

  • стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию

Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):

1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств

метод: анализа ответов на поставленные вопросы

2. выявление отношения учащихся к поступкамсобытиям и их оценочные суждения

методы:

  • специально задаваемые вопросы;

  • тематически ориентированные сочинения;

  • организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;

  • личная беседа;

  • социометрические методики)

3. действие

методы:

  • наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения

  • наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции

  • посещение театров и выставок – направленность интересов

  • создание специальной ситуации

  • распределение поощрений и наград

  • остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)

  • поступки для себя (без чужих глаз)

Можно выделить 4 группы воспитанности:

1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.

2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.

3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.

4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.

Уровни воспитанности по Щурковой:

  • нижний – простое усвоение элементарных норм человеческого общежития.

  • средний – эмоциональный уровень сопричастности обществу, деятельности в нем, людям, природе, миру и т.д.

  • высокий – осознание личностного смысла и общественного значения социальных ценностей и реализации их в жизненном опыте школьника.

Показатели уровня воспитанности:

1. неясное представление о нравственных нормах

2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения

3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво

4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств

Диагностика:

  • Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.

  • Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.

  • Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.

  • Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.

  • Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.

Критерии диагностики:

  • целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)

  • сравнение успехов и недостатков с его личным опытом

  • учет возрастных особенностей

  • ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности

  • систематичность изучения (постоянно)

Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.

Методы исследования:

  • наблюдение

  • интервью

  • эксперимент

  • статистические методы

  • беседа

  • ранжирование

Принципы:

  • объективность

  • надежность

  • достоверность

Этапы изучения уровня воспитанности:

1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий

2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников

3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей

Как отмечается в психолого-педагогических исследованиях определения уровня нравственной воспитанности носит постановочные характер и с первым результатом исследований и обобщения практического опыта

Для выявления уровня сформированности нравственной воспитанности необходимы определенные критерии, то есть признаки, на основе которых проводится оценка

Критерий является как бы идеальным образцом, эталоном, по сравнению с которым реальные явления можно устанавливать степень их соответствия, приближения к норме, идеалу Признаки должны учитывать возрастные особенности вия явления тех или иных качеств личности, охватывать основные виды ее деятельности (учеба, работа, общественная работа, эстетическая и спортивная деятельность, свободное общение и т.д.), характеризовать поведут дыха ученика в различных ситуациях, а также отражать устойчивость выявления качеі.

Признаками воспитанности является отношение личности, добровольное выполнение определенных действий, мотивы действий, поступков

МИМонахов (1981) дает в своей работе конкретные критерии оценки воспитанности учащихся разного возраста, которые обобщенно и с дополнениями представлены в табл 101

ИС Марьенко (1980) как меру оценки уровня воспитанности предлагает вероятность поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами ИД Бех (1998) предлагает уровень нравственной воспитанности понимать как с степень соответствия черт и качеств, характеризующих моральный облик человека в соответствии с моральными требованиями, которые предъявляются к данной возрастной группы учащихся ОС Богданова (1995) рассматривает ров ень нравственной воспитанности как уровень развития морального сознания, нравственного поведения и моральных чувств личностибистості.

Спорным моментом в этих подходах является вопрос о градации показателей воспитанности, о выделении критической точки отсчета часто выделяют от трех до пяти ранговых градаций, иногда от двух до шести и и более Число таких градаций в исследованиях, в основном, определяется теоретически и подкрепляется данными наблюдений, лабораторных экспериментов тощщо.

Таблица 1. Критерии оценки воспитанности подростка

КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ П О К А З А Т Е Л И
Любовь к Родине Знание истории, уважение к историческому прошлому, традициям народа, заботы об интересах, историческую судьбу страны, чувство гордости за великих людей страны, ее культуру, достижения, бережное отношение к п природы, народных достижений, знание современных важных события.
Интернационализм Интерес к культуре, искусству других народов, дружба с людьми разных национальностей, добровольное участие в мероприятиях интернационального характера.

Отношение к одноклассникам и ровесникам

участие в делах своего класса, привычка оказывать бескорыстную помощь, дружеские отношения с ребятами и девушками, требовательность и уважение к ровесникам.
Гуманность Доброжелательное отношение к людям, забота о них, помощь, отзывчивость, уважение, доверие; внимательное отношение к интересам, желаниям людей, вопросам, которые их беспокоят, к мыслям, чувствам окружающих, понимание моти ивив, которыми руководят люди в своем поведении; тактичное отношение к их самолюбия, гордости, достоинства; исключает грубость, чванство, тщеславие, нетерпение, недоверие.
Честность Правдивость, искренность, выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, кражи, обмана, добровольное признание своих ошибок, поступков; говорить истину, не скрывать истинное положение спра.
Отношение к труду (трудолюбие) Любовь, потребность и привычка к труду; добросовестность, усердие в труде: постоянная занятость полезными упражнениями; привычка качественно и своевременно выполнять работу; наслаждение от самого трудового процесса; заинтересуют ленисть в достижении положительных результатов, помощь членам семьи в хозяйств.
Дисциплинированность Соблюдение установленных в обществе правовых, моральных, политических, эстетических норм поведения, правил для учащихся, определенных обычаев, традиций; быстрое и точное выполнение требований родителей, учителей.
Ответственность Добросовестное выполнение своих обязанностей, сделанных предложений, обязательств; привычка доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки.
Активность Стремление отвечать на уроках, дополнять ответы других; знакомство с дополнительной литературой; добровольное участие в различных видах деятельности, инициативность, самостоятельность.
Любознательность Систематическое чтение литературы по различным отраслям науки и техники, постоянная потребность расширения и углубления своих знаний; привычка пользоваться словарями, справочниками, участие в работе факультативов, гу урткив, секций, хорошую успеваемость.
Смелость Способность к преодолению чувства страха, готовность помочь с риском для себя, готовность отстаивать свое мнение.
Сила воли Способность заставить себя выполнять то, что нужно, а не только то, что нравится Привычка доводить начатое до конца; настойчивость в достижении поставленной цели, стремление и способность к преодолению т трудностей; успехи в самовоспитанииі.
Достоинство Отношение к себе и к другим как к определенной ценности, осознание положительных черт, что не позволяет уступить ними, самоуважение, вызванной осознанием достигнутых успехов; требование от других уважения к о себе, своих пра.
Скромность не признает за собой исключительных достоинств или прав.
Любовь к прекрасному (эстетическая воспитанность) Интерес к урокам литературы, пения, знание и понимание произведений литературы, музыки, живописи; посещение театров, музеев, желание творить прекрасное.
Стремление к физическому совершенству Стремление быть сильным, ловким, здоровым, правильная осанка, участие в спортивных играх, соревнованиях, походах, секциях.

Говоря об уровне нравственной воспитанности, необходимо выделять не только воспитанность, но и невоспитанность, которая тоже имеет свои градации Так, ученый выделяет абсолютную невоспитанность, не за алежить от воли и сознания самого ребенка, и является характерным для больных и травмированных детей, а также относительную, которая зависит от самого ребенка, его желания подвергаться воспитаниюнню.

Таким образом, понятие "уровень нравственной воспитанности" предполагает не только качественную, но и количественную ее оценку Причем считается, что существует одна ось, на которой место каждого ученика в принципе можно определить от неоднозначно (выше или ниже) На это указывает и повседневный опыт Иными словами, считается, что уровень нравственной воспитанности можно выразить с помощью одной общей количественной оценки, для измерения которой й достаточно одномерной шкалы Очевидно, не в последнюю очередь этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что господствующим в измерении воспитанности у нас есть одномерный подходовдхід.

Наглядным примером одномерной шкалы является известная шкала общей успеваемости (\"неуспевающий\","троечник\","середняк\","хорошист\","отличник\"): неуспевающим считается ученик, который имеет итоговую незад произвольную оценку хотя бы по одному учебному предмету, отличником тот, у кого знания по всем предметам оценены на"отлично"и т.д. Этот же способ используется и для оценки уровня морального питомцах ности: педагоги учитывают все известные им проявления нравственности (безнравственности) школьника (как правило, на основе его поступков) и с учетом этих оценок судят, какую общую оценку следует выставить том или и ншому воспитаннику Наиболее популярный способ объединения частичных оценок (полученных с помощью различных методов) в общую шкалу заключается в добавлении этих оценок или вычисления различных производных от этой суммы величиныин.

Целесообразно отметить, что существующие ныне шкалы измерения уровней нравственной воспитанности является не только несопоставимы между собой, поскольку имеют разное количество уровней, но и не позволяют учителю получить объективную информацию о том, как выглядят отдельные воспитанники на фоне других учеников школы, района, области Они могут использоваться педагогом только как инструмент для оценки эффективности собственных педагогических зу силь отношении каждого конкретного ученика, но не способны оценить эффективность деятельности педагогов относительно друг друга Нормативные же шкалы (построенные не на ранговых, а на интервальных оценках), которые хара ктеризують уровень воспитанности учащихся по некоторой стандартной группы, взятой за эталон, отсутствуют Разработка нормативной шкалы была бы экономически оправданоною.

Говоря о таком сложном явлении, как моральная воспитанность, необходимо отметить, что в некоторых случаях многие авторы предпочитают говорить не об уровне воспитанности, а об их типы С позиций такого п подхода (который можно было бы определить как типологический) о воспитанниках лучше говорить не как о"лучших"или"худших\", а как о разных, которые образуют группу наиболее сходных между собой В отличие от равное ного подхода, которым совокупность первичных оценок сводится к одной общей количественной оценки, типологический подход, основываясь на многомерном группировке, ведет к созданию качественных групп объектеів.

Наиболее принятым в диагностике нравственной воспитанности является ривневотипологичний подход Опыт позволяет выдвинуть гипотезу о взаимосвязи этих способов анализа исходной диагностической информации при оправданности гипотезы о тесной взаимосвязи исходных показателей Оценки воспитанности по группе показателей можно объединить не только в одномерную уровневую шкалу, но и на типы воспитанности При этом всере дыни одного уровня воспитанности могут быть выделены различные типы, которые уже нельзя рассматривать как ранговые Именно такой подход позволяет преодолеть однообразие в воспитании, навязанную господствующей идеологией, от кривая возможность для становления подлинной индивидуальности, которая имеет собственную позицию относительно существующих моральных норм и ориентируется при этом на основные моральные ценности обществства.

Поскольку выделять большое количество градаций уровня нравственной воспитанности практически вряд ли целесообразно, авторы предлагают использовать шкалу (табл. 102), по которой масс оцениваться уровень воспитанности как высокий, средний и низкий (ИД Зверева, ЛГ Коваль, ПД Фролов, 1995ов, 1995).

Отнесение до определенного уровня, типа может быть осуществлено на основе информации, собранной с помощью методов: социомет-ричний тест измерения альтруизма, незавершенные предложения, опроса вальщик для измерения импульсов льсивности, методики изучения межличностных отношений в коллективе, референтометрии тощ.

4  ВОЗРАСТНЫХ  АСПЕКТА  ВОСПИТАНИЯ.

Воспитание детей, подростков, юношества, направленное на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства достоинства, творческой активности и критического мышления Совершенствование системы в воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений (школ разного типа детских и молодежных общественных организаций и т.п.), но и переориентации всех институтов общества, связанных них с духовной и производственной-деятельностью, уважения к каждой подрастающей личности, как самостоятельной личностиі.

Таблица 2. Шкала оценки уровня воспитанности личности

ТИП ПОКАЗАТЕЛИ
Высокий  уровень
лидерский Устойчивая система ценностей, которая сложилась Сильно развитая личностная рефлексия и эмпатия Глубокое понимание и владение моральными категориями, знания и постоянный интерес к проблеме жизни своей микро огрупы, класса, школы, общества Стремление жить интересами коллектива, уважение к его мнению, требовательность к себе и другим членам коллектива, уважение к ним Высокий уровень самоорганизации и самоконтроля ю Ответственное отношение к выполнению поручений, переживание успехов и неудач группы, класса, коллектива Как правило, инициатор и организатор общественно полезных спра справ.
исполнительный Глубокое понимание основных нравственных категорий Уважая интересы коллектива, стремится участвовать в общественных делах но желает выступать в роли исполнителя Имеет собственные интересы Требовательный в первую очередь в к себе, активно реагирует на открытое нарушение норм моралалі.
созерцательный Очень много размышляет, читает по проблемам морали, интересуется проблемами смысла жизни В собственном поведении, пытается следовать своему нравственному идеалу, занимает устойчивую нравственную позицию Сильно развита а склонность к самоанализу Нарушение норм морали другими вызывает у него протест и осуждение, но активный отпор нарушителям осуществляет в крайнем случае, поскольку не умеет постоять за себебе.
максималистский Разбираясь в основных нравственных категориях переоценивает значение некоторых из них, из-за чего часто попадает в конфликтные ситуации, выступает их инициатором Очень эмоциональный, вспыльчивый.
Средний  уровень
рациональный Шкала ценностей недостаточно устойчива, недостаточно развита личная рефлексия Обладая значительным запасом нравственных знаний, умело рассуждает о моральных проблемах, не всегда следует моральным нормам, особенно в тех случаях, когда они противоречат его интересам Осознание себя как нарушителя нормы вызывает муки совеститі.
интуитивный Не обладая необходимым запасом нравственных знаний, ведет себя зачастую правильно Но регуляторами такого поведения в большинстве случаев выступают устойчивые традиции, привычки, а не моральные принципы Поэтому ча асто ориентируется на то, как ведет себя большинствоть.
конформистский Значительная часть нравственных категорий понимается с позиций групповой морали, может нарушить отдельные нормы поведения, при этом считая себя правым ориентируется, в первую очередь, на реальные нормы поведения сложившихся приспосабливается к них.
подражательный Обладает поверхностными нравственными знаниями, не имеет четкого нравственного идеала, хотя и обладает определенными моральными привычками В ситуациях, где привычки не срабатывают, ориентируется на лидера, выступающего в роли и морального авторитета.
Низкий  уровень
противоречивый Шкала ценностей неустойчива, размыта, внутренне противоречива Уровень самоорганизации и самоконтроля низкий; самоанализ практически отсутствует Негативные потребности, сложившихся удовлетворяет за счет других С Всегда в тени, ЦС несет ответственности за свои провокации, всегда пытается переложить ответственность за содеянное на другогоого.
агрессивный Искаженное представление о моральных нормах и их проявления в поведении Эгоцентрист (не может посмотреть на ситуацию глазами другого) имеет плохие привычки Класс не является для него референтной группой, изолирован от жизненно я класса Демонстративно-агрессивный стиль взаимоотношений Наблюдается различие высокой вербальной самооценки действительностьністю.
ситуативный Моральные нормы берет будто напрокат Поведение зависит от того, в какой группе находится не соотносят свое"Я"с любыми нормами поведения Ценность этих норм определяется для него тем, насколько в они способны способствовать популярности среди одноклассниковків.
пассивный Замкнутый индивидуалист, который живет по принципу"моя хата с краю", пассивный Круг интересов зачастую ограничено физиологическими потребностями.
неуверенный Тепличное воспитания, робкий Внутренняя реализация потребностей 3 стороны учеников испытывает попытки изоляции.
 
При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, способствующей осуществлению и коррекции возникающих отклонений в развитии личности и поведения С целью создания широких возможностей д для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности подрастающих людей, необходимо совершенствовать формы разнообразных деятельностей как в системе официально созданных детских во литково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях Обогащаясь духовными ценностями, каждый человек будет воспитываться не просто как носитель определенной суммы знаний, но, прежде всего, как гражданин с присущими идейными установками и интересами, высокой культурой труда и поведенияки. (из книги "Возрастная и педагогическая психология" - Скрипченко О.В.)

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ adme.ru uchebnikionline.com works.doklad.ru

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий