ПРИТЧА в «КультКопилке Знаний»

15-02-2017   18:13      330      0

Притча - (от древнеславян. "притъча" — "происшествие, особенное событие") — краткий иносказательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Расскажем "Историю о трех бабочках, которые хотели познать, что такое огонь. Первая из них приблизилась к нему на безопасное расстояние и, вернувшись, сообщила, что огонь – это свет. Другая подлетела поближе и опалила крылышко. «Огонь – это жар», - сказала она. Третья бабочка подлетела вплотную и исчезла в пламени навсегда. Теперь она знала, что это такое, но не могла об этом никому рассказать. Тот, кто знает, молчит, а тот, кто говорит, – не знает", - в этом месте обычно повисает пауза, и слушателям дается возможность поразмыслить над сказанным.

Притча, как мудрость восприятия жизни

Что такое притчи? Во-первых, притча, как история не может быть длинной. В ней нет подробных описаний места действия, характеров героев и развития сюжета, как, например, в басне. Кроме того, в отличие от басни, притча далеко не всегда заканчивается моралью. События не живописуются, а обозначаются как фон, или своеобразный кокон, из которого должна сформироваться главная мысль. Притчи - это нравственные поучения, облеченные в занимательную форму, как сказали бы современные педагоги по раннему развитию детей. Взять хотя бы историю про бабочек. Если бы нам просто сказали последнюю фразу, мы бы вряд ли осознали, а уж тем более запомнили её смысл. Но благодаря красивой и понятной истории, пазл в нашей голове сложится за считанные секунды, и мы прекрасно поймем идею, которую пытались до нас донести. В данном случае в конце истории дано объяснение её смысла, но так бывает не всегда. Некоторые притчи не выдают «правильный ответ» на последней странице, и тогда каждый толкует их по-своему. Мы рассмотрим не только классические варианты существующих притч, но и короткие нравоучительные анимации - легкодоносимую форму притч.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРИТЧИ

ХРИСТИАНСКИЕ ПРИТЧИ

Предания об Иисусе Христе собраны и детально изложены в четырех Евангелиях: от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Собранные вместе, эти Евангелия составляют основу христианского Нового Завета.

В христианстве Иисус Христос совмещает в себе как божественную, так и человеческую природу.
Главная книга христиан — Библия. Она включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет. Христианские заповеди о человеке занимают в Библии одно из центральных мест. Свои притчи Христос обычно заканчивал словами: «Имеющий уши слышать да услышит».

Важнейшая идея христианства — идея греха и спасения человека; принятие себя как образа Божия, сохранение души и достижение Царства Божьего.

Для этого человеку необходимо осознать грешность жизни, принять свой путь и следовать по нему с соблюде-нием божественных законов всю жизнь. Стоит отметить, что путь христианина выходит за рамки его жизни.

Ключевым в христианстве является понятие «прощение», что делает христианство религией уникальной, ведь о покаянии и прощении не говорит больше ни одна из мировых религий.
Для изложения поучительных истин в христианстве употребляются притчи. Они содержатся в трех Евангелиях из четырех — от Матфея, Марка и Луки — и несут в себе доброту и любовь к Богу и людям.

Жанр этот использовался с давних времен разными религиозными и философскими учениями. Так, есть философские, восточные, конфуцианские, суфийские, христианские притчи. И это далеко не полный их перечень. Тут будет уместно вспомнить о знаменитых кавказских тостах, которые очень часто облекаются в притчевую форму, отчего и любимы далеко за пределами плодородного горного хребта.

«ПРИТЧИ СОЛОМОНА»

притча значение слова

Многие из нас слышали название, но толком не знают, что такое «Притчи Соломона». Это одна из книг Ветхого Завета, автором которой явился израильский царь Соломон. Там говорится, что мудрость свою и знания он получил от Бога. Однажды Соломон решил ими поделиться и «изрек» 3 тысячи притч. Часть из них вошла в виде 20-й книги в Библию (Ветхий Завет) и представляет собой скорее изречения и поучения на религиозные и нравственные темы, чем притчи в классическом понимании. Ведь что такое притчи? Это, как мы с вами уже знаем, иносказательные истории, которые подводят нас к какому-то выводу. Книга же Соломона состоит из прямых высказываний и советов, которые сами по себе есть нравоучения.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ

христианские притчи

 

Совсем другие притчи, рассказываемые Иисусом Христом в Новом Завете или Евангелии. Простые истории из повседневной жизни людей или окружающей их действительности в момент толкования приобретают глубокий нравственный смысл, указывают человеку его духовный путь к Богу.

Вспомним притчу «О блудном сыне». У отца было два сына. Старший прилежно трудился вместе с отцом. Младший же попросил свою долю наследства и отправился странствовать и вести праздную жизнь. После того как деньги закончились, а попытки найти даже самую черную работу завершились крахом, сын в раскаянии вернулся домой. Единственное, о чем он мечтал, это получить прощение отца и наняться к нему в работники. Каково же было его удивление и счастье, когда он был встречен с открытыми объятиями и почестями. Старший сын обиделся и упрекнул отца в том, что тот встречает нечестивца с такой радостью, которой он – верный и трудолюбивый сын своего отца - никогда не видел. На что получил приблизительно такой ответ: «Ты всегда был здесь. Все мое – твое. А радуюсь я о том, что брат твой был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся». Толкований у этой притчи несколько, но все они сходятся в одном: отец – это Бог. По поводу же братьев есть несколько вариантов. Согласно одному из них, старший брат – это праведник, младший – кающийся грешник. Есть версия, что под старшим братом понимается избранный богом иудейский народ, а под младшим – язычники, ищущие и обретающие Божью благодать.

СУФИЙСКИЕ

Суфизм (араб, тасаввуф) — это мистическое течение, зародившееся в исламе в VIII веке и к X веку сложившееся в самостоятельное религиозно-философское учение. Считается, что суфизм зародился на территории современного Ирака и Сирии. Самый известный суфий XX века Идрис Шах (родился в 1924 году, его родословная восходит к пророку Мухаммеду и персидской династии Сасанидов) говорил: «Суфизм — это „наука» об успокоении того, что должно быть успокоено, и о пробуждении того, что может быть пробуждено; о том, как научиться не думать, будто вы способны успокоить или пробудить, когда это вам не по силам».

лексическое значение слова притча

На вопрос о том, кто такие суфии, не так просто дать однозначный ответ. Это религиозное учение, признанное одной из ветвей ислама, впрочем, имеющее с ним мало общего. Носителями суфийской картины мира были дервиши – вечные странники, ищущие путь к Истине или Всевышнему, что суть одно и то же. Человек может называться суфи, если он ищет свой путь к Истине, к духовному обновлению и совершенствованию вне какой бы то ни было системы. «Быть суфи означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире», - это слова одного из самых известных последователей этого учения – шейха Абу-Бакр ас-Шибли. Мы имеем возможность прикоснуться к пониманию суфизма через знакомство с их удивительными притчами, полными мудрости и любви.

Суфисты считают своей целью духовное и нравственное очищение, интуитивное познание Истины и Бога с помощью Любви и Преданности. Суфисты активно использовали притчи, чтобы закрепить в уме не верование, но образец, который помогает человеческому сознанию действовать «новым» образом. Современные суфисты утверждают, что вопрос: «Где и когда зародился суфийский образ мышления?» — не имеет реального смысла, поскольку «место» суфизма — внутри человечества. Вот одна из суфийских притч.

ВОСТОЧНЫЕ ПРИТЧИ

Восточные притчи в большей степени отражают элементы повседневной жизни человека и его внутреннего мира. Многие восточные притчи сопровождаются краткими пояснительными комментариями, облегчающими их понимание.

Восточные истории направлены на расширение жиз-ненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Пожалуй, главная направленность восточных притч — принятие человеком ответственности за собственную жизнь.

ДАОССКИЕ ПРИТЧИ

Даосизм — одно из древних религиозно-философских учений, возникшее в Китае в VI-V вв. до н. э. Основоположником даосизма считается старший современник Конфуция китайский мудрец Лао-цзы (VI в. до н. э.), о котором практически ничего не известно.

Согласно легендам, мать вынашивала Лао-цзы не один десяток лет. Родился Лао-цзы седым, и имя его означает «Престарелый младенец». Иероглифический знак «цзы» означает одновременно и понятие «философ», поэтому имя Лао-цзы часто переводят как «Старый философ». Трактат Лао-цзы «Дао дэ цзин» («Трактат о Пути (Дао) и Добродетели (Дэ)») является основой даосизма и считается одним из наиболее значительных философских трудов.

Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремящееся к гармонизации. В Дао отме-чается равновесие и взаимодействие противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал, Земли и Неба), символизирующих две полярности, которые существуют в каждой вещи, противореча и одновременно дополняя друг друга.
Обратимся к классической даосской притче.

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ

Буддизм — учение, возникшее в древней Индии в VI-V в. до н. э. и ставшее, наряду с христианством и исламом, одной из трех мировых религий.
Трудно сказать, что такое буддизм по своей сути — религия, философия или образ жизни. Приверженцы буддизма отмечают, что это ориентир, следуя которому человек может добиться определенных результатов.

«Будда» в переводе с санскрита означает «будить, пробуждать, знать, воспринимать». Проще говоря, Будда значит «просветленный».

Основателем буддизма считается реальная историческая личность — принц Сиддхартха Гаутама (560-480 гг. до н. э.). Он родился в северной Индии и получил впоследствии имя Будда. Гаутама умер в возрасте 80 лет, заранее предсказав свою смерть. Последнее слово, сказанное Буддой людям, было «Простите».

Учение Будды передавалось устно в виде притч, охва-тывающих значительный круг тем. До нас учение Будды дошло благодаря его ученикам и последователям.

Буддисты верят в Колесо Перевоплощений и считают, что человек рождается на Земле, живет на Земле и, умерев, возвращается на Землю в другом теле. Буддисты утверждают, что человеку суждено перерождаться, чтобы повторно выучивать те уроки, которые он пропустил, не усвоил в прошлых жизнях; что во всех своих страданиях виноват сам человек. Поэтому следует смиренно сносить все мучения и стараться избегать их в будущем.

В буддизме важно освободиться от желаний и потребностей, поскольку именно в них Будда видел причины не-счастий в мире.

ДЗЕНСКИЕ ПРИТЧИ

Согласно философии дзен, взмах крыльев бабочки на одной стороне земного шара может вызвать ураган на другой его стороне.
Дзен можно назвать внутренним искусством жителей востока. Основы дзен в Китае были заложены Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в VI веке. Впоследствии, в XII столетии, учение дзен проникло и в Японию. Дзен описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

зма махая-ны. Оно представляет собой видоизмененную форму буд-дизма и восходит к своему индийскому основателю Будде Шакьямуни. Видоизменившись в Китае, буддизм получил в Японии свое дальнейшее развитие. Усовершенствованный китайскими и японскими жрецами, дзен-буддизм стал весь-ма значительно отличаться от изначального буддизма. Есть утверждения, что дзен-буддизм в действительности вовсе не является буддизмом в общепринятом смысле.

Практика дзен появилась в Японии еще в VII веке, однако распространение дзен как самостоятельного направления японского буддизма началось в конце XII века.

Расцвет дзен приходится на период Муромати (XIV-XVI вв.). В это время дзенские монастыри становятся центрами религиозной, политической и культурной жизни страны, а собственно дзен превращается в философию жизни, оказавшую существенное влияние на стиль мышления и образ жизни японцев.
Дзен означает «все делать совершенно»: совершенно заблуждаться, совершенно выигрывать и проигрывать, совершенно быть уверенным и сомневаться…

А теперь - 10 притч о главном

1. Выбор за тобой

«Это невозможно!» — сказала Причина.
«Это безрассудство!» — заметил Опыт.
«Это бесполезно!» — отрезала Гордость.
«Попробуй…» — шепнула Мечта.

2. Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.Узнать причину

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

4. Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

5. Счастье

Шли летним днем по дороге три простых мужика. Разговаривали о жизни своей тяжелой, да песни напевали. Слышат, где-то помощи простит кто-то, глядь в яму, а там счастье.

- Любое твое желание исполню! Говори, что хочешь получить, - обращается счастье к первому мужику.

- Денег много хочу, чтобы не жить бедно до конца дней своих, - отвечает ей мужик. Исполнило счастье его желание, тот и пошел в сторону деревни с мешком денег.

- А ты чего желаешь? - обратилось счастье ко второму мужику.

- Женщину хочу, чтобы всех девок красивее была! Тотчас рядом с ним красавица появилась, схватил ее мужик, и тоже в деревню отправился.

- У тебя каково желание? - спрашивает счастье у последнего мужика.

- А само-то ты чего хочешь? - говорит мужик.

- Мне бы из ямы выбраться, добрый молодец, - робко произнесло счастье. Мужик огляделся, нашел бревно длинное, да и наклонил к счастью. Повернулся, да стал в деревню возвращаться. Счастье быстро вылезло и за ним следом побежало, по жизни сопровождать.

6. Притча о Рае и Аде

Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад.
Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные люди жадно совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались.
Пророк сказал: «Это Ад», — и повел в другой зал.
Там было тихо, такой же котел, такие же ложки. но почти все были сыты. Потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга. Пророк сказал: «Это Рай».

7. Пять простых правил чтобы быть счастливым.

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?»

Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осел мой — старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху — и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем — это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.

Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:

1. Освободи свое сердце от ненависти — прости.
2. Освободи свое сердце от волнений — большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4. Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.

8. Банка жизни

…Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, она пустая, — сказал кто-то.
- Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, — А теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная! — опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
- Теперь банка полная!!! — начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- Ну теперь-то банка точно полная — загалдели студенты. Тогда преподаватель, хитро улыбаясь, вытащил две бутылки пива и влил их в банку:
— А вот теперь банка полна! — сказал он. — А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка — это наша жизнь, камни — это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох — это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок — это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
— Профессор, — спросил кто-то из студентов — а что означают бутылки пива???!!!

Профессор опять хитро улыбнулся:
— Они означают то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться и пропустить пару бутылочек пива!

9. Тактика

В Колумбийских лесах проходил ежегодный мировой чемпионат лесорубов. Однажды финалистами стали канадец и норвежец.

Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.
— Как это получилось? — спросил он норвежца. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

— На самом деле все очень просто, — прямо ответил норвежец. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

10. Ничего такого, что было бы неправдой…

   Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите !»
   Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
   Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.
   Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ fb.ru blagopoluchnik.ru

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий