«Тот самый Мюнхгаузен» и «Вам и не снилось»
В этой ТЕМЕ... «История музыки А.Рыбникова к фильмам, ч.1»
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)
Лежащая в основе пьеса Григория Горина «Самый правдивый» на самом деле была написана не для фильма, а для спектакля. Более того, написана она была по просьбе актёра Владимира Зельдина, которому очень хотелось воссоздать на сцене образ знаменитого барона. Спектакль шёл в Театре Советской армии и очень понравился Марку Захарову, который как раз искал, что бы такое снять после нашумевшего «Обыкновенного чуда».
В руках режиссёра сценарий был значительно переработан. Фильм рассказывал о противостоянии яркой личности серой толпе, а искренности и фантазии — косности и лицемерию. Что касается музыки, то многие пишут, что Рыбников написал её ещё для спектакля, и в фильм она вошла практически без изменений. Однако сам композитор рассказывал об этом несколько иначе.
Памятник Олегу Янковскому в образе Мюнхгаузена, скульптор Андрей Щербаков, город Саратов.
И действительно, музыка в фильме стала невычленяемой — она буквально управляла настроением зрителя. А последняя тема, когда Мюнхгаузен произносит своё знаменитое «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» и лезет на верное самоубийство в жерло пушки по лестнице (а лестница оказывается бесконечной), вызывает настоящий катарсис.
Обложка сборника композиций Алексея Рыбникова.
Кстати, эта музыкальная тема в 2005 году стала причиной странного конфликта между Рыбниковым и группой ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ. Всё началось с того, что группа подготовила для трибьюта композитора песню, названную «Королевская свадьба». Сергей Калугин написал на мелодию финала из «Мюнхгаузена» свой героически-романтичный текст, а группа сделала жёсткую рок-аранжировку.
Один из самых запоминающихся моментов картины - финальная сцена, когда Янковский-Мюнхгаузен произносит свой знаменитый монолог "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…" и поднимается по бесконечной лестнице вверх. Пронзительная музыка не оставляет зрителей равнодушными - у многих на глаза наворачиваются слезы.
В своих интервью Алексей Рыбников особо отмечал работу над этим фильмом, в котором использовался принцип сочетания изображения и музыки. Режиссерский сценарий создавался за роялем. Музыка стала неотъемлемой частью каждой сцены.
Кадр из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»
«Вам и не снилось» (1980)
История этого фильма началась с того, что Галина Щербакова написала повесть под названием «Роман и Юлька». Имена были выбраны не случайно — ведь писательница создала современную интерпретацию Шекспировской пьесы о Ромео и Джульетте, которой, как известно, «печальней нет на свете». Щербакова отослала повесть в издательство журнала «Юность». Но публикация затянулась, и писательница послала копию ещё и на «Мосфильм».
Афиша к/ф «Вам и не снилось»
На "Мосфильме" среагировали быстрее — материал приглянулся режиссёру Илье Фрэзу. Правда, по непонятным причинам, он переименовал Юлю в Катю, хотя и сохранил отсылку на Шекспира (в фильме герои идут в театр на «Вестсайдскую историю» — ещё одну адаптацию классического сюжета).
Если роль Ромы исполнил настоящий 16-летний школьник, то Катю сыграла 23-летняя замужняя Татьяна Аксюта — правда, настолько субтильная, что разницы в возрасте никто и не заметил.
Музыку к этому фильму Алексей Рыбников поначалу задумывал как чисто инструментальную. Однако в дело вмешался почти мистический случай.
Ещё с 1970 года в творческих запасниках композитора хранилась одна красивая светлая мелодия. И вот однажды рука Рыбникова неожиданно потянулась к одному из томиков собрания сочинений индийского писателя и лауреата Нобелевской премии 1913 г. — Рабиндраната Тагора. Книга раскрылась на финале романа «Последняя поэма» (1929). Роман повествовал о юноше Омито и девушке Лабонно, которые влюблены друг в друга, но лишены возможности соединиться в этом мире. Поэтому в прощальном письме-стихотворении Лабонно пишет Омито о том, что, несмотря ни на что, между ними останется духовная связь, неподвластная времени и пространству.
Кадры из к/ф "Вам и не снилось"
Кадры из к/ф "Вам и не снилось"
Полностью песня, так и названная «Последняя поэма», звучит только в начальных титрах, но её мелодия постоянно сопровождает фильм, внося в него жизнеутверждающую ноту. Вот и режиссёр отказался от трагического финала повести и пощадил Ромку, сорвавшегося с подоконника.
В фильме «Последнюю поэму» исполнила Ирина Отиева и Вера Соколова. Годом позже на телеконкурсе «Песня года — 1981» песню уже исполнил узбекский ансамбль ЯЛЛА, добавив в оригинал восточный колорит. Ну, а журнал «Советский экран» назвал «Вам и не снилось» лучшим фильмом года.
«Последняя поэма» пророчески стала последней из широко известных киноработ Алексея Рыбникова. Далее в творчестве композитора последовала драматическая история постановки знаменитой оперы «Юнона и Авось».
Сегодня Алексей Львович занимается своим театром и созданием серьёзных симфонических произведений. А вот для кино пока работать не планирует.
(Автор: Сергей Курий (по материалам shkolazhizni.ru)
В этой ТЕМЕ... «История музыки А.Рыбникова к фильмам, ч.1»