Элвис Арон ПРЕСЛИ

02-04-2012   0:17      358      0

Его творчество живет вот уже более трети века после ухода Элвиса из жизни, и, похоже, будет жить еще очень долго. Всего за 24 года своей музыкальной карьеры, Пресли успел исполнить рокабилли, рок-н-ролл, кантри, блюз, баллады, джаз-блюз, гавайские, мексиканские, испанские, неополитанские песни. Его имя на века помещено в Залы Славы Рок-н-ролла, Кантри, Блюза и Госпел. Элвис оставил людям столько музыки, что ее хватит на жизнь многих последующих поколений. Самое главное, что его песни несут людям радость, веру, любовь.

История нескольких песен.

Летом 1953 года, 18-летний Пресли устроился работать водителем грузовика. Именно тогда он решил зайти в звукозаписывающую студию, принадлежавшую Сэму Филлипсу, и за восемь долларов записать под гитару пару песен. Отпечатанная в одном экземпляре двухсторонняя пластинка с песнями «My Happiness» и «That’s When My Heartache Begins» была формально запоздалым подарком матери Пресли, хотя подлинной причиной такого шага было желание Пресли услышать свой голос в записи. Так Элвис Пресли сделал свою первую демонстрационную запись, которая не осталась незамеченной владельцем студии Сэмом Филипсом, и уже год спустя на "Sun" был выпущен первый сингл Элвиса, который перевернул музыкальный мир. "That's All Right, Mama" стал первым локальным хитом Элвиса.

Мы попытаемся приоткрыть интересные факты из жизни Элвиса Пресли, а также послушаем и посмотрим его хиты.

Детство и юность

Элвис Пресли родился 8 января 1935 года в Тьюпело, шт. Миссисипи, в семье Вернона и Глэдис Пресли (близнец Элвиса — Джесс Гарон — умер во время родов). Семья Пресли была довольно бедная; положение усугубилось, когда отец будущего певца попал в тюрьму по обвинению в подделке чеков в 1938 году (он был выпущен лишь через 2 года). Элвис с детства рос в окружении музыки и религии: непременным было посещение церкви и участие в церковном хоре. Мать Пресли особенно следила за манерами сына, привив тому на всю жизнь...

исключительную вежливость и почтение к старшим. На своё одиннадцатилетие Элвис получил в подарок гитару, — взамен велосипеда, который семья не могла себе позволить. Вероятно, на такой выбор повлиял первый музыкальный успех Элвиса — за несколько месяцев до того он получил приз на ярмарке за исполнение народной песни «Old Shep».

Первая гитара и Мемфис

В 1943 Элвис победил в конкурсе юных талантов на ярмарке штатов Алабама и Миссисипи, спев Old Shep, а в 1946 получил в подарок от отца первую гитару. В сентябре 1948 года семья Пресли была вынуждена переехать в Мемфис (шт. Теннесси), где было больше возможностей для отца Пресли найти работу. Именно в Мемфисе Элвис начал более осознанно интересоваться современной музыкой, по радио он слушал кантри, традиционную эстраду, а также передачи с негритянской музыкой (блюз, буги-вуги, ритм-энд-блюз). Он также часто посещал кварталы Биль-стрит в Мемфисе, где воочию наблюдал игру чёрных блюзменов (так, например, Би Би Кинг знал Пресли когда тот ещё был подростком) и бродил по негритянским магазинам, под влиянием которых у Элвиса выработался свой, ярко выделявший его стиль одежды.

Окончив школу, Элвис уже определённо хотел стать музыкантом, только не знал в каком жанре — исполнять ли госпел и церковные гимны или играть кантри. Он даже успел, несколькими месяцами ранее, выступить в клубе и на нескольких концертах. Секретарь студии Филлипса записала данные Пресли, показавшегося ей любопытным (на вопрос, к какому исполнителю наиболее близко его пение, Элвис ответил, что такого нет). Преслипопросил её позвонить ему, как только фирме Филлипса (у того был свой лейбл Sun Records, выпускавший в основном тогда негритянскую музыку) потребуется певец. После этого он неоднократно останавливался в конторе студии, в надежде получить работу (для себя Элвис записал ещё одну пластинку в начале 1954 года). Вскоре Пресли стал выступать с концертами, где впервые продемонстрировал свою манеру двигаться и танцевать у микрофона, чем вызвал небывалый восторг публики и осуждение со стороны мэтров жанра.

В июне 1954 года Сэм Филлипс задумал записать несколько песен для Sun Records и для этого пригласил знакомых ему гитариста Скотти Мура и контрабасиста Билла Блэка.

В поисках вокалиста, он решил попробовать, по напоминанию своего секретаря, Элвиса Пресли. Поначалу ничего выразительного не выходило, репетиции тем не менее продолжались в студии несколько недель. 5 июля музыканты на перерыве после записи баллады «I Love You Because» стали наигрывать «That’s All Right (Mama)». Это была блюзовая композиция Артура Крудапа, однако Пресли, Мур и Блэк придали ей неожиданный ритм. Услышавший игру в студии, Филлипс спросил музыкантов, что они играют. Те признались, что сами не знают. Филлипс попросил их повторить то же самое и записал песню. Аналогичным образом была записана следом «Blue Moon Of Kentucky», блюграссовый хит Билла Монро. Так родилось то звучание, которое подспудно искали Сэм Филлипс и сам Пресли.

Сингл «That’s All Right» (см. на видео вверху) вышел 19 июля 1954 года и разошёлся в количестве двадцати тысяч экземпляров, благодаря почти непрерывному проигрышу песни на радиостанциях Мемфиса. По формуле первого сингла (запись одной стороны на основе блюза, запись другой — на основе кантри) были выпущены в течение года: «Good Rockin’ Tonight / I Don’t Care If The Sun Don’t Shine» (сентябрь 1954 г.), «Milkcow Blues Boogie / You’re A Heartbreaker» (январь 1955 г.), «Baby, Let’s Play House / I’m Left, You’re Right She’s Gone» (апрель 1955 г.), «I Forgot To Remember To Forget / Mystery Train» (август 1955 г.). Все эти песни стали не только неоспоримым артистическим достижением для самого певца, но классикой рок-н-ролла, обязанного своим развитием в немалой степени именно работам Элвиса Пресли для Sun Records. Стоит отметить, что его ранние пластинки не назывались тогда рок-н-роллом (термин этот всё ещё был используем редко), а считались новой разновидностью кантри, оттого прозвище Элвиса Пресли в те годы было «Хиллбилли кэт» («Hillbilly Cat»; «хиллбилли» — одно из устаревших названий кантри).

Ранняя музыка Пресли вызывала противоречия, так как радиослушателям того времени было непонятно, поёт ли белый исполнитель или негритянский (расовая сегрегация была тогда нормой жизни американского Юга), непонятен был жанр (популярная музыка, ещё с начала века, тоже чётко категоризировалась), — именно это смешение всех элементов американской культуры и ставится в заслугу Элвису Пресли.

Летом 1954 года также начались первые выступления Пресли, Мура и Блэка (на афишах они все вместе назывались «Blue Moon Boys»). Несмотря на провал взнаменитом радиоконцерте «Grand Ole Opry» в Нэшвилле в сентябре того года, выступления «Blue Moon Boys» проходили с возрастающим успехом. Они много гастролировали по Югу, особенно по Техасу, иногда с ними ездили Джонни Кэш и Карл Перкинс, восходящие звёзды Sun Records.

С октября 1954 года музыканты стали постоянными участниками субботних радиоконцертов «Louisiana Hayride». Именно тогда родилась характерная хореография движений Пресли на сцене, заключавшаяся в неистовом раскачивании бёдер в сочетании с эмоциональными движениями рук и тела, — вызывавшая беспрецедентное возбуждение публики.

Эти выступления, а также новые синглы способствовали росту известности певца в этом регионе, а к середине 1955 года и в национальном масштабе (сингл «I Forgot To Remember To Forget» занял 1-е место в хит-параде категории кантри журнала «Биллборд»). Это привлекло внимание полковника Тома Паркера, делового южанина, опекавшего в то время звезду кантри Хэнка Сноу. Паркер в течение года присматривался к Пресли, прежде чем заключил контракт с певцом в августе 1955 года на управление его делами (хотя формально прежний импрессарио Пресли — Боб Нил — ещё год оставался его менеджером). Паркер понимал ограниченные возможности Sun Records и искал выход на крупные лейблы. Наконец, заинтересованность проявили RCA Records, 20 ноября 1955 года подписавшие контракт с Пресли (RCA также предусмотрительно выкупили весь каталог записей Пресли на Sun Records за 40 000 долларов, из которых 5 000 предназначались лично Пресли).

1955 быстро перебежал в кульминационный для Пресли и всего рок-н-ролла год - 1956.

Но, это уже отдельная история...

В 1955 году ежедневная газета «The Miami Herald» опубликовала статью об одном самоубийстве. Неизвестный человек, уничтоживший удостоверение личности, оставил предсмертную записку со словами: «I walk a lonely street», что дало идею песне. А написана эта песня была Томасом Дерденом и Мэй Борен Экстон, учительницей средней школы Dupont Jr.-Sr. High School в Джэксонвилле, штат Флорида, матерью певца Хойта Экстона. Точно известно, что Элвис Пресли дал обещание автору - Мэй Борен Экстон ещё осенью 1955 года, что исполнит и запишет «Heartbreak Hotel». Она стала первой песней, записанной Пресли на той самой «RCA Records».

Текст песни «Heartbreak Hotel» рассказывает о конце романтической связи, используя метафору о гостинице как эмоциональном состоянии. Дебют её состоялся 11 февраля 1956 года, когда Пресли исполнил её на телепередаче канала Си-би-эс (Шоу Томми и Джимми Дорси). Мы предлагаем вашему вниманию версию этой песни на Milton Berle Show, 3 апреля 1956 года.

«Don’t Be Cruel/Hound Dog»

В 1988 году, американский режиссер Крис Коламбус выпустил фильм под названием «Отель разбитых сердец», основанный на мифическом инциденте о похищении Элвиса Пресли. В 2010 году, спустя более чем 50 лет после выпуска хита, «Heartbreak Hotel» вновь достиг 1-го места в хит-параде «Billboard Hot Singles Sales Chart». Песня включена в список «500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone», а также запечатлена в «Зале славы Грэмми». Кроме этого, существуют настоящие отели, названные в честь знаменитой песни — Отель Элвиса Пресли в Мемфисе (англ. Elvis Presley’s...

Heartbreak Hotel Memphis), а также голландские и бельгийские гостиницы "Heartbreak Hotel".

«Don’t Be Cruel» / «Hound Dog»

«Don’t Be Cruel» — (англ. Не будь жестокой) — песня, написанная Отисом Блэквеллом и получившая наибольшую известность в исполнении Элвиса Пресли, сделавшего её запись в 1956 году. В 2002 году песня была включена в «Зал славы Грэмми», а в 2004 году заняла #197 место в списке «500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone». В настоящее время эта песня также занимает 92 место в списке величайших песен всех времён. «Acclaimed Music» назвала её лучшей песней 1956 года, поместив на пятое место в своём списке избранных песен.

 

Сингл «Don’t Be Cruel» был первоначально был выпущен, как «А»-сторона сингла «Hound Dog». Примечательно, что обе стороны этого сингла стали хитовыми. Спустя десятилетия «RCA» переиздали сингл в формате «двухстороннего хита». Сингл стал первым в истории музыкальных хит-парадов, который достиг наивысших отметок одновременно в трёх категориях чарта «Биллборда»: поп-музыка, ритм-энд-блюз и кантри-энд-вестерн.

«Hound Dog» (англ. Охотничья собака) — известная песня, соответствующая музыкальным стандартам жанра рок-н-ролл, в которой главным и постоянным ритмом становится синкопированная хабанера. Песня написана в тандеме Джерри Лейбера и Майка Столлера и была впервые исполнена американской блюзовой певицей Уилли Мэй Торнтон, наиболее известной как «Большая Мама» Торнтон в 1952 году. Другие ранние версии песни записаны в жанрах кантри, блюза и рок-н-ролла в середине 1950-х. Самой известной из всех записанных кавер-версий, остаётся римейк 1956 года популярного исполнителя рок-н-ролла Элвиса Пресли. Версия Пресли была помещена на #19 место в списке 500 величайших песен всех времён. С 1970-х годов, песня часто использовалась в качестве саундтреков к таким фильмам-блокбастерам, как «Американские граффити», «Бриолин», «Форрест Гамп», «Лило и Стич», «Несколько хороших парней», а также к фильму «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Слушаем...

Первое выступление Элвиса Пресли в Лас-Вегасе, создало ему имидж «бунтаря», хотя сам певец никогда таковым себя не чувствовал и был скорее естественен в своих манерах. Впервые музыкант выступил в отеле «New Frontier» в период с 23 апреля по 6 мая 1956 года. В то же самое время, свои концерты давала и группа «Freddie Bell and the Bellboys» выступавшая в другом отеле Лас-Вегаса — «Sands Hotel». Элвис не только любил посещать их концерты, но и проявлял особый интерес к исполняемым музыкантами песням. Особый интерес у Пресли вызвала именно песня «Hound Dog», показавшаяся ему интересной. Так, у музыканта появилась идея записать кавер-версию на песню «Freddie Bell and the Bellboys». Выяснив у лидера группы, Фредди, нет ли у того каких-либо возражений против того, чтобы он исполнил песню в их интерпретации, Пресли получил утвердительный ответ. И так, уже к 16 мая, Элвис добавил песню «Hound Dog» в репертуар своих «живых» концертов.

Музыкант придал песне комический контраст, что делал довольно часто в своих записях. Пресли также использовал «вращение» по сцене, которое использовали во время своих выступлений группа «Freddie Bell and the Bellboys» в отеле «Sands Hotel». Песня в исполнении Пресли всегда пользовалась успехом у публики, и к тому же полностью соответствовала стандартам жанра рок-н-ролл.

В декабре 1956 Элвис посетил всё ту же студию Sun, где записал серию госпел и поп-хитов вместе с Карлом Перкинсом, Джерри Ли Льюисом и Джонни Кэшем. Кстати, в 1990 году они вышли под названием Million Dollar Quartet Session. А вообще, за 1956 год Элвис получил шесть "золотых" дисков, а песни I Want You, I Need You, I Love You, рок-н-роллы Don't Be Cruel и Hound Dog и баллада Love Me Tender поднимались на вершину поп-чартов; его первый альбом десять недель удерживал лидерство в альбомном списке, а в октябре состоялась его первая кинопремьера - в вестерне Хэла Уоллиса из времен Гражданской войны "Love Me Tender".

15 ноября 1956 года кинокомпания «20th Century Fox» выпустила в свет фильм режиссёра Роберта Вебба «Люби меня нежно» (англ. Love Me Tender). Мы не случайно взяли эту композицию на обзор, так как в этом вестерне произошел актёрский дебют известного музыканта и актёра Элвиса Пресли.

Первоначально в фильме не предполагалось никаких песен, но почуяв невиданный коммерческий успех, менеджер певца Том Паркер поспешил ввести четыре музыкальных эпизода — как неизменно поступал и дальше. В первый же день Элвис поразил режиссёра Роберта Вебба тем, что выучил наизусть весь сценарий, вплоть до авторских ремарок. Мать Элвиса Пресли, Глэдис, была столь расстроена трагической концовкой фильма, что Элвис признался своему менеджеру полковнику Тому Паркеру, что больше никогда не хотел бы быть убитым в своих фильмах. Подобного трагического финала в фильмах с участием Пресли в его фильмографии неизвестно.

В кино...

И хотя Пресли сыграл в этом фильме второстепенную роль и исполнил четыре короткие песни, но именно на него шли миллионы зрителей в кинотеатры той недели 56-го. Давняя мечта Элвиса стать актёром осуществилась. В 1957 году вышли ещё два фильма — «Любить тебя» и «Тюремный рок», принёсшие Элвису быстрый коммерческий успех. Кстати, вспоминая «Тюремный рок» (англ. "Jailhouse Rock") хочется сказать, что в 2004 году Библиотека Конгресса США внесла этот фильм в Национальный реестр фильмов (англ. National Film Registry) как фильм, имеющий «культурно-историческое или эстетическое значение». Элвис Пресли тяготел к драматическим ролям своих идолов Джеймса Дина и Марлона Брандо, однако его успех как музыканта принуждал киностудии давать ему более лёгкие роли, в которых его герой должен был петь, стремясь оправдать надежды поклонников.

Четвёртый фильм с участием Пресли «Кинг Креол», снятый в 1958 году, считался наиболее артистичной работой Пресли в кино. Музыкальный материал первых фильмов Пресли был высокого качества, совершенно не уступая его обычной студийной работе. Параллельно, с 1957-го по 1959 годы продолжали выходить один за другим синглы Элвиса, занимавшие 1-е места: «Too Much», «All Shook Up», «Don’t», «A Big Hunk O’Love» и другие композиции. Конечно же, переломным моментом в жизни Элвиса Пресли был призыв в армию США. Произошло это 24 марта 1958 года.

Известие об уходе Пресли в армию вызвало протесты в стране среди молодёжи: в адрес армии и президента шли письма с требованиями отменить службу для певца. Между тем, это было взаимовыгодное предприятие. Пресли улучшал свою репутацию среди более широких слоёв населения, хотя сам переживал, что его карьере придёт конец. Армия надеялась поднять престиж службы и привлечь новых солдат. Осенью 1958 года Пресли был направлен в 3-ю танковую дивизию, дислоцированную в Западной Германии, во Фридберг под Франкфуртом. Но перед этим в личной жизни певца случилась трагедия: 14 августа в Мемфисе умерла его мать. В армии Пресли выполнял обычные обязанности. Тем не менее, своё свободное время он проводил с размахом, недоступным другим солдатам: посещал кабаре Парижа, ездил в Италию, покупал автомобили, и в июне 1958 года, записался в студии. Пресли жил в отдельной квартире вместе со своими друзьями.

Чуть позже постоянный антураж из друзей и родственников получил в прессе прозвище «Мемфисской мафии». Некоторые члены «мафии» знали Элвиса ещё со школы, некоторые появились во время службы в армии. Постепенно сформировался костяк «Мемфисской мафии», к которому периодически добавлялись новые члены. Они окружали Пресли на протяжении его последующей жизни день и ночь, выполняя разнообразные функции телохранителей, лакеев, концертных промоутеров, музыкантов, и, наконец, просто друзей, без которых Пресли не мог обходиться. Именно они представили ему на одной из вечеринок в Германии 14-летнюю Присциллу Булье, которая в скором времени заняла в жизни Элвиса важное место. Личная жизнь Пресли - это целый отдельно сформированный мир, поэтому к нему мы вернёмся во второй части нашего жизнеописания...

Продолжение следует...

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ opensource.org

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий