Ожившие в цвете лица истории

24-11-2017   15:19      1433      0

Одна из форм фиксации исторических событий − фотография. Вопреки своей эстетической формы, черно-белые снимки зачастую подводят черту между прошлым и настоящим. Фотоколорист из Москвы Ольга Ширнина разрушила эту границу, разукрасив около двух тысяч архивных исторических черно-белых фотографий, примерно 600 из которых − фото дореволюционной России и порядка двухсот − снимки советского периода. Ольга Ширнина — самоучка и художник-колорист. В Internet-сети ее ник Klimbim. Ее знают благодаря невероятному таланту и кропотливой работе, которые превращают далекие фигуры на исторических черно-белых фотографиях в оживших людей. Ольга часто выбирает фотографии, на которых оживает история России: от портретов последней императорской семьи до смелых советских женщин-снайперов на Второй мировой войне. Художница может часами решать, какой выбрать цвет для той или иной фотографии. «Когда я раскрашиваю военную форму, я обязательно ищу информацию или спрашиваю специалистов. Я вовсе не свободна в выборе цветов. Когда я работаю над платьем 1890-х годов, я смотрю, какие цвета были модны в то время. Если же у меня нет ограничений, я играю с цветом, ища лучшую комбинацию».

Фотоколористика Ольги ШИРНИНОЙ (Klimbim)

Ольга ШИРНИНА: «Мне интересна история России, полная драматических и катастрофических событий, которые повлияли на историю как страны, так и всего мира. Иногда одна фотография может рассказать больше, чем тысяча слов. Я буду очень рада, если люди узнают о России что-то новое благодаря колоризации».В интервью Ольга рассказала о секретах "оживления" снимка при помощи цвета, тонкостях фотоколорирования и будущем черно-белой фотографии».

− Почему вы решили разукрасить такое количество исторических снимков, в частности, советских? 
− Из советского периода я, в основном, крашу военные снимки. Если колоризация получилась, люди на фото оживают и начинают выглядеть, как наши современники. Есть мнение, что люди прошлого иные: у них другие взгляд и выражение лица − колоризация позволяет снять или хотя бы отодвинуть временной барьер между нами. И думаешь иногда, что вот такого же человека я буквально на днях видела в метро. Фотографии военных лет я раскрашиваю в какой-то степени из принципа: в сети тьма фото Второй мировой войны с американцами, англичанами или немцами.. снимков отечественных солдат не так много. Сегодня такое время: если что-то отсутствует в медийном пространстве, то его будто и не было. Вот и читаешь порой нелепые комментарии, якобы единственная заслуга Красной армии заключалась в том, что она отвлекла на себя несколько немецких дивизий, пока американцы освобождали Европу. 
− Какой была первая реакция окружающих на ваше творчество?
− Когда я начала публиковать раскрашенные фотографии с советскими солдатами, то столкнулась с волной негатива, но со временем люди привыкли. Сегодня у меня есть замечательные коллеги-колористы Георгий Станиславский и Константин Фиев, публикующие прекрасные колоризации военных фото, и я надеюсь, что нас станет больше.

 “Многие видели старинные фотографии, вручную раскрашенные чуть ли не зеленкой. Зачем люди это делали? Наверное, чтобы лучше сохранить в   памяти облик умерших предков”.

− Зачем нужен цвет черно-белым фотографиям? 
− Черно-белые снимки раскрашивали всегда, ведь наши бабушки и дедушки фотографировались до появления цветного фото. Многие видели старинные фотографии, вручную раскрашенные ярко-розовыми и зелеными красками, чуть ли не зеленкой. Зачем люди это делали? Наверное, чтобы лучше сохранить в памяти облик умерших предков, которые тоже когда-то были молодыми и красивыми. Потом пришли компьютерные технологии и графические редакторы, которые, конечно, значительно расширили возможности работы со старинными фото. Людей, профессионально занимающихся этим делом, очень много. Думаю, мои раскраски привлекли внимание только тем, что я крашу не родственников, а исторические фотографии. 

− Обучались ли вы этому ремеслу профессионально? Расскажите, как все начиналось.
− Я заинтересовалась раскрашиванием фото лет пять-шесть назад. Тогда я увидела в сети работы колористов из разных стран, с некоторыми из них познакомилась и общаюсь до сих пор. Позже начала пробовать сама, но получалось плохо. Тогда я стала читать всевозможные уроки и просматривать обучающие видеоролики. Со временем чему-то научилась, но многое казалось чересчур сложным. В итоге я стала искать свои способы − чтобы попроще и побыстрее. 

 “Кровь − это жизнь, и лица оживают, если добавить оттенки красно-розовой гаммы. Тогда создается ощущение, будто кровь просвечивает сквозь кожу”

− И какой из этих способов оказался самым эффективным?
− Самая простая техника "для ленивых". Когда я рассказывала, как я это делаю, некоторые колористы даже предъявляли претензии, называя это не раскрашиванием, а непонятно чем. Однако это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства.

− Какими методами вы добиваетесь такого "живого эффекта"? 
− Люди на раскрашенных фотографиях нередко выглядят неживыми, с плоскими лицами и желто-коричневой кожей, будто обескровленными. А кровь − это жизнь, и лица оживают, если добавить оттенки красно-розовой гаммы. Тогда создается ощущение, будто кровь просвечивает сквозь кожу. Кроме того, живое лицо имеет множество тонов − бежевых, голубоватых, лиловых, серых и так далее. Именно они придают ему объем и живость.

 “Исторические личности иногда хочется раскрасить, чтобы увидеть в них реальных людей, а не "памятники" или строчки из учебников и статей”

− Какие герои преобладают на ваших фото и по какому принципу вы их подбираете? Есть ли у вас любимый или самый, на ваш взгляд, интересный персонаж? 
− Очень часто мой выбор зависит от качества фотографии. На днях мне попался замечательный снимок Кемаля Ататюрка, которого я не планировала красить, но фотография была очень четкая, в меру контрастная, и я сразу "увидела" ее в цвете. Исторические личности иногда хочется раскрасить, чтобы увидеть в них реальных людей, а не "памятники" или строчки из учебников и статей. Заглянуть, так сказать, в глаза. Проще всего красить голливудских красоток − и фотографии высокого качества, и никто не будет придираться по поводу неточностей в униформе. Должна признать, нередко выбор определяет моя лень: не хочется браться за многофигурные фотографии с множеством деталей. Восхищаюсь западными коллегами, которые красят, например, прибытие парохода на пристань − там и река, и пароход, и толпа народу на палубе и на берегу, и все разноцветные...

− Не теряют ли фотографии своей самобытности после раскрашивания?
− Раскрашенное фото − это лишь вариант интерпретации изображения. В сообществе колористов часто публикуют разные версии одного и того же снимка, их интересно сравнивать. Иногда бывает любопытно взглянуть на привычные, "классические" черно-белые фотографии в несколько ином виде − это своего рода деконструкция. Вообще, мне кажется, не стоит к этому относиться слишком серьезно: раскрасила − уничтожила самобытность. Черно-белый оригинал никуда не девается, колоризация существует параллельно с ним. Как любят говорить наши либералы, не нравится − не смотри. 

 “Следующее фото я обычно выбираю по контрасту с предыдущим. Если вчера я красила Николая II, то сегодня это будет кто-нибудь вроде Троцкого”

− Какого результата вы хотите добиться, колорируя фото? Совпадает ли реальный результат с первоначальной идеей?
− В зависимости от снимка задачи могут быть разными: попробовать раскрасить фотографию так, чтобы возникала иллюзия, что это снято буквально вчера на современный цифровой фотоаппарат, стилизовать под старинное цветное фото или, например, "под Винтерхальтера", если это дагерротип (прибор для фотографирования, применяемый в одной из самых ранних фототехник – прим. ред.). В идеале − сделать фото живым и гармоничным. Конечно, не все и не всегда получается, но сам процесс поиска цветового решения очень интересен, часто возникают необычные сочетания, о которых я и не помышляла.

− На что нужно обратить внимание в первую очередь при раскрашивании фото? 
− На свет. Цветовые оттенки зависят от источника освещения: та же кожа выглядит по-разному при дневном свете или при ярком свете софитов. Я обычно начинаю раскрашивать лицо, кожу, а затем все остальное. Если нет конкретной информации о цвете предметов на фотографии, стараюсь подбирать оттенки с учетом основных правил сочетания цветов.
− Какие еще фотографии вы планируете раскрасить? Будут ли они подчинены какому-либо одному сюжетному замыслу? 
− Я никогда не знаю, какое фото будет следующим. Бродя по интернету, я просто сбрасываю на жесткий диск потенциально интересные варианты, а потом просматриваю их по принципу, что приглянется в конкретный момент. При этом следующее фото я обычно выбираю по контрасту с предыдущим. Если вчера я красила Николая II, то сегодня это будет кто-нибудь вроде Троцкого. Иногда я прислушиваюсь к мнению своих подписчиков, в последнее время они требуют больше "интернациональных" сюжетов, а не только русских.

− Откуда вы берете оригинальные снимки? Есть ли какой-то специальный архив? 
− Из интернета, конечно. Но поскольку меня в первую очередь интересует русская тема, то источников качественных фотографий очень мало. Иногда мои подписчики присылают интересные снимки или предлагают новые темы, о которых я не задумывалась.

Че Гевара.

− Бывали ли случаи, когда в процессе колорирования вы вдруг понимали, что лучше оставить фотографии черно-белыми? 
− Есть фотографии, которые плохо поддаются раскрашиванию. Это сканы с печатных изданий, чересчур контрастные или очень сильно заретушированные фотографии, больше напоминающие гравюры. Из черно-белого снимка плохого качества вряд ли получится хорошая колоризация. Или же потребуется приложить массу усилий и потратить кучу времени, чтобы получить более-менее приемлемый результат. Для меня раскрашивание − хобби, развлечение, и биться над какой-нибудь картинкой без перспективы получить на выходе что-то интересное, мне не хочется. Бывает, что фотография чем-то зацепила, но результат все же не устраивает. Тогда я ее просто откладываю до лучших времен, например, на случай, если я узнаю какую-нибудь новую технику или новый инструмент, которые позволят добиться желаемого. 
− Что вы можете сказать по поводу будущего черно-белой фотографии? 
− Черно-белая фотография была, есть и будет как исторический документ эпохи. Существующие огромные фотоархивы в основном черно-белые, и даже если будет изобретена технология достоверного перевода в цвет (а не цветовой интерпретации, как при раскрашивании), вряд ли все они без остатка станут цветными. Наконец, я думаю, никто не будет спорить об особенном художественном эффекте черно-белой фотографии. 

Актриса Одри Хепберн.

− Какой совет вы можете дать людям, которые только начинают осваивать колорирование фотографий?
− Это очень увлекательное занятие. Чисто технические приемы легко освоит каждый, остальное решает "глаз художника". Основы теории цвета тоже не помешают. Все это можно найти в интернете. Я бы также посоветовала вступить в сообщество единомышленников – это возможность общаться с теми, кто тебя понимает, что тоже хорошо мотивирует.
− Хотели бы вы сделать колорирование фотографий вашей основной работой? Или вы предпочитаете оставить это в качестве хобби?
− Нет. Хороших колористов, профессионально занимающихся раскрашиванием фотографий, много. Для меня это интересное хобби и развлечение. Я еще не все инструменты изучила, а ведь каждый вновь освоенный технический прием расширяет возможности колоризации. Впереди еще столько интересного.

Окунитесь в мир фотографий «до» и «после» колористики от Ольги ШИРНИНОЙ

Графиня Елизавета Александровна Шереметева на костюмированном балу 1903 года.


Советский композитор Сергей Прокофьев.


Петр Аркадьевич Столыпин, 1908 год.


Великая княжна Ольга, первенец Николая II.


Владимир Ленин и Надежда Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой, Горки, 1922 год.


Алексей Николаевич Романов — Наследник Цесаревич и Великий Князь, пятый ребенок и единственный сын Николая II и Александры Федоровны.


Надежда Аллилуева, вторая жена Сталина.


Владимир и Елена Набоковы — родители писателя Владимира Набокова.


Александр Федорович Керенский, государственный и политический деятель.


Хрущев в Казахстане, 1964 год.


Композитор Михаил Иванович Глинка, 1856 год.


Балерина Матильда Феликсовна Кшесинская.


Лев Толстой.


Одна из величайших балерин XX века Анна Павлова, 1905-1910 год.

Русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики.

Сергей Есенин. Русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики.

Жена поэта Сергея Есенина в 1922-1924 годах.

Айседора Дункан. Жена поэта Сергея Есенина в 1922-1924 годах.

Русский поэт Серебряного века.

Николай Гумилев. Русский поэт Серебряного века.

Русская поэтесса, переводчица и литературовед.

Анна Ахматова. Русская поэтесса, переводчица и литературовед.
 

Известная поэтесса Серебряного века.

Анна Ахматова. Известная поэтесса Серебряного века.
 

Одна из основателей поэтического течения – акмеизма.

Анна Ахматова. Одна из основателей поэтического течения – акмеизма.

Советский партийный и общественный деятель, жена Владимира Ленина.

Надежда Крупская. Советский партийный и общественный деятель, жена Владимира Ленина.

Видный российский политический и общественный деятель.

Александр Керенский. Видный российский политический и общественный деятель.

Поэт-гений и гражданин.

Владимир Маяковский. Поэт-гений и гражданин.

Поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Осип Мандельштам. Поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Русский писатель и драматург, автор множества произведений.

Михаил Булгаков. Русский писатель и драматург, автор множества произведений.

Русская поэтесса, одно из наиболее известных имен Серебряного века.

Марина Цветаева. Русская поэтесса, одно из наиболее известных имен Серебряного века.

Советский поэт, музыкант, актёр, автор многих сотен песен на собственные стихи.

Владимир Высоцкий. Советский поэт, музыкант, актёр, автор многих сотен песен на собственные стихи.

Последние минутки прежней девичьей жизни в родительском доме.

Молодая невеста. Последние минутки прежней девичьей жизни в родительском доме.

Артистка балета Мариинского театра, балетмейстер и педагог.

Агриппина Ваганова. Артистка балета Мариинского театра, балетмейстер и педагог.

Русская советская актриса театра и кино.

Людмила Глазова. Русская советская актриса театра и кино.

Священник Русской Православной Церкви.

Иоанн Кронштадтский. Священник Русской Православной Церкви.
 

Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель.

Иоанн Кронштадтский. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель.

Советский государственный и партийный деятель.

Лев Троцкий. Советский государственный и партийный деятель.

Богатейшая наследница древнего аристократического рода.

Княгиня Юсупова. Богатейшая наследница древнего аристократического рода.

Великий вождь трудящихся всего мира.

Владимир Ленин. Великий вождь трудящихся всего мира.

Советский вождь в молодости.

Иосиф Джугашвили (Сталин). Советский вождь в молодости.

Первая женщина нарком, борец за освобождение женщины.

Александра Коллонтай. Первая женщина нарком, борец за освобождение женщины.

Первый массовый легковой автомобиль СССР был позаимствован у американского автопрома.

Автомобиль "ГАЗ-A". Первый массовый легковой автомобиль СССР был позаимствован у американского автопрома.

Известная и неоднозначная личность в отечественной истории.

Григорий Распутин. Известная и неоднозначная личность в отечественной истории.
 

Сибирский старец, целитель, особо приближенный к императрице Александре Федоровне.

Григорий Распутин. Сибирский старец, целитель, особо приближенный к императрице Александре Федоровне.

При взгляде на нее создается четкое понимание – именно так и должна выглядеть королева.

Людмила Чурсина. При взгляде на нее создается четкое понимание – именно так и должна выглядеть королева.

Один из величайших писателей мира.

Лев Толстой. Один из величайших писателей мира.

Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы.

Антон Павлович Чехов. Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы.

Русский советский писатель,  прозаик, драматург, поэт, публицист.

Максим Горький с супругой. Русский советский писатель, прозаик, драматург, поэт, публицист.

Шествие советских атлетов.

Парад на Красной площади. Шествие советских атлетов.

Деревня в Екатеринбургской области.

Русская семья. Деревня в Екатеринбургской области.

Передовики производств были удостоены чести стать первыми пассажирами лучшего в мире метро.

Первые пассажиры московского метро. Передовики производств были удостоены чести стать первыми пассажирами лучшего в мире метро.

Советская актриса театра и кино.

Валентина Серова. Советская актриса театра и кино.
 

Мэрилин Монро советского кино.

Валентина Серова. "Мэрилин Монро советского кино".

Русская драматическая актриса.

Вера Комиссаржевская. Русская драматическая актриса.

На призывном пункте.

Красный уголок. На призывном пункте.

Уникальная актриса, вошедшая в историю отечественного кино блестящими ролями.

Галина Сергеева в фильме «Пышка». Уникальная актриса, вошедшая в историю отечественного кино блестящими ролями.

Советская актриса, имя которой уже давно стало негласным символом всего советского кинематографа.

Любовь Орлова. Советская актриса, имя которой уже давно стало негласным символом всего советского кинематографа.

Актриса, доказывшая, что и дочь простых крестьян может стать великой артисткой.

Марина Ладынина. Актриса, доказывшая, что и дочь простых крестьян может стать великой артисткой.

Один из известнейших и талантливейших актеров советского кинематографа.

Николай Рыбников. Один из известнейших и талантливейших актеров советского кинематографа.

Советский художественный фильм-сказка с участием Янины Жеймо.

"Золушка". Советский художественный фильм-сказка с участием Янины Жеймо.

Советская и российская актриса театра и кино.

Ия Саввина. Советская и российская актриса театра и кино.

Легендарный советский футбольный вратарь.

Лев Яшин. Легендарный советский футбольный вратарь.
 

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ bigpicture.ru m24.ru mediasole.ru cont.ws kultorologia.ru klimbim.com

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий