Актрисы советского кино. ч.3

17-01-2017   0:11        280        0

Наши отечественные великие женщины-актрисы. Каждое имя — легенда, каждая роль — шедевр. И это без преувеличения и эпатажа. На них хотели быть похожими, их неповторимые образы и манеры копировали целые поколения эпохи Советского Союза. Они влюбляли в себя, заставляли смеяться и плакать. Актрисы советской эпохи XX-го века — это время становления настоящего актерского мастерства и эталон для мирового кинематографа.

Наталья ВАРЛЕЙ, Наталья СЕЛЕЗНЕВА, Евгения СИМОНОВА, Надежда РУМЯНЦЕВА

Наталья Варлей

7 самых красивых советских актрис

Детство

Наталья Варлей родилась 22.06.1947 в румынском городе Констанца в семье капитана дальнего плавания. Как гласит семейное предание, Варлей - фамилия валлийская. Предки Натальи Владимировны попали в Россию из Уэльса. В XIX веке русский фабрикант привез в Россию конюшню и двух братьев-жокеев по фамилии Варлей. Затем они женились на русских девушках и окончательно обрусели.
Детство Наташи прошло в Мурманске. С ранних лет будущая актриса проявила себя чрезвычайно одаренным ребенком. С четырех лет она начала писать стихи, затем училась в музыкальной школе, рисовала. Когда выучилась читать, стала запоем проглатывать одну книгу за другой.

Но в то же время она была очень болезненным ребенком: у нее обнаружили ревмокардит и запретили заниматься в школе физкультурой.

7 самых красивых советских актрис

Цирк

В конце 50-х годов семья Варлей поселилась в Москве. В один из дней мама повела Наташу в цирк. Они пришли раньше положенного времени, а тут внезапно начался сильный дождь. Мама с Наташей спрятались в кассе, и первое, что девочка там увидела, было объявление о наборе детей 11-13 лет в детскую цирковую студию. Буквально на следующий день, тайком от родителей, девочка отправилась по указанному адресу. Как это ни странно, но, обмерив Наташу вдоль и поперек, проверив ее гибкость и растянутость, педагоги студии сочли возможным принять ее к себе.

Рассказывает сама Н. Варлей: "Нас, студийцев, часто занимали на представлениях в прологах. Помню, когда был хрущевский обмен денег в 1961 году, сочинили для нас танец под названием "Копейка рубль бережет". Мы с фанерными огромными копейками по бокам выбегали на арену и радостно выкрикивали: "Копейка!", а последняя, десятая "копейка" кричала: "Гривенник!" И вот в очередной раз, выбегая в победном марше несокрушимой копейки, я застряла между зрителями. "Копейки" рассчитались без меня, и гривенник получился из девяти копеек. Все очень смеялись. Кстати, на представлениях я встречалась с Юрием Никулиным"

В 1965 году Варлей окончила Училище циркового и эстрадного искусства и пришла в труппу Московского цирка на Цветном бульваре. Работала эквилибристкой. Одно время выступала в одном номере со знаменитым клоуном Леонидом Енгибаровым: танцевала на трапеции с кастаньетами, сидя на стульчике, играла на концертино. И именно благодаря Енгибарову Наташа попала в кино. Произошло это при следующих обстоятельствах…

7 самых красивых советских актрис

"Кавказская пленница"

Енгибаров уже несколько лет снимался в фильмах и имел множество друзей в киношной среде. Одним из его приятелей был режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В один из дней 1966 года он пришел на очередное представление в цирк на Цветном бульваре и увидел там Наташу, Она ему настолько понравилась, что он тут же предложил ей сняться в его новом фильме "Формула радуги". И Варлей согласилась. Ей досталась маленькая роль медсестры.

К сожалению, картину на экран тогда так и не выпустили, найдя в ней какую-то крамолу. Однако, несмотря на эту неудачу, съемки в фильме сослужили Варлей хорошую службу: именно там на нее обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который в те дни готовился к съемкам фильма "Кавказская пленница". Варлей пригласили на пробы.

На роль студентки-комсомолки Нины в фильме претендовали без малого около пяти сотен актрис, среди которых были такие звезды советского кино, как Наталья Фатеева, сестры Вертинские, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Вика Федорова и др. Однако Гайдай после долгих раздумий решил остановиться на никому тогда не известной цирковой артистке, 19-летней Наталье Варлей. И, как оказалось, не ошибся.

7 самых красивых советских актрис

Наталья Варлей вспоминает о своих кинопробах: "Пришла на "Мосфильм". Дали мне почитать кусочек из сценария. Потом сняли небольшой эпизод с осликом. И вдруг Гайдай робко меня спрашивает: "Наташа, а можете ли вы раздеться до купальника?" Я ответила: "Конечно". И разделась. Все так и ахнули. Это сейчас актеры свободно обнажаются, а тогда и кинематограф, и вся страна были более целомудренными. Но у меня-то купальник являлся повседневной цирковой формой одежды, поэтому и мыслей никаких не возникло. Словом, сняли и этот эпизод. Пожалуй, он и решил выбор".

Затем наступили съемки: "До сих пор я помню каждый съемочный день. Много было и смешных, и казусных, и драматических ситуаций. Например, я чуть не раздавила знаменитую троицу. Помните, когда они стояли на дороге с Вициным посередине? Я мчусь на красной машине, а у нее вдруг отказывают тормоза. Слава Богу, реакция у наших прекрасных комиков оказалась отменной.

Навсегда остался в памяти первый опыт артистического перевоплощения. До этого я фактически играла саму себя. Образ же Нины в "Кавказской пленнице" совершенно не похож на меня в жизни: я никогда не была уверенной в себе, озорной, оптимистичной, скорее - тихой, мечтательной, романтичной. Так что Гайдай из меня прямо на съемках лепил "комсомолку, спортсменку и просто красавицу".

И еще одно, далеко не комедийное воспоминание связано не со съемками, а уже с просмотром готового фильма. Мы представляли его комиссии и смотрели больше, конечно, не на экран, а на ее членов. У них были каменные лица! У нас возникло ощущение полного провала. Но потом был другой просмотр - в Доме кино. Там зрители хохотали с первого и до последнего кадра. Честно говоря, реакция комиссии мне так до сего дня и непонятна, но помнился тот ужас, который она вызывала в душе.

Премьера "Кавказской пленницы" состоялась в Москве 1 апреля 1967 года. Успех картины был оглушительным. К Варлей пришла всесоюзная слава. С этого момента ей буквально не давали прохода возбужденные почитатели ее таланта. Наталья Варлей покорила сердца зрителей своей красотой и обаянием. Песню "спортсменки, комсомолки и красавицы" Нины о белых медведях напевала вся страна. Варлей писали письма, признавались в любви.

Когда она с цирком приехала на гастроли в Горький, возле здания, где проходили представления, собралась внушительная толпа, которая желала получить автограф у молодой звезды. Эта толпа стояла у цирка три дня, с каждым днем увеличиваясь в размерах. В конце концов, нашу героиню пришлось срочно выводить из цирка через черный ход и уводить подальше от этого места. В другом городе актрису поселили на втором этаже гостиницы, и каждый вечер к ней на балкон забирались поклонники, которые настойчиво предлагали ей руку и сердце.

Стоит отметить, что, несмотря на такой огромный успех фильма "Кавказская пленница", сама Варлей получила за него премию сначала в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился.

Сама Наталья об этом фильме говорит так: "Среди 60 картин, в которых я снялась, для зрителей моим главным фильмом остается "Кавказская пленница". Это особый фильм. Особенный. Его повторяют снова и снова, и каждый раз его смотрят... На съемках "Кавказской пленницы" запомнилось все... больше было сложного, чем веселого. Моя жизнь развивалась бы совсем иначе, не будь "Кавказской пленницы". Она изменила мою судьбу, перевернула всю мою биографию. Я не собиралась идти в театральное училище до этого фильма".

7 самых красивых советских актрис

Перемены в судьбе

Успех "Кавказской пленницы" круто изменил судьбу Натальи Варлей. Она покилула цирк и поступила в театральное училище имени Б. В. Щукина.

Еще одним событием в жизни актрисы стало ее замужество. В конце 1969 года она вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, сына известных во всем мире актеров Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Несмотря на то, что в дальнейшем их пути разошлись, Варлей о своем первом муже рассказывает только хорошее. Вот как она описывает историю своего замужества: "Володя влюбился в меня, когда увидел "Кавказскую пленницу". Он был молодым, сильным, крепким. У нас были общие дипломные спектакли, я играла Снегурочку, он - Мезгиря. Он был очень способный человек, с прекрасными внешними данными, добрый по сути. Володя четыре года ночевал на чердаке, чтобы увидеть, как я прохожу мимо. Но когда мы поженились, он стал ревновать меня к каждому фонарному столбу. Находились люди, которые говорили ему: "Я с ней был". И мы выясняли отношения через день!"

Надо отметить, что где-то на последнем курсе "Щуки" в судьбе Варлей появился человек, который вполне мог бы обеспечить ей безбедное будущее далеко за пределами родины. Однако они расстались.

Вспоминает Н. Варлей: "К нам в училище приехали из Бельгии студенты театральных вузов. Возглавлял эту компанию Люсьен Хармегинс, сын министра обороны Бельгии. Мы все подружились. Потом, когда они вернулись домой, я стала получать от Люсьена письма. Приглашал погостить в Бельгию, звал на его виллу в Ниццу. А чтобы мне в голову не приходило ничего дурного, предлагал взять с собой подружку. В общем, влюбился и очень хотел на мне жениться. Но у меня тогда были совершенно другие планы. Если бы он появился в моей жизни раньше, чем Володя, возможно, все сложилось бы по-другому".

Роли 60-х

В конце октября 1967 года состоялась премьера еще одного фильма, в котором Варлей сыграла главную роль. Речь идет о картине К. Ершова и Г. Кропачева "Вий". Можно смело сказать, что это был первый фильм ужасов в нашем отечественном кино. Варлей сыграла в нем роль Панночки.

Актриса вспоминает: "На съемках этой картины мне не раз бывало страшно. Например, когда я выпала из гроба. Гроб был привязан на длинной веревке к стреле крана и на большой скорости несся по кругу. В какой-то момент я потеряла равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня Куравлев меня поймал. Проявил, можно сказать, чудеса циркового партнерства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла...

Вообще только много позднее я осознала, какой был страшный грех сниматься в картине "Вий"… За ним потянулся шлейф несчастий. Казалось, все в жизни стало рушиться. Предательства, измены, расставания, клевета, а потом и гибель мужа, хотя уже и бывшего".

Помимо фильма "Вий", Варлей в конце 60-х также снялась в картинах: "Семь невест ефрейтора Збруева", "12 стульев", и других. В комедии Гайдая "Двенадцать стульев" она сыграла Лизу, на роль которой пробовалась также актриса Наталья Гурзо. Рассказывает Наталья Варлей: "Поначалу я пробовалась на роль Эллочки-людоедки. Но потом Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик - и тот час увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной".

7 самых красивых советских актрис

Театр

Окончив театральное училище в 1971 году, Варлей поступила в труппу Театра имени Станиславского. В театре ее первой большой ролью была Роз-Мари Фей в спектакле Н. Погодина "Альберт Эйнштейн". Затем она получила еще две главные роли, однако сыграть их ей тогда не удалось по вполне прозаической причине: она забеременела. Вскоре, на свет появился сын, которого назвали Василием. Однако к тому времени молодая семья уже распадалась: Владимир Тихонов стал все чаще злоупотреблять алкоголем, в доме на этой почве постоянно происходили скандалы. И в 1971 году Варлей приняла решение развестись. В 1990 году Владимир Тихонов умер от острой сердечной недостаточности из-за злоупотребления наркотиками и алкоголем.

В 1972 году, уже через месяц после рождения ребенка, Варлей вернулась на театральную сцену. Было очень тяжело, так как приходилось разрываться между домом и театром. Когда Василию исполнилось три года, она стала возить его с собой на гастроли по стране. Почему ребенка нельзя было оставить на попечение родителей? Дело в том, что родители актрисы в тот период серьезно заболели, а родители со стороны отца ребенка - В. Тихонов и Н. Мордюкова - были заняты своими проблемами (у Тихонова за год до Васи родилась дочка Аня).

7 самых красивых советских актрис

Возвращение Варлей в театр было трудным. Она вспоминает: "Первая роль была вводом в спектакль за две репетиции. Я немножко вышла из формы, жутко комплексовала. В зале сидели мои родители, текста было много. И в первой эмоциональной сцене я вдруг почувствовала, что меня "перемкнуло" от волнения и я не могу вспомнить ни одного слова! Меня прошиб холодный пот. В цирке, когда душило волнение, - а я ведь безумная трусиха, боюсь высоты, - в проходах стояли мои коллеги, которые поддерживали меня внутренне, и я успокаивалась. А здесь я повернулась к кулисам и увидела глаза актеров, которые радовались моему провалу. Все они отлично знали текст. Я посмотрела в другую кулису - то же самое. Во взгляде моего партнера читалось ехидное: "Ну что, звездулька?" Все это длилось минуту. Я посмотрела ему в глаза: "Боря, я текст забыла..." Он подсказал одно слово, я за это слово зацепилась и от злости вспомнила все. Я поняла, что в театре никто тебя поддерживать не будет, как в цирке. Хотя и там тоже от зависти резали тросы, люди гибли... Но это редкость, по большому счету в цирке есть чувство локтя..."

За время работы Варлей в этом театре сменилось четыре главных режиссера, и ее положение в нем было то стабильным, то шатким. Завистники не переводились. Однажды Варлей приехала из-за рубежа и привезла оттуда красивую кофточку. В первый же день надела ее в театр, но, когда после спектакля вернулась в гримерную, увидела, что на кофте кем-то из коллег прожжена огромная дырка.

В другом случае она должна была играть роль Натали в "Былом и думах". Режиссер Сандро Товстоногов пообещал, что спектакль будет идти в одном составе и, если кто-то из актеров заболеет, спектакль отменят. Однако надо же было такому случиться, что незадолго перед премьерой Варлей угодила в больницу. И тут же вокруг этой роли разгорелись интриги, в конце концов, ее получила другая актриса. Про свое обещание режиссер уже не вспоминал.

7 самых красивых советских актрис

Второй ребенок

Как было сказано выше, Варлей уже в четырехлетнем возрасте начала писать стихи. Не оставила она этого занятия и в более зрелые годы и в конце концов решила получить к трем своим дипломам еще и четвертый: в начале 80-х она поступила в Литературный институт (из-за этого даже покинула театральную сцену). В 1986 году, когда училась на втором курсе, родила второго ребенка, которого назвала Александром. Кто отец - осталось тайной.

Наталья Варлей вспоминает о рождении ребенка: "Я тогда училась в Литературном институте. Была беременна. Помню, печатала контрольную по истории КПСС (оказывается, в конце беременности нельзя печатать на машинке из-за вредной вибрации). Начались преждевременные роды. Ребенок не закричал сразу после рождения. Если бы не оказавшийся случайно поблизости детский врач Алексей Владимирович Грачев, то сына я потеряла бы. Позже этот врач ушел в духовную семинарию, стал служителем церкви и нашим семейным духовником. А лавина несчастий и бед в нашей семье схлынула только после того, как мы крестились в церкви и стали стараться жить по Божьим заповедям".

Другие работы в кино

В 70-е - 80-е годы Варлей много снималась, однако большая часть этих картин не вышла за рамки средних. Наиболее удачными среди них были фильмы: "Большой аттракцион", "Мой папа- идеалист", "Не хочу быть взрослым".

С середины 90-х Наталья Варлей практически перестала сниматься в кино. Актриса объясняет это тем, что ей не предлагают подходящих ролей: "Недавно читала сценарий, по которому мне отводилась роль женщины, рожающей в лифте. Или сценарий, по которому мне из постели не надо вылезать. Я не ханжа, но все-таки принадлежу к актерам старой школы".

Последней заметной работой Натальи Варлей в кино в 90-е годы был фильм "Волшебник Изумрудного города" (1994), где она сыграла сразу двух ведьм: Гингему и Бастинду.

7 самых красивых советских актрис

Поэтесса

В 1994 году Наталья Варлей окончила факультет поэзии Литературного института. Пишет стихи, вместе с композитором Николаем Шершенем выпустила два авторских диска-гиганта песен - "На высшей точке единения" и "Не умирай, любовь!" и два компакт-диска "Живая вода" (1996) и "Не оборвись во мне, струна" (1999). Диски с песнями Натальи Владимировны, по ее словам, раскупают охотно. А, судя по количеству зрителей, приходящих на ее творческие встречи, даже, несмотря на долгое отсутствие на экране, актриса остается одной из самых известных в России.

Телевидение

Чтобы не сидеть без дела, Варлей согласилась дублировать многочисленные сериалы, которые с середины 90-х наводнили российское телевидение. Наталья Варлей: "Я озвучила и сдублировала около 2000 ролей. Когда шла работа над "Дикой Розой", где я озвучивала Веронику Кастро, ко мне на улице подходили люди, благодарили. Ну, когда говорят: "Спасибо за "Кавказскую пленницу", я не удивляюсь. А тут - "Дикая Роза"! Что же, приятно: значит, я смогла войти в образ, слиться с ним".

Наталья Варлей по-прежнему практически не снимается в кино: "Я не вписываюсь в "новый" кинематограф, забывший о духовности. Устала отказываться от сценариев, которые не греют душу. Есть нравственная опора, которую никто не отменял. Вседозволенность - от лукавого. Имею силы и мужество отказываться от макулатуры: ни в "Клубничке", ни в прочих сериалах, слава Богу, я не снимаюсь".

Разочаровавшись в современном кино, Наталья Варлей стала телеведущей программы "Домашние хлопоты". Вот как родилась программа со слов самой актрисы: "Что-то похожее мне уже предлагал Андрей Разбаш. Тот проект назывался "Кухня", и его спонсором готов был выступить "Кнорр". Тогда я отказалась, заявив, что в рекламе не снимаюсь. Но с АТВ мы сделали передачу в какой-то степени актерскую, где мне позволяется и поимпровизировать, и взять какую-то часть подготовки сценария на себя. Нам пишут со всех концов нашей все еще необъятной страны. Письма разные - и с рецептами, и с благодарностями, и возмущенные: как, мол, вам не стыдно говорить об ананансах во фритюре, когда народ в регионах голодает?! Но у нас удивительные люди, которые умеют готовить разнообразные обеды из того, что растет у них на огородах.

7 самых красивых советских актрис

Личная жизнь

Наталья Варлей любит украшать дом всякими безделушками. Как она признается: "У меня скопилось невероятное количество вещей - хохлома, керамика, жостовские подносы, резьба. И я почувствовала, что вещи стали вытеснять меня! Теперь я просто отдаю их".

О ее кошках - их у актрисы девять - ходят легенды. "Они для меня члены семьи! Все они - Зарплата, Пенсия, близнецы Бондик и Пондик и т.д. - родственники, нерозданные котята. Кроме Киски, которую поклонницы подбросили моему соседу на-найцу Володе Асимову. Моя мама долго не могла смириться с тем, что у меня столько кошек. Но однажды, когда ей стало плохо с сердцем, они буквально облепили ее и - полегчало. С тех пор она относится к ним с уважением. Когда у меня начинают болеть суставы, позвоночник (память о травмах в цирке), они начинают журчать, "петь" и мять меня. Вскоре я начинаю чувствовать, что возвращаются силы и боль прекращается. Так что кошки - самые сильные домашние лекари".

Старший сын Василий окончил Институт современных искусств, в 1995 году у него родился сын Женя. Младший сын Саша сейчас учится в гуманитарном университете на факультете журналистики.

Недавно Наталья вновь вышла замуж: "В моей жизни появился Володя. Это мой молодой муж - мы обвенчались накануне Масленицы. Что сказать о нем? Слава Богу, он не актер. Мы молодожены, и я пока не хочу много говорить на эту тему, хотя и не суеверна".

Наталья Варлей и сегодня выглядит прекрасно. Как говорят - "кавказской пленнице" всегда двадцать пять лет. Особого секрета красоты у нее нет: "Я ленюсь регулярно заниматься спортом, иногда начинаю бегать по бульвару, потом - плавать... Я не придерживаюсь какой-то системы в питании. Ем, что хочется, на что глаз "упадет". Но посты всегда соблюдаю строго. А возраст, я думаю, это, в первую очередь, состояние души".

Наталья Селезнева

7 самых красивых советских актрис

Детство

Наталья Селезнева (Полинковская) родилась 19.06.1945, в творческой семье. Ее отец, Игорь Полинковский, был известным в Москве фотографом. В 1966 году Наталья Селезнева окончила театральное училище имени Щукина и стала актрисой Театра сатиры, но ее первый выход на сцену состоялся много-много раньше...

Ей было всего шесть лет, когда к маленькой Наташе на улице подошел актер Михаил Михайлович Майоров и за руку привел в свой Театр Советской Армии на пробы в спектакль «30 сребреников», в котором Наталья Селезнева впоследствии играла целых три года.

7 самых красивых советских актрис

Да, Господин Случай и Госпожа Удача вносили щедрый вклад в судьбу Натальи Селезневой. Однажды на одном из представлений Наташу увидела детская писательница Агния Барто и решила, что в кинофильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» по ее произведению должна сниматься именно эта девочка.

Поскольку съемки фильма проходили в Ленинграде и к тому же в учебное время, Наташе вместе с мамой пришлось на целый год переехать в северную столицу. Там им дали номер в гостинице «Астория», а Наташу устроили в ближайшую школу…

Потом были картины «Девочка и крокодил», «Аленка»… Правда, тогда Наталья Селезнева была еще девочкой и не понимала, с кем на съемочной площадке свела ее судьба, только потом ей стали известны фамилии Шукшина, Зарубиной, Высоцкого…

7 самых красивых советских актрис

Девушка Лида

Столь ранний дебют на сцене и экране предопределил дальнейший выбор девушки. Окончив школу, она в 1963 году поступила в Театральное училище имени Щукина. Наталья предполагала, что станет серьезной, драматической актрисой. Она и на вступительных экзаменах с вдохновением читала стихотворения Пушкина. Однако педагоги уже с первого курса разглядели в девушке комедийный талант. И действительно, первый успех ей принесла именно комедийная роль.

На пробы в одну из комедийных короткометражек Леонида Гайдая из серии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», Селезневу пригласил ассистент режиссера. Он увидел в ней идеальную кандидатуру на роль девушки Лиды, в которую влюбился главный герой Шурик (Александр Демьяненко).

7 самых красивых советских актрис

О том, как происходило утверждение, рассказывает сама актриса: «Я появилась на съемочной площадке у Гайдая 18-летней студенткой и, конечно, совершенно не понимала тогда, какая это удача,- встреча с таким режиссером. Он умел найти к каждому актеру свой, особый подход. Помните, в новелле «Наваждение» моя героиня и совершенно незнакомый ей Шурик штудируют перед экзаменом один учебник? Они настолько сосредоточенны, что все остальное проделывают совершенно механически. «Жарко, разденься!» - советует Лида Шурику и сама, сбросив одежду, остается в купальнике... Так вот, Леонид Иович, окинув меня взглядом, сказал: «Вам в кадре нужно будет раздеться». Я кивнула. «А как у вас с фигурой? Вроде бы не очень...» - «У меня не очень?» - возмутилась я и мгновенно сбросила с себя сарафан. Гайдай довольно улыбнулся: «Вы утверждены!» Потом он говорил, что я сделала это легко и раскованно (а по тем временам это было невероятно), но вместе с тем - "целомудренно", именно так, как ему было нужно...»

7 самых красивых советских актрис

Утверждение, утверждением, но Наталье еще предстояла серьезная беседа с ректором училища. В то время руководство Щуки строго-настрого запрещало своим студентам сниматься в кино. К счастью, все обошлось. Наверное, сыграло имя уже успевшего стать известным режиссера, а может быть что-то еще. Так или иначе, но Наталью благополучно отпустили на съемки.

В результате роль Лиды принесла Наталье Селезневой бешенную популярность, а новелла «Наваждение» с ее участием была удостоена специального приза на кинофестивале в Чехословакии.

7 самых красивых советских актрис

Театр, ТВ, кино

После того, как Наталья Селезнева снялась в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», она почувствовала, что этот жанр создан именно для нее, она спала и видела себя только в Театре сатиры. И свое принятие в 1966 году на работу в Театр сатиры Наталья Селезнева считает одним из главных подарков судьбы.

Очень скоро на телевидении стартовал многолетний и очень успешный телепроект «Кабачок 13 стульев», в котором приняли участие многие актеры Театра Сатиры. В их числе оказалась и Наталья Селезнева. Ей досталась роль жизнерадостной и невероятно модной пани Катарины. Роль была очень успешной, достаточно сказать, что после каждого очередного выпуска «Кабачка» вся женская половина Советского Союза принималась обсуждать новый наряд ее героини.

7 самых красивых советских актрис

Между тем, участие в «Кабачке» сыграло и свою отрицательную роль. Режиссеры, видящие в Селезневой лишь пани Катарину не спешили приглашать актрису в свои картины. Лишь Гайдай продолжал в нее верить. Участие в его новых картинах в 70-е годы закрепило успех Натальи. В его ставшей впоследствии легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» она сыграла жену Шурика, а в комедии «Не может быть!» бесподобно исполнила роль жены певца Барыгина-Амурского (незабвенного Олега Даля).

7 самых красивых советских актрис

Брак

У такой красавицы, как Наталья Селезнева, не могло не быть поклонников. В нее влюблялись коллеги по театру, актеры, снимавшиеся с ней в кино. Были невинные романы, но ни к чему серьезному они не привели.

7 самых красивых советских актрис

Свое счастье Наталья нашла во время съемок телесказки «Калиф-аист» режиссера Виктора Храмова. Наталье было 23 года, когда ее утвердили на роль Принцессы, а роль Принца досталась Владимиру Андрееву. Как впоследствии признавалась актриса, это была обоюдная любовь с первого взгляда. Вскоре они расписались (свадьбы как таковой не было), а спустя год у молодых родился сын Егор.

7 самых красивых советских актрис

Сегодня

В последнее время Наталья Селезнева переживает подлинный ренессанс. Она много снимается в кино, играя подчас шокирующие роли. Революционерка Елена Стасова в сериале Александра Сорокина «Воры и проститутки» предстает такой эротоманкой, что продвинутая в этом смысле Ксюша Собчак невольно кусает локти, поражаясь смелости своей коллеги по съемочной площадке. В 8-серийном боевике «Воротилы» с участием знаменитой Анни Жирардо Наталья Селезнева играет брошенную жену новоиспеченного дельца...

Продолжает актриса радовать и театралов - Селезнева по-прежнему играет в Театре сатиры.

7 самых красивых советских актрис

Личная жизнь

Наталья Селезнева и Владимир Андреев по-прежнему вместе – уже четыре десятка лет. Как признается актриса: «мы – актеры, и иногда разговариваем на повышенных тонах. Правда, до ссор дело не доходит: мы жалеем друг друга... семейная жизнь требует от людей взаимоуважения, и если его нет, то можно перейти грань дозволенного, а это уже первый шаг к распаду семьи».

7 самых красивых советских актрис

Сын актрисы - Егор личность независимая. Актером он быть не захотел, хотя, по мнению родителей, способности у него были. Окончив школу с золотой медалью, он поступил в МГИМО и пошел по дипломатической линии. Сейчас Егор с семьей живет в Германии. Наталья Селезнева считает, что актерскую династию должен продолжить внук Алеша, который родился в 1996 году. С раннего возраста он проявлял артистические способности.

У Натальи Селезневой три очень близкие подруги: Таня Кваша – жена актера Игоря Кваши, актриса Люда Максакова и Ира Михайлова, которая живет в одном доме с Селезневой. По знаку Зодиака актриса – Близнецы, а из астрологии известно, что женщины этого знака умеют дружить. По собственному признанию, Наталья Игоревна плохо переносит одиночество, даже телевизор не может смотреть одна.

7 самых красивых советских актрис

К своим внешним данным Наталья Селезнева всегда относилась весьма скептически. Может, потому, что никогда не считала себя неотразимой. У актрисы нет никаких подтяжек, и она не думает прибегать к услугам пластической хирургии. Наталья Селезнева никогда не курила, не пила, ей даже незнаком вкус алкоголя.

Актриса любит теплое молоко с медом. Есть у Натальи Селезневой и фирменные салаты красоты. Вот один рецепт: «Надо мелко нарубить морковь, капусту и свеклу, добавить туда сок половинки грейпфрута или лимона, соль и сахар». Из косметики актриса предпочитает природные средства и очень доверяет натуральным маслам.

Летом Наталья Селезнева все время на даче, там у нее есть любимый уголок: стоят березки, растет земляника, цветут незабудки. Такой нетронутый кусочек природы. Не только на даче, но и дома актеры разводят различные растения, у Андреева легкая рука, что ни посадит – все приживается.

Евгения Симонова

7 самых красивых советских актрис

Начало

Евгения Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в известной интеллигентной семье. Отец Павел Васильевич Симонов был крупным ученым, членом-корреспондентом АН СССР, а мама Ольга Сергеевна Вяземская преподавала иностранный язык. Брат Евгении Симоновой Юрий Вяземский впоследствии прославился как ведущий популярной телепрограммы «Умники и умницы».

Об актерской карьере Евгения до поры до времени не помышляла. Она училась хореографии, окончила музыкальную школу имени Гнесиных. Решение поступать в театральный вуз пришло уже ближе к окончанию школы. В 1972 году Евгения Симонова поступила в театральное училище имени Б. В. Щукина на курс Юрия Катина-Ярцева.

7 самых красивых советских актрис

Первые успехи в кино

Уже на первом курсе состоялся дебют молодой актрисы в кино. Она сыграла роль летчицы Маши Поповой в картине Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Евгения Павловна рассказывает, о том, как она была утверждена: «Я приехала в Киев в мае 1972-го. Как раз цвели яблони. На лестнице павильона киностудии имени Довженко увидела Быкова. Очень волновалась. А он просто пожал мне руку, и волнение прошло. Поняла, что все будет хорошо. Была маленькая проба, и режиссер меня сразу взял. Считаю Быкова своим крестным отцом в кино».

7 самых красивых советских актрис

Собственно говоря, это была небольшая роль: несколько сцен крупным планом. Однако красивая улыбающаяся юная девушка запомнилась многим зрителей. А спустя пару лет, в 1975 году, о Симоновой уже заговорила вся страна. Произошло это благодаря знаменитой комедии Георгия Данелии «Афоня», где ее героиней стала доверчиво-наивная медсестра Катя Снегирева, влюбившаяся в слесаря-сантехника Афанасия, роль которого бесподобно исполнил Леонид Куравлев.

Столь же трогательный образ был создан актрисой и в музыкальном телефильме режиссера Владимира Гориккера «Под крышами Монмартра» (экранизации знаменитой оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра»): скромная продавщица цветов Виолетта Шевалье волей судьбы и усилиями друзей становится звездой оперетты.

7 самых красивых советских актрис

Первый брак

В 1975 году вышла еще одна кинолента с участием Евгении Симоновой: приключенческий фильм «Пропавшая экспедиция». Актриса там досталась роль Таси Смелковой, дочери профессора Смелкова, возглавившего геологическую экспедицию к сибирской реке Ардыбаш, где, по рассказам местных жителей, было золото. Партнером актрисы по фильму был знаменитый актер Александр Кайдановский. В кадре они играли любовь и эти чувства затем перенесли в жизнь. Вскоре состоялась свадьба. Однако прожили вместе Евгения и Александр недолго: слишком разными они оказались людьми…

В том непродолжительном браке у Евгении Симоновой родилась дочь Зоя (1977 г.р.). Впоследствии она пошла по стопам родителей, став актрисой.

7 самых красивых советских актрис

Надо заметить, что после успеха «Афонии» и «Пропавшей экспедиции» на Симонову буквально обрушился шквал приглашений на различные роли. Однако из-за беременности она многие отклоняла. Отказала она даже таким мастерам, как Иосиф Хейфиц и Никита Михалков. Хейфиц предлагал ей главную роль в экранизации тургеневской «Аси», а Михалков – роль жены главного героя в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Что поделать – не вышло. Но у нашей героини все еще было впереди…

7 самых красивых советских актрис

Театр Маяковского

Окончив в 1976 году театральное училище, Евгения Симонова пришла в труппу Московского академического театра имени Маяковского, которым руководил знаменитый режиссер Андрей Александрович Гончаров. В юной, еще неопытной, но уже очень известной актрисе режиссеры видели идеальную героиню, и Симонова сразу же стала играть центральные роли.

Сцене Театра им. Маяковского актриса посвятила всю свою жизнь. В разное время она играла в спектаклях: «Кукольный дом» (Нора), «Шутка мецената» (Яблонька), «Любовный напиток» (Лотта), «Исповедь Анны» (Анна Каренина), «КПД одержимости» (Таня), «Чайка» (Нина Заречная), «Она в отсутствии любви и смерти» (Она), «Место для курения» (Катя), «Смотрите, кто пришел!» (Алина), «Да здравствует королева, виват!» (Мария Стюарт), «Валенсианские безумцы» (Эрифила) и др. Ее героинь отличали открытость, незащищенность, теплота и чистота, щемящая нежность и огромное обаяние.

В 1984 году за роли в спектаклях: «Жизнь Клима Самгина» (Лидия), «Молва» (Батюнина) актриса была удостоена Государственной премии СССР, а в 1995 году за роль в спектакле «Жертва века» ей была присуждена премия имени К.С.Станиславского, а также премия правительства Москвы.

7 самых красивых советских актрис

Принцесса

Однако вернемся в 70-е годы. После непродолжительной паузы, вызванной рождением дочери, Евгения Симонова вновь была на съемочной площадке. И вновь ее ждал успех. Речь идет о замечательной картине Марка Захарова «Обыкновенное чудо», в котором снялся цвет отечественного кинематографа: Олег Янковский, Александр Абдулов, Андрей Миронов, Екатерина Васильева, Ирина Купченко, Юрий Соломин и многие другие. Для молодой актрисы это был настоящий экзамен, который она с честью выдержала. Ее хрупкая, очаровательная и вместе с тем по-мальчишески решительная Принцесса взяла в плен миллионы сердец.

Широко известна драматическая история, произошедшая во время съемок этого фильма. Финальную сцену прощания снимали в люберецком песчаном карьере, на дне которого была огромная лужа. Вокруг нее и расположились актеры и вся съемочная группа. Ближе всех к луже подошла Симонова. Неожиданно для всех она начала уходить в зыбучий песок – по пояс, по грудь… Находившийся рядом Абдулов бросился ей помогать, но сил у него не хватало. К счастью, рядом находились пожарники, и только с их помощью актриса была спасена от неминуемой гибели.

7 самых красивых советских актрис

Звездные годы

Конец 70-х – первая половина 80-х – расцвет творчества актрисы. Помимо уже упомянутых ролей Евгения Симонова сыграла преподавателя английского Валентину Николаевну Романцову в веселой комедии «Баламут», певицу Джил Харт в телесериале «Рафферти», Аню в мелодраме «День свадьбы придется уточнить», студентку Александру Мороз в мелодраме «Контрольная по специальности», Альфонсину в экранизации романа «Подросток» Ф.М.Достоевского, Лизу в «Детях Солнца».

7 самых красивых советских актрис

Отдельно стоит отметить роль Анны Григорьевны Сниткиной в картине «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» - работу, достойную Мастера. Вот одна из рецензий: «Главная удача фильма - образ Анны Григорьевны. Е. Симоновой веришь сразу, без всяких оговорок. Веришь даже в придуманных сценаристами эпизодах. Вот она со всей пылкостью юности стыдит полицейского; вырывает из рук пасынка писателя китайскую вазу, предназначенную для заклада. Это как предчувствие будущего Анны Григорьевны - беспристанной многолетней борьбы с кредиторами, с обирающими писателя родственниками, борьбы за житейский покой писателя, за его возможность спокойно трудиться. Анна Григорьевна в фильме живет, особенно это заметно рядом с монументальной внутренней застылостью экранного Достоевского. Прекрасна она и в минуты "неправедного" гнева после первой встречи с писателем, хотя ее вспышка в фильме не совсем психологически оправданна. Анна Григорьевна шла не только к великому писателю, кумиру русской молодежи того времени. Она шла к человеку, в которого была влюблена с детства...! (М. Кузнецова «Достоевский: образ и облик»).

Второй брак

В 1983 году на съемках короткометражной ленты «Когда играли Баха» Евгения Симонова познакомилась с режиссером Андреем Эшпаем. Эта встреча оказалась счастливой. Евгения Павловна вышла замуж, и с тех пор они вместе. Окружающие этот брак считают чуть ли не идеальным. В 1986 году у супругов родилась дочь Мария. Впоследствии девушка окончила государственную консерваторию и стала известной пианисткой.

7 самых красивых советских актрис

Переходный период

Многие актрисы болезненно воспринимают «переходный» возраст. Еще вчера они были молодыми и красивыми, а сегодня… У Евгении Симоновой кризиса среднего возраста не было. Она как-то легко перешла с ролей принцесс на роли мам главных героинь. Сама актриса рассуждает на эту тему философски: «Во-первых, я сама в 21 год стала мамой, а в 44 - к своему неописуемому восторгу - бабушкой. А во-вторых, я никогда не была красавицей, поэтому мне особо нечего было терять. Помню, вдруг в 30 лет мне стало немножко жаль молодости. Я стала замечать изменения на своем лице и начала расстраиваться. Потом, прочитав интервью 52-летней Софи Лорен, я поняла, что в своих страданиях неоригинальна, потому что кризис среднего возраста - самое обычное явление, и успокоилась».

На какой-то период Евгения Симонова оказалась вне кинематографа, но вызвано это было объективными причинами – в 90-е годы в стране снималось мало фильмов и еще меньше хороших картин. Возвращение на экран состоялось уже в новом веке и в том числе благодаря супругу Андрею Эшпаю.

7 самых красивых советских актрис

«Дети Арбата»

Одной из первых больших работ в новом веке для Евгении Симоновой слала роль Софьи Александровны в картине своего мужа «Дети Арбата». Поначалу Андрей Эшпай не планировал участие Симоновой в своем фильме. Евгения Павловна вспоминает: ««Я буду сниматься в «Детях Арбата»?» - спросила я. «А кого ты там собираешься играть?» - «Мне нравится мама». – «Она старая. Она должна быть взрослее, чем ты». – «Почему? Саше Панкратову 23 года, а мне 46. Нормальный возраст». В конце концов, я его уговорила. И мы начали меня старить: я перестала краситься, отпустила волосы, чтобы вылезла седина. В результате меня после премьеры спрашивали: «Женя, у тебя там что, возрастной грим?», а я смеялась над Андреем: «Видишь, а ты боялся, что я буду молодо выглядеть». Никакого особого грима на «Детях Арбата» у меня не было, правда, роль там такая страдательная, что, хочешь не хочешь, начинаешь казаться старше».

При создании образа Софьи Александровны Евгении Симоновой помогли ее воспоминания. В свое время отец рассказывал ей о своей матери, как та, высланная из Ленинграда, тайком возвращалась в город, навещала близких, ночевала на вокзалах. Над ней постоянно витала угроза быть отправленной в лагерь в качестве «жены врага народа». Эти рассказы отпечатались в памяти Евгении Симоновой на всю жизнь.

Работа Евгении Симоновой в «Детях Арбата» была достойно оценена специалистами. В 2006 году актриса была удостоена Премии «Золотой Орел» за лучшую женскую роль в телевизионном кино.

7 самых красивых советских актрис

«Талисман любви»

В 2005 году Евгения Симонова впервые снялась в долгоиграющем проекте – сериале «Талисман любви». До этого у нее уже был опыт работы в сериалах: «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант», те же «Дети Арбата». Но там количество серий не превышало шестнадцати. «Талисман любви» же предусматривал целых шестьдесят! Как актриса, которая по собственному признанию не смотрит сериалы, согласилась на это? Она рассказывает: «Когда театральный режиссер Александр Назаров предложил роль и дал прочитать сценарий - отказалась. Но он стал мне говорить, что даже в «мыльной опере» можно играть профессионально. Чтобы в итоге получилось хорошая продукция, и актерам не было стыдно за свою работу, чтобы все не сводилось лишь к экономическим вопросам. Ведь не секрет, что одна из главных причин, которая подталкивает нас, актеров, сниматься в сериалах, - это деньги. И я согласилась». Кроме того, Евгению Павловну, по ее признанию, привлекло в сериале то, что это история семьи: «Я сама выросла в большой дружной семье, и это вот ощущение густонаселенного дома мне очень дорого. Я вообще очень люблю семейные истории. Мне всегда интересно про это читать и смотреть».

Героиня, которую Евгения Симонова сыграла в этом сериале - это женщина, мать, которая стоит во главе большого клана. Она пытается вести этот дом и действительно хочет, чтобы все обитатели его были счастливы, но ошибка ее в том, что она начинает моделировать судьбы своих детей по собственному подобию, своему представлению о том, что есть для них счастье. Тема, актуальная во все времена.

7 самых красивых советских актрис

«Многоточие»

У каждого актера, актрисы есть заветная роль, о которой они мечтают. Евгении Павловне повезло – свою заветную роль в кино она сыграла. Ею стала скульптор Кира Георгиевна в мелодраме Андрея Эшпая «Многоточие» (2006). В основу фильма легла повесть Виктора Некрасова «Кира Георгиевна» о преуспевающей советской скульпторше-монументалистке, запутавшейся в воспоминаниях о прошлом. «Не так часто в современных сценариях пристальное внимание уделяется женщине. Причем женщине немолодой. Эта работа для меня - подарок судьбы», - признавалась в одном из интервью Евгения Симонова.

А какие актеры ее окружали на съемочной площадке! Евгений Цыганов, с которым они работали вместе еще в «Детях Арбата», Сергей Дрейден, который, по мнению актрисы, имеет какой-то свой особый способ существования в жизни и в сценических работах, а еще: Игорь Гордин, Инга Оболдина, Чулпан Хаматова, Ольга Лапшина и другие мастера. Работать в такой компании для Евгении Симоновой было одно удовольствие.

Роль Киры Георгиевны – одна из лучших жемчужин в коллекции киноработ актрисы. Если не самая лучшая. Пронзительная история любви и потери. История о том, что порой невозможно вернуть то, что когда-то связывало двух любящих людей.

7 самых красивых советских актрис

Хрупкая женщина с железным характером

Рассказывая о Евгении Симоновой, как-то не поворачивается язык говорить о ее возрасте. Она и сегодня по-прежнему много работает в кино и на сцене. Среди ролей, сыгранных в 2008-2010 годы в кино: Марина Викторовна в мелодраме «Цыганочка с выходом», Ефросиния Андреевна Старицкая в драме «Иван Грозный», врач Маргарита Станиславовна Селезнева в мелодраме «Капля света». Одна из последних работ актрисы в театре – Агафья Тихоновна в спектакле «Женитьба» по Гоголю. Образ яркий, намеренно карикатурный. Актриса сыграла не живого человека, а заводную куклу с остекленевшими глазами, марионетку, которую можно «завести». Такая трактовка вызвала оживленные споры как среди зрителей, так и среди критиков, а потому можно с уверенностью сказать, что спектакль удался.

У многих журналистов неизменно возникает вопрос - откуда у актрисы берутся силы на столь активную жизнь? На это Евгения Павловна отвечает: «По секрету скажу, иногда бывает ощущение, что все - я не могу больше, не могу всем этим заниматься. Бывает, хочется сделать паузу. Но я, наверное, все-таки сильно привязана к своей профессии. <…> Я понимаю, какое это счастье, когда у тебя есть работа, потому что самое трудное - когда у тебя ее нет».

7 самых красивых советских актрис

Играя возрастные роли, Симонова остается хрупкой и невероятно обаятельной. При всем этом, за ангельской внешностью скрывается железный характер. Как-то, еще в 2003 году, вице-спикер Московской городской думы Олег Бочаров решил «выписать» себе на свадьбу не кого-то из певцов и музыкантов, а настоящий спектакль – «Женитьбу» Театра им.Маяковского со всеми звездами: Симоновой, Костолевским, Немоляевой. Главный режиссер объявил актерам, что состоится выездной спектакль на сцене театра «Эрмитаж». Однако о том, что представление будет приурочено к свадьбе, рассказал лишь некоторым актерам. Симонова была одна из тех, кого в это не посвятили. Когда же она узнала, что им уготована роль «свадебных генералов», то невероятно оскорбилась и тут же написала заявление об уходе. В течение недели режиссеру пришлось уговаривать ее, замаливать грехи. Лишь только после этого Евгения Павловна вернулась в труппу…

Надежда Румянцева

7 самых красивых советских актрис

Надежда Васильевна Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово Смоленской области.

Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила Надежде любовь к искусству. Ее отец был проводником поездов дальнего следования, а, выйдя на пенсию, стал егерем. Надю еще в школе называли «артисткой», в основном, за проказы. «Озоровала, чтобы зауважали сверстники», - говорит актриса. А как иначе можно было заявить о себе девочке крайне низкого роста и невнушительного телосложения?

В одном из интервью Румянцева вспоминала, как любила работать на сцене: "Купалась в своей профессии". С тем же восторгом она взялась за роли в кино: "Это не только съемки в Москве, но и экспедиции… можно поехать на море или на Северный полюс, или в пустыню. Я ведь нигде не бывала". Хотя партнеры по ранним фильмам - мальчишки младшего школьного возраста - норовили дергать ее, двадцатилетнюю, за косы и стукнуть портфелем, актриса была довольна этими картинами.

7 самых красивых советских актрис

Школу окончила с золотой медалью, а после пришла по объявлению в школу-студию при Центральном детском театре в Москве. Надела соломенную шляпу и с выражением прочитала монолог Фамусова, как раз перед актером Вороновым, игравшем в ЦДТ этого самого Фамусова. Шляпа летала по всей аудитории, приемная комиссия не сдерживала смех, и бойкая девочка поступила. А позже перевелась на третий курс ВГИКа.

Дебют Румянцевой состоялся в 1952 году в фильме «Навстречу жизни». Чтобы лучше передать характер своей героини, она пошла в ремесленное училище, где целый месяц изучала токарное дело.

На съемках фильма «Навстречу жизни» Румянцева должна была прокатиться на моторной лодке. Режиссер спросил, умеет ли она управляться с лодкой, и Надежда соврала, что умеет. Она боялась, что ее лишат роли, если она скажет правду. А эпизод снимался в октябре на Балтике. Лодка, разумеется, перевернулась, и незадачливая актриса оказалась в ледяной воде. Ее удалось вытащить, тем не менее, съемки пришлось задержать на несколько дней, пока она отлеживалась в больнице.

Дальше Надежда снималась с завидной регулярностью, пополняя каждый год свою фильмографию на один фильм, и к 1959 году подошла настолько созревшей актрисой, что роль Нади Берестовой в «Неподдающихся» была написана специально под нее. Так и получилось, что к моменту окончания Всесоюзного государственного института кинематографии Надежда Румянцева была сложившейся актрисой с амплуа «травести».

Звездным часом Румянцевой стали съемки в фильме «Девчата». Тося Кислицина в ее исполнении моментально стала одним из символов светлого будущего счастливой и жизнерадостной советской молодежи. Несмотря на то, что на эту роль претендовали десятки известных актрис, предпочтение отдали смешной, искрящейся энергией Наде Румянцевой, «Чарли Чаплину в юбке» - как прозвали девушку.

7 самых красивых советских актрис

Тогда еще никто не предполагал, что картина будет культовой советской комедией, а Тосю Кислицыну будут узнавать на улицах. Съемки были экстремальными. Северный мороз снимали в мае–июне. А финальную сцену, где герои целуются под огромной елью, пришлось играть в Ялте. Жара была градусов тридцать – «вареники с картошкой» расплавились бы на солнце. Актеры так правдоподобно терли нос варежкой, топтали искусственный снег и «мерзли» в тулупах, что зритель до сих пор поеживается. К слову сказать, претенденток на роль поварихи Тоси было немало, сыграть вместе со звездой советского кинематографа Николаем Рыбниковым хотелось многим.

– Рядом с ней невозможно было грустить, – продолжает Людмила Гнилова. – Надя – это всегда улыбка, всегда радость. Однажды мы поехали навестить заболевшую подругу, в автобусе не было мест. Надю сразу узнали, и все поднялись и уступили места – как будто Надя могла занять сразу столько мест. Соседи ее знали и любили. Приедешь, спросишь, как пройти, – и сразу подскажут: «А, Тося Кислицына? Ну, пойдем, дочка, провожу». Продавщицы оставляли товар и показывали дорогу. На рынке все даром отдавали. Ведь Надя – это счастье. Вы знаете, такого человека невозможно представить неживым.

7 самых красивых советских актрис

Ей исполнился 31 год, в то время как ее героине поварихе Тосе Кислицыной по фильму только стукнуло 18. За эту роль Надежда Румянцева получила специальный приз кинофестиваля в Мар-дель-Плато.

Руководитель проекта Михаил Ромм тогда заявил: «Играть будет эта «пичуга». Режиссер не прогадал, фильм получился легким, на все времена. Вечно юной в сознании телезрителей навсегда осталась и Румянцева, которая в свои тридцать играла наивную, звонкоголосую девчонку, которая и позже будет выглядеть как школьница.

Следующей ролью стала прославившаяся на весь Союз «королева бензоколонки» Людмила Добрыйвечер. Первоначально Николай Литус предлагал роль заправщицы эстонской актрисе Терье Луйк. Она была красивая и, как сейчас говорят, сексапильная. Только красотка имела один существенный недостаток - полное отсутствие чувство юмора, без которого, согласитесь, в комедии сниматься затруднительно. Проект был на грани закрытия, когда второй режиссер Алексей Мишурин, перебрав все имена, остановился на Надежде Румянцевой.

Разница между роковой женщиной и курносой девчонкой была огромна. Сюжет пришлось пересмотреть, но в итоге фильм получился гораздо лучше, чем задумывался.

7 самых красивых советских актрис

До 1967 года Румянцева по-прежнему снималась в год по фильму. Но с 1967 вплоть до 1975-го об актрисе никто ничего не слышал. Кто-то говорил, что Румянцева спилась, кто-то - что ее посадили за валютные махинации, кто-то вообще заявлял, что «чудо с косичками» сбежало в Америку. Однако все было гораздо прозаичнее: актриса встретила человека, в которого влюбилась сразу и безоговорочно - армянина по национальности, дипломата по профессии Вилли Вартановича Хштояна. «У меня уже тогда был багаж ролей, - рассказала журналистам Надежда Васильевна. - И я думала: ну еще одна роль, еще - и что дальше? А у Вилли так карьера складывалась, что надо было поехать за границу торгпредом».

Комедия «Крепкий орешек» вызвала шквал писем от недовольных трудящихся в адрес артистов, высмеивающих Красную Армию. Это неприятное событие подтолкнуло Румянцеву к сложному решению, которое и без того давно назревало. Вместе со своим мужем Вилли Хштояном, работавшим в Минвнешторге, Румянцева уехала за границу, где провела около пятнадцати лет. Она жила в Египте и Малайзии. Разумеется, за это время ее творческий багаж мог пополниться не одним фильмом. Но, как однажды заметила Надежда Васильевна, «мой главный долг - быть рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи (для армянина это особенно важно). Он не должен говорить: «Я муж Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я жена Вилли Вартановича».

Надежда Васильевна с удовольствием вспоминает то время: «По статусу как жена торгпреда я не должна была работать. Очень много времени уделяла спорту: игра в теннис, плавание. Хорошая, красивая жизнь. Такая, какой и должна быть жизнь у звезды. В театре нас никогда не учили держать себя в форме, а в этих поездках я начала следить за собой. У нас, у русских, национальная черта – лень. Вот если бы, сидя дома у телевизора, за чайком с пирожным, можно было держать форму...»

7 самых красивых советских актрис

Правда, одна обязанность у Румянцевой была за границей – кормить мужа: «Повара приглашала, только если устраивали прием, а так сама ему готовила. Если бы кто-нибудь другой готовил, муж бы не стал есть. Такой брезгливый человек. Он армянин – правда, московского разлива. Здесь родился и прожил всю жизнь... Даже в ресторане салат не станет есть. Он думает, что это все не вымыто. Да я сама такая. Когда в гостях у друзей, не отказываюсь от угощения: знаю, что и как делается. А если к не очень хорошим знакомым иду, то ем дома, а там говорю: «Ах, как жалко, что я дома пообедала, просто посижу с вами и выпью вина!»

В СССР супруги вернулись в конце 70-х. После этого Надежда Васильевна снялась в пяти фильмах, была ведущей программы «Будильник». Ее голосом заговорила Мартышка из серии мультфильмов про «38 попугаев», утенок Дилли из русского дубляжа «Утиных историй» и Куки в «Ловушке для кошек». А то, что новые роли не предлагали, актрису совсем не расстраивало - по ее признанию, она не видела на экранах ничего такого, о чем стоило бы пожалеть как об упущенной возможности.

7 самых красивых советских актрис

В успехе юной Натальи Варлей в "Кавказской пленнице" есть и доля Румянцевой. Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица Нина говорила голосом Надежды Васильевны. Как и шустрая мартышка в сериале: "38 попугаев", "Привет мартышке" и "Бабушка удава". А также героиня Одри Хепбёрн - Николь Боннэ в фильме "Как украсть миллион". И вряд ли интеллектуалы и фанаты культового сериала Дэвида Линча "Твин Пикс" задумывались, что в русском варианте Лора Палмер, Донна Хэйворд, Одри Хорн, Люси Моран, Мэдлин Фергюссон, Шелли Джонсон, Джози Пэккард и Энни Блэкберн говорили голосом той самой поварихи-детдомовки Тоси, которая задорно дразнила бригаду лесорубов: "Картошка жареная, отварная, пюре... картофель фри, картофель пай... картофельные пирожки с мясом, с грибами, с капустой... картофельные оладьи, рулет, запеканка, картофель тушенный с черносливом... шаньги!"

– Мы вместе озвучивали «Утиные истории», – вспоминает подруга Румянцевой актриса Людмила Гнилова. – Шутили, дурачились, говорили утиным голосом по телефону. Поднимешь трубку, а там: «Алло, это братец Лю? Это братец Надю» – почти как братья-утята. Надя была по-настоящему добрым человеком, не раз меня выручала. Я могла ей позвонить в любое время дня и ночи. Когда у меня были проблемы, Надя умела сказать что-нибудь простое и смешное – и сразу легче становилось.

– Мы с ней дружили без малого 30 лет, – рассказывает другая близкая подруга Надежды Румянцевой Галина Пешкова. – Человеком она была ответственным, удивительно пунктуальным, всегда держала слово. Но самое главное – она ко всему в жизни относилась позитивно! Рядом с ней хотелось радоваться жизни, и своей радостью, любовью к жизни она заражала каждого, кто общался с ней. Надя любила людей, точно подмечала все их особенности. Она даже рассказ об очередном походе в магазин превращала в юмористическую новеллу.

7 самых красивых советских актрис

Однажды Румянцева, встретив в коридоре «Мосфильма» знакомую актрису, стала жаловаться на свою жизнь — и критика ее ругает, и режиссеры отказываются приглашать, и денег нет, и болезни обостряются, и муж пьет. После того как знакомая удалилась, присутствовавшая при разговоре подруга Румянцевой с удивлением спросила, почему Надежда так сгустила краски — ведь у нее все было, в общем, неплохо.

— Ты знаешь, — сказала Румянцева, — дама эта очень любит соболезновать, и ей доставляет истинную радость, когда с кем-нибудь из друзей, а в особенности подруг, происходит что-нибудь неприятное. Почему бы не доставить невинную радость человеку?

После возвращения из-за границы Надежда Васильевна редко снималась в кино. Но вовсе не потому, что ее не приглашали. На самом же деле от многих предложений Румянцева просто отказывалась. Если ей предлагали сценарии, где были криминальные разборки и сцены насилия, она говорила: «Я лучше поеду сажать цветы на даче, чем буду тратить время на такие фильмы. Актер должен нести людям свет, добро, надежду и любовь. Если этого нет, тогда зачем такое кино».

– Вилик был рядом с Надей до последней минуты. Ведь они прожили вместе больше 40 лет! – говорит Галина Пешкова. – В их доме всегда было радостно, светло и уютно. Многие считают, что, выйдя замуж за Вилика, Надя вынужденно перестала сниматься в кино. Но для нее это совсем не было жертвой, скорее естественным ходом событий. Ведь она была с любимым мужчиной! Она никогда не жалела о несыгранных ролях.

Жизнь в Малайзии и Египте Надя вспоминала потом как хрустальную мечту детства. После возвращения на родину их навещала дочь Вилика от первого брака (своих детей у Румянцевой не было) с зятем, потом родился внук. Смех звучал в доме всегда.

7 самых красивых советских актрис

Надежда Румянцева была не только жизнерадостной, но и очень мужественной женщиной. Однажды в их квартиру ворвались грабители – воспользовались тем, что дома ждали слесаря. Открыл муж, два здоровенных амбала набросились на него, избили. Она готовила на кухне завтрак, когда подлетел бандит с пистолетом. Так и вспоминала потом: «Он мне кричит: «Застрелю! Быстро давай деньги!» А я говорю, как партизанка: «Стреляй – может, из меня деньги посыпятся! Господи, бояться какой-то мрази! Этот грабитель двухметрового роста сломал мне ребра, разбил рот. Дерусь, а сама думаю: «Ну, зубы вроде целы…» И тут приехала милиция – человек восемь с автоматами. Одного вора мы с Вилли схватили, я отобрала у него пистолет…»

Весь дом звонил в милицию. Но после удара по голове у Надежды Васильевны начались сильные боли.

Супруги переехали на Рублево-Успенское шоссе. Там Надежда Румянцева занималась цветами, в светской жизни участие не принимала, от интервью отказывалась. Жила, не суетясь, помня, что образы поварихи Тоси и фигуристки Люды нельзя разрушать однодневными поделками.

Она не любила шумные вечеринки, не понимала тусовок – они ей казались пиром во время чумы. Люди не радуются ничему, лица напряженные, думают о карьере – она не хотела этого видеть.

Эльдар Рязанов звал ее сниматься в «Небесах обетованных», а она отказалась наотрез: «Этот фильм не оставляет людям надежды». У людей должна быть надежда – Надежда Румянцева всегда в это верила.

7 самых красивых советских актрис

Она любила свой участок земли, сажала цветы, копалась в огороде. Если ее спрашивали, почему без перчаток, руки ведь будут грязными, повторяла слова матери: «Это же не грязь, это земля!»

– Надя прекрасно разбиралась в мире природы, знала название каждого кустика, каждой травинки, – рассказала Галина Пешкова. – Очень любила животных. Животные платили ей тем же. Ее предпоследней работой в кино была роль в фильме «Чудная долина». По сюжету ее героиня держит барана. Приехали на съемки. Баран пребывал не в лучшем настроении, и к нему мало кто отваживался подойти. Как только к нему подошла Надя, пошептала что-то, барашек успокоился, повеселел.

В семье Нади и Вилика жил миттельшнауцер Юджин. Как-то однажды Надя гуляла с ним в лесу, и ей под ноги упал вороненок – крошечный, размером со спичечный коробок. Она принесла его домой, стала кормить из пипетки, смастерила крошечную шину для переломанной лапки – и выходила птенца! Потом соорудила ему домик, охраняла малыша от Юджина. Он вырос и улетел в лес. А потом прилетал к дому Нади, но уже не один, а с подругой! И если Надя чуть-чуть опаздывала с кормом, настойчиво стучал клювом в окно – ты что, мол, подруга? Забыла про меня?

7 самых красивых советских актрис

4 апреля ее доставили в одну из столичных клиник – головные боли были такими сильными, что актриса теряла сознание. Муж дежурил у ее постели до последней минуты.

– Надя была здоровым, активным человеком, – рассказывала Галина Пешкова. – И вдруг эта опухоль… Она мучила ее полтора года. Но Надя справилась с ней! Полностью восстановилась. И вот болезнь внезапно вернулась…

Надежда Васильевна скончалась вечером 8 апреля 2008 года, в возрасте 77 лет, после продолжительной болезни. Похоронена на Ваганьковском армянском кладбище.

ПУБЛИКАЦИЯ russtu.ru по МАТЕРИАЛАМ terra-z.com

Отзывы и комментарии

Оставьте свой отзыв и/или комментарий